Бхикшуни
- 1 year ago
- 0
- 0
Бхи́кшу ( санскр. भिक्षु ; пали : бхиккху ; тайск. ภิกษุ ; тиб. དགེ་ལོང་ , Вайли dge long — гелонг ; калм. гелң ; монг. гэлэн ) — в буддизме — высшая степень монашеского посвящения . Монахи-бхикшу соблюдают свыше 220 обетов Винаи , основанных на принципе Личного освобождения .
Термин бхикшу происходит от санскр. भिक्ष् , бхикш — «просить милостыню, подаяние») и таким образом означает «живущий на подаяние» . Будда в Дхаммападе утверждает:
Не становится он бхикшу только из-за подаянья
Лишь накинув внешний образ, бхикшу подлинным не станет.
Тот, кто зло превозмогает как в великом, так и в малом,
Бхикшу истинным зовётся, зло любое победивши.
Согласно буддийским преданиям, первым бхикшу стал Каундинья (Конданнья), один из ранних учеников Гуатамы Будды .
Для того, чтобы стать полноправным членом сангхи (буддийской монашеской общины), человек принимает 227 указанных в Винае обетов (количество и толкования смысла некоторых из них в разных традициях весьма различаются). Новопосвящённый монах или монахиня держат только 36 обетов. Минимальный возраст принятия обета бхикшу — 21 год.
Несмотря на то, что термины « монах » и « монахиня » достаточно адекватно применимы к буддийским реалиям, порядок посвящения в буддийские монахи имеет ряд существенных отличий. В целом, следование системе пратимокши начинается с принятия немонашеского, мирского пятеричного обета упасаки (саскр upāsaka / upāsikā ; тиб. དགེ་བསྙེན། dge snyan /དགེ་བསྙེན་མ། dge snyan ma — геньен / геньенма ; мирянин/мирянка).
Первый из собственно монашеских обетов пратимокши ( санскр. pravrajya , тиб. rab byung — рабджунг , монг. ба́нди ), может приниматься начиная с шести лет. Предварительно кандидат отвечает на ряд вопросов, направленных на убеждение посвящающего в отсутствии у него препятствий для монашеской жизни. Дополнительно к обетам мирянина посвящаемый получает ещё три; в процессе церемонии получая необходимые атрибуты: монашеское облачение, чашу для подаяния и др. Статус в целом сравним с христианским послушником .
В четырнадцать лет правраджья получает право на посвящение шраманеры ( санскр. śrāmaṇera/śrāmaṇeri , тиб. dge tshul/dge tshul ma — гецул / гецулма ), включающее принятие 36 обетов.
По исполнении 21 года шраманера может стать полностью посвящённым монахом ( санскр. Bhikṣu/Bhikṣuṇīs , тиб. dge long/dge long ma — гелонг / гелонгма ), приняв 253 обета. В традиции тибетского буддизма линия передачи обетов полностью посвящённой монахини — гелонгмы — была утеряна, хотя в последнее время и имеют место отдельные попытки заимствования её из сторонних традиций.
В школах Махаяны монашеская практика считается низшей по отношению к практике бодхисаттвы , и поэтому первая рассматривается лишь как этап, предваряющий вторую, а не в качестве самодостаточной ценности.
В Тибете первая община гелонгов появилась во время царя Сонгцен Гампо , и достигла значительной численности при Трисонг Децене . Монашество активно развивалось в рамках школы сакья , было положено в основу практики в основанной Атишей школе кадам , и достигло расцвета в произошедшей от неё школе гелуг .
В школах ньингма и кагью , основанных мирянами, монашество также достигло широчайшего распространения, хотя в них продолжали существовать практики, несовместимые с монашскими обетами (напр., Хеваджра , отвергнутый Цонкапой именно по этой причине).
Основатель школы Тэндай в Японии, Сайтё , добился упразднения монашества в пользу принятия обетов бодхисаттвы, основываясь на апокрифической Брахмаджаласутре. Таким образом, адепты школы Тендай только условно могут именоваться монахами.
Имевший распростренение в европейской литературе термин « бонза » для обозначения буддийских монахов также имеет японское происхождение. Постольку бонза — это лишь старшина храма, термин был признан некорректным.