Бодхичи́тта
(
санскр.
बोधिचित्त
, bodhicitta;
bodhi
— пробуждение, просветление;
citta
— психика, сознание, ум, мысль, намерение, воля
) в
буддизме
в зависимости от контекста — устремленность к пробуждению
или пробужденное сознание
. На этой ступени человек преисполняется желанием избавить от страданий в
круговороте рождения и смерти
(сансара) уже не себя одного, но и всех окружающих.
Геше
Джампа Тинлей
(1996) предложил определение «ум, имеющий
альтруистическую
направленность к высшему просветлению, состоянию
будды
»
. Классическое определение бодхичитты дал
Майтрея
(Абхисамая-аламкара, 1.18):
«Зарождение бодхичитты — это
желание
полного совершенного Пробуждения на благо других.»
Бодхичитта является основой мотивации правильного религиозного поведения в
Махаяне
.
Основные концепции
Термин «бодхичитта» появился в протомахаянских текстах раннего буддизма (например, «Махавасту» школы
махасангхика
) и получил свое доктринальное значение в
махаяне
. Бодхичитта, процесс ее обретения и культивирования тесно связаны с состраданием ко всем
живым существам
(
каруна
), мыслями о пробуждении, а также с рядом ритуалов: словесной формулой торжественного обета бодхисаттвы, определенными действиями и жестами
.
Махаяна на пути постижения и достижения бодхичитты опирается на практики, которые создал в XI веке буддийский мыслитель и проповедник
Атиша
. Считается, что он объединил прежнюю «семичленную практику»
праджни
и путь «замены себя на других» из
Аватамсака-сутры
. В основе практик лежит принцип принятия неблагоприятных факторов на себя и отдачи благоприятных факторов другим живым существам
.
Философ и проповедник
Цонкапа
позднее в трактате «Великие этапы пути
Бодхи
» ввёл понятия о трёх уровнях личностей: малой, средней и высшей. Малая заботится лишь о благах этого мира. Средняя отворачивается от благ и греха, но заботится лишь о собственном духовном спасении. Великая — желает избавить от страданий других. Последнее состояние и есть бодхичитта
.
Условная, относительная бодхичитта (самвритти-бодхичитта) — это две ступени на пути к высшей бодхичитте: 1) «вдохновенная бодхичитта» — стремление достичь пробуждения, чтобы принести высочайшее благо всем существам; 2) «деятельная бодхичитта» — реальные дела, совершаемые во имя этой великой цели.
Высшая, абсолютная бодхичитта (парамартха-бодхичитта) — это мудрость (
праджня
), позволяющая проникнуть в суть всех явлений и постичь их подлинную природу, которая называется в махаяне «
шуньята
»
.
Путь бодхисаттвы к достижению состояния будды начинается с появления у человека первичной
установки
на обретение пробуждения «на благо всех живых существ» (бодхичитта-утпада)
.
Примечания
Лысенко В. Г.
Бодхи. Читта
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 159, 794. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
Терентьев А. А.
От редактора. Указатель терминов
// Чже Цонкапа. Сокращенное руководство к этапам пути Пробуждения (Средний ламрим)
(рус.)
/ пер. с тиб. А. Кугявичуса, под науч. и общ. ред. А. Терентьева. —
М.
: Фонд "Сохраним Тибет", 2016. — С. xiv, 581. — 656 с. — (Наланда). —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-905792-29-8
.
↑
Торчинов Е. А.
Бодхичитта
// Буддизм: Карманный словарь
(рус.)
/ под ред. Р. Светлова, П. Берснева. —
СПб.
: Амфора, 2002. — С. 24. — 187 с. —
3000 экз.
—
ISBN 5-94278-286-5
.
Андросов В. П.
Бодхи-читта
// Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / РАН, Ин-т востоковедения
(рус.)
/ под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. —
М.
: Ориенталия, 2011. — С. 130. — 488 с. — (Самадхи). —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-91994-007-4
.
↑
Сарамати. "Да шэн фа цзе у ча бе лунь" (Махаянский трактат о том, что в дхармовом мире не существует различий). Комментарий 3. Вступительная статья, перевод и комментарий Е. А. Торчинова. Подготовка текста, примечания Е. А. Кия
// Религиозный мир Китая 2005
(рус.)
/ под ред. И. С. Смирнова. —
М.
: РГГУ, 2006. — С. 22. — 327 с. — (Orientalia: Труды Института восточных культур и античности). —
300 экз.
—
ISBN 5-7281-0902-0
.
↑
Жамбаева У. Б.
// Буддийские тексты Китая, Тибета, Монголии и Бурятии (социально-философский аспект). — Улан-удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2012. —
ISBN 9785979304694
.
↑
Бальчиндоржиева О. Б.
// Вестник Томского гос. ун-та. — 2015. —
№ 391
.
Терентьев А. А.
От редактора
// Чже Цонкапа. Сокращенное руководство к этапам пути Пробуждения (Средний Ламрим)
(рус.)
/ пер. с тиб. Кугявичуса, под науч. и общ. ред. А. Терентьева. —
М.
: Фонд "Сохраним Тибет", 2016. — С. x. — 656 с. — (Наланда). —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-905792-29-8
.
↑
Лысенко В. Г.
Бодхичитта
// Философия буддизма: энциклопедия
(рус.)
/ под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. —
М.
: Восточная литература, 2011. — С. 166. — 1045 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-02-036492-9
.
↑
Жиронкина Ю.
Введение к первому изданию / О "Бодхичарья-аватаре"
// Шантидева. Путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара)
(рус.)
/ под науч. ред. Б. Загуменнова, пер. и общ. ред. Ю. Жиронкиной. — 2-е изд. —
М.
: Фонд "Сохраним Тибет", 2016. — С. 14-15. — 280 с. — (Наланда). —
ISBN 978-5-905792-25-0
.
Торчинов Е. А.
Расцвет буддийской психотехники. Махаяна
// Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния
(рус.)
/ под ред. И. П. Сологуба. —
СПб.
: Центр "Петербургское востоковедение", 1998. — С. 243. — 384 с. — (Orientalia). —
ISBN 5-85803-078-5
.