Бунъэй
- 1 year ago
- 0
- 0
Нитирэн ( яп. 日蓮 , 16 февраля 1222 — 13 октября 1282 , имя при рождении Дзэннитимаро яп. 善日麿 ) — японский монах, основавший школу Нитирэн-сю .
В возрасте от 16 до 32 лет Нитирэн проходил обучение во многочисленных храмах Японии, и в первую очередь в главном храме школы тэндай ( Энрякудзи ) на горе Хиэй , а также в Киото и Нара . Тогда он пришёл к выводу, что наивысшее учение Будды сосредоточено в Лотосовой Сутре . 28 апреля 1253 года он открыл и ввёл в практику знаменитую молитвенную формулу Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё , выражающую всю суть учения. Нитирэн убеждённо верил и доказывал, что современные буддийские школы, такие как сингон , нэмбуцу и дзэн , глубоко заблуждаются, пытаясь указать путь к просветлению, о чём он заявлял повсеместно на публичных проповедях.
После проповеди в июле 1260 года Нитирэна стали явно и неявно преследовать, на него совершались нападения и покушения, в 1261 году он был сослан на полуостров Идзу, а в ноябре 1264 — едва не убит.
Однако Нитирэн продолжал свои проповеди. После конфликта с Нинсё Рёканом (良観, Рё: кан) в сентябре 1271 года власти вызвали Нитирэна на дознание. Чуть позже чиновник Хэй-но Саэмон (平の左衛門) вместе с отрядом солдат арестовал Нитирэна, собираясь отрубить ему голову. Однако возникли небесные знамения, и световые вспышки с моря в Тацунокути, которые напугали его преследователей, и они не смогли совершить казнь. Этот момент считается поворотным в жизни Нитирэна, и носит название Хоссяку-кэмпон (発迹顕本).
Смысл понятия Хоссяку-кэмпон заключается в развеянии не-подлинного и раскрытии истины , при этом не-подлинной считается внешность Нитирэна как смертного монаха, а истиной — его проявление как бодхисаттвы Дзёгё (上行菩薩) или как Истинного Будды (本仏, хомбуцу).
После этого события Хэй-но Саэмон заменил казнь ссылкой на остров Садо в Японском море , известный суровой зимой и ветрами.
Находясь в изгнании на острове Садо, Нитирэн написал свои основные сочинения, и, вернувшись из ссылки будучи прощённым, он основался на горе Минобу ( яп. 身延山 ) префектуры Яманаси , позднее его ученики основали там храм Куондзи ( яп. 久遠寺 ). Остаток жизни Нитирэн занимался своими учениками и развивал свою школу.
Выдержка из труда «(Земные) желания (и) есть Просветление»
Страдания есть нирвана только тогда, когда человек постигает, что сущность жизни на протяжении бесчисленных циклов рождений и смертей не возникает и не исчезает. В Сутре бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость говорится «не устранив заблуждений и не отдалившись от пяти желаний, они смогут очистить свои кармы и избавиться от грехов». В Махасикане также говорится: «Неведение и пыль желаний — это просветление и страдания жизни и смерти — нирвана». В 16-й главе Сутры Будда говорит: «Каждое мгновение я думаю: „Как мне сделать, чтобы живые существа вступили на неимеющий высшего предела путь и быстро обрели тело Будды?“» В главе 2-й «Уловка» говорится: «Эта Дхарма всегда является законом: „Знак“ миров — постоянен». Сущность всех дхарм не что иное, как Наму-мё-хо-рэн-гэ-кё.
Образ Нитирэна был популярен в японской массовой культуре, особенно в период немого кино. Ему посвящены, в частности: