Interested Article - Тхиен
- 2021-06-27
- 2
Тхиен ( вьетн. Thiền , тьы-ном 禪 , тхьен) , полностью Тхьенна ( вьетн. Thiền-na , тьы-ном 禪那 ) , образовано от « дхьяна » ( санскр. ध्यान , IAST : dhyāna , «сосредоточение, созерцание») — буддийская школа во Вьетнаме , являющаяся преемником южной ветви китайского чань-буддизма . Во Вьетнаме история тхиен представляется в форме последовательного чередования следующих подшкол: школы Винитаручи , Во Нгон Тхонга , , Чук-лам, Нгуен Тхиеу и Лиеу Куана. Последние две школы часто рассматриваются в качестве единой школы Нгуен Тхиеу и Лиеу Куана, которую также называют школой Ламтэ ( Линьцзи ) . Тхиен близок к чань-буддизму и рассматривает чаньскую традицию в виде гомоморфной (аналогичной по структуре) себе .
История
Довьетнамский период
Начало традиции тхиен ( дзэн ) положил Будда Шакьямуни (V в. до н. э.) — основатель буддизма, который в одну из своих проповедей показал последователям цветок и улыбнулся. Ни один из учеников, не считая Махакашьяпы , не понял, что означает этот жест учителя. Махакашьяпа в ответ тоже показал цветок в своей руке и улыбнулся. В этот самый момент, согласно преданию, Махакашьяпа постиг просветление : это переживание Будда передал Махакашьяпе в прямой форме, без каких-либо поучений .
Традицию в Китай из Индии передал Бодхидхарма (440—528), который был также известен в Китае как Дамо , а во Вьетнаме как Бо Де Дат Ма ( вьетн. Bồ-đề-đạt-ma ) — легендарный индийский монах, 28-й патриарх буддизма и 1-й патриарх чань . Прибыв в Китай, он начал проповедовать своё учение, а затем поселился в монастыре Шаолинь , расположенном на горе Суншань , где, как утверждает традиция, медитировал лицом к стене девять лет без какого-либо движения . Второй патриарх, Хуэйкэ , был учеником Бодхидхармы, а третий, Сэнцань , был учеником Хуэйкэ.
Школы тхиен
Школа Винитаручи
В конце VI века, по данным вьетнамских буддистов, в стране возникает первая школа тхиен-буддизма. Её появление связывается с именем Винитаручи , ученика Сэн-цаня . Винитаручи пришёл во Вьетнам приблизительно в 580 году и остановился в провинции Хадонг в монастыре Фап-ван .
Школа Винитаручи по предположению буддолога Е. А. Торчинова была схожа с ранней чаньской традицией, а также с чань IX века. Число патриархов школы составляло 28 человек (от VI до XIII века). Школа испытала большое влияние со стороны последующих школ тхиен. В целом о школе известно крайне мало .
Одним из известных представителей школы был монах Ван Хань (умер в 1018 году), бывший советником династии Ле (980—1009) и оказавший большую помощь в становлении династии Ли , за что он был награждён должностью постоянного советника по внутренней и внешней политике .
Начиная с данного времени верхние слои вьетнамского общества стали сильно интересоваться буддийским учением. В литературе того времени часто описываются различные монахи-наставники правителя, выступающие в роли советников. Такие монахи имели специальный титул куок шы — «наставник государства» . Данным наставником мог стать только буддийский монах . Наиболее важные решения обычно принимались монархом только после совета с тхиенши (наставником тхиен или «небесным наставником»), который становился личным наставником императора .
Школа Во Нгон Тхонга
Приблизительно в 820 году во Вьетнам из Китая пришёл монах Во Нгон Тхонг (Уянь-тун), бывший учеником известного учителя чань Хуай-хая . Традиция Во Нгон Тхонга являлась ответвлением южного чань того времени и по предположению Е. А. Торчинова была схожа со школой Гуйян . Школа существовала и развивалась до середины XIII века и включала в своей линии сорок патриархов .
Школа Тхао Дьюнга
Освободившись от влияния Китая, в 968 году Вьетнам стал империей и провозгласил своей верховной идеологией тхиен. Но тхиен-школы Винитаручи и Во Нгон Тхонга не соответствовали потребностям государства на достаточном уровне, поэтому император Ли Тхань-тонг (годы правления — 1054—1072) возвысил на государственный уровень обновлённую традицию учителя из Китая (Цао-тана), учившего тхиен-буддизму в Тямпе . Тхао Дьюнг по заданию императора помог откорректировать писания наставников чань, что стало одной из главных причин создания императором Ли Тхань-тонгом новой школы на основе его учения . При этом император назначил Тхао Дьюнга «наставником государства». В дальнейшем Тхао Дьюнг перебрался в монастырь Кхай-куок, который располагался в столице Вьетнама и получил название «Кхай-куок» или «Основание государства». В монастыре Тхао Дьюнг собрал вокруг себя многих учеников, а через некоторое время он передал свой патриаршеский титул императору .
Кроме Ли Тхань-тонга, патриархами школы были ещё два правителя: император (годы правления — 1138—1175) и император (годы правления — 1176—1210) . Другие правители династии Ли также всячески поддерживали школу. Школа включала в себя 18 патриархов в период с XI по начало XIII века .
Школа Тхао Дьюнга брала своё начало из чаньской школы Юньмэнь. Отличительной особенностью данного направления стало совмещение чаньской практики и практики амидаизма . Одной из причин сближения данных практик стало то, что две соответствующие школы рассматривали философию буддизма как нечто второстепенное, ставя на первое место « психотехнический опыт». Так в школе важное место занимала практика «памятования о Будде» (вьетн. ниемфат ), суть которой состояла в медитативном повторении мантры Амитабхи . Данные практики школы сделали буддийское учение доступным всем вьетнамским слоям и были одной из причин процветания школы. Другой причиной стало то, что школа реализовывала потребности государственной идеологии .
Школа Чук-лам
Школа Чук-лам (кит. чжулинь , «бамбуковый лес») была основана императором (годы правления — 1258—1308), взявшим монашеское имя Чук-лам дай шы («Великий муж из бамбукового леса»). Большинство основных наставлений школы сформировал принц Хынг Ньионг (фамильное имя Куок Танг , почётный титул Туэ Чунг Тхыонг Ши ) .
Школа не имела своего аналога в Китае, что было связано со специфической вьетнамской направленностью школы. Учение Чук-лам всячески способствовало росту патриотизма и национального самоосознания в стране во время войны с Монголией . Данная школа окончательно сформировала и локализовала вьетнамскую традицию тхиен. Кроме буддийских идей, школа вобрала в себя много черт конфуцианства и часть идей даосизма .
Школа стала универсальной ввиду того, что сочетала в себе также автохтонные верования населения страны и культ национальных героев Вьетнама. Другой причиной стало то, что школа делала упор на мирскую деятельность, становившуюся одним из искусных средств на пути просветления . Школа включала в себя девять патриархов, два из которых правили страной, и учила своих последователей четыре поколения до упадка буддизма в XV—XVI веках и возрастания роли амидаистских и тантрических направлений .
Позднее школа вновь возродилась в северной части Вьетнама во многом благодаря учителю (1627—1715) . В XIX веке данная школа была представлена в монастыре Дай Зяк в северной провинции Бакнинь .
Школа Нгуен Тхиеу
Данная школа была основана в середине XVII века монахами с юга Китая традиции Линьцзи (Ламте), спасавшихся во Вьетнаме от маньчжурских воинов. Традиции и практика школы были схожи с традициями школы дзэн Обаку в Японии .
Основатель школы, , родившись в провинции Гуандун на юге Китая, начал постигать чань в возрасте 19 лет при монастыре Баоэньсы, где был учеником Бэньцю Ко-юаня. Спасаясь от маньчжурских воинов, он пришёл во Вьетнам в 1665 году. Там Нгуен Тхиеу основал свою школу, а также построил монастырь Тхап тхап Зи да («Десять пагод будды Амитабхи») и два новых храма. После этого наставник ненадолго отправился в Китай за священными изображениями, текстами наставников и сутрами , откуда пришёл вместе с монахом Тхать Лием и его учениками. После активного периода деятельности Нгуен Тхиеу умер в 1712 году, оставив в виде прощальных слов следующую гатху :
Ни один образ не тревожит поверхность зеркала,
Ни одна пылинка не скрывает блеск алмаза,
Дхармы являются как не-дхармы,
Пустота покоя отнюдь не пуста.
Особенностью школы было то, что она имела синкретический характер учения в виде «чаньско-амидаистского синтеза». Главными её практиками стали практика сидячей медитации и практика гунъань , также было несколько других практик. Известными наставниками школы стали наставник (Цзы-жун), руководивший монастырем Ангонг, и наставник , бывший ранее чиновником с конфуцианскими взглядами. Развитие школы не прерывалось, поэтому школа Нгуен Тхиеу продолжает существовать и в современности .
Школа Лиеу Куана
Нгуен Тхиеу является 69-м патриархом тхиен, начиная от Будды. Его последователем был Минь-Хоанг Ты-Зунг, основавший свой центр учения на горе Лонгшон. На этой горе и постигал тхиен основоположник своей школы (Тхиет Зи Лиеу Куан, ум. в 1743 году), трансформировавший направление Нгуен Тхиеу, тем самым дав толчок для дальнейшего развития буддизма во Вьетнаме .
Школа Лиеу Куана совмещала в себе традиции китайской школы Линьцзи с утвердившейся вьетнамской традицией тхиен и культурой Вьетнама. Отличием школы стало не новое учение, а обновление практики тхиен, в которую теперь были включены «традиционные для Вьетнама формы психотренинга» .
Основатель школы Лиеу Куан родился в провинции Фуйен Центрального Вьетнама. В шесть лет он был передан отцом на обучение тхиен в монастырь Хайтан под наставничество монаха из Китая Те Виена (Цзи-юаня). После того, как наставник умер, Лиеу Куан перебрался в монастырь Бао Куок. В данном монастыре он получал наставления от Зяк Фонга (Цзюэ-фэна). В двадцать лет Лиеу Куан дал обеты бхикшу и окончательно постригся в монахи в монастыре Ты Лам. После трёх лет странствий он остановился в центре Минь-Хоанг Ты-Зунга на горе Лоншон, где новый наставник дал ему указания для созерцания коана «Мириады дхарм возвращаются к единому. А куда возвращается единое?», а позднее передал своему ученику «Печать сердца» .
Лиеу Куан открыл монастырь Тхиен Тонг, где давал речи дхармы ученикам и принимал их обеты. Лиеу Куан умер в феврале 1743 года, получив после смерти от правителя Вьетнама титул «Осуществляющего Дао». Незадолго до смерти наставник оставил ученикам прощальную гатху :
Мое дело завершено, и я возвращаюсь домой,
Не надо спрашивать меня, куда я ухожу.
Прожив в мире более семидесяти лет,
Я знаю, что форма и пустота лишь дополняют друг друга.
Известными последователями данной школы были (умер в 1816 году), (1783—1847) и , написавший текст «Происхождение учения о Дао-пути» и бывший также связанным со школой Чук-лам. Среди народа также был популярен монах , который вёл аскетический образ жизни и умер в результате самосожжения . Традиция самосожжения «во имя спасения живых существ» существует во Вьетнаме и в настоящее время. Так в 1963 году монах Тхить Куанг Дык сжёг себя на пересечении двух улиц Сайгона в знак протеста против притеснений буддистов режимом Нго Динь Зьема . Ряд других монахов также сожгли себя, выразив тем самым протест против участия США в войне во Вьетнаме .
Современный тхиен
В 30-х годах XX века лидеры буддизма, желая привлечь внимание общества к буддизму и его священным текстам, формируют движение за возрождение буддизма .
В конце 60-х годов XX века возрождение реализуется на практике: строится большое количество пагод , а некоторая значительная часть молодёжи становится монахами (частично это было также связано с тем, что молодёжь не желала служить в армии, поддерживающей проамериканский режим). В 1979 году был сформирован Комитет за объединение буддизма. В результате данных и других действий среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев в настоящее время около трети населения являются последователями Махаяны . Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются школы тхиен, в особенности школа Ламте (Линьцзи) .
Одним из наиболее известных современных авторов традиции тхиен является дзэн-мастер Тхить Нят Хань ( Тит Нат Хан ), написавший более 100 книг.
Тхиен в России
С 1992 года в России существует Московский Дзен Центр линии Ламте, основанный Тхить Нят Ханем. Руководителем Дзэн-центра является учитель доктор философии Б. В. Орион. Центр посещают около 40 человек .
Краткая суть учения тхиен
Бодхидхарма положил начало формированию четырёх принципов чань-буддизма, общих для всех произошедших от неё школ :
- Особая передача вне Учения;
- Не опираться на слова и тексты;
- Прямое указание на сознание человека;
- Созерцая свою природу, становиться буддой .
Бодхидхарма сводил все возможные пути освобождения к двум: пути разума и пути праведного поведения (вхождения в практику). На пути разума, согласно учению Бодхидхармы, необходима большая вера в неразрывность всех существ с природой Будды , не являющейся ни единством, ни множеством, и скрытой за внешними формами. На пути праведного поведения, согласно учению Бодхидхармы, необходимо отсутствие волнений ума . Путь вхождения в практику, согласно Бодхидхарме, включает в себя следующие методы :
- Охотно принимать все горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред;
- Следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату;
- Избавиться от страстей и ни к чему не стремиться;
- Быть в согласии с Дхармой (учением Будды).
Одним из основных понятий тхиен также является понятие «так приходящего» ( Татхагаты ) — того, кто приходит и уходит «просто так».
Практика тхиен
В тхиен практикуется медитация, призванная открыть состояние « недвойственности » — особое состояние сознания , в котором человек не отделяет себя от окружающего мира . Основная медитация заключается в сидении в позиции дзадзэн , что включает в себя молчаливое, спокойное сидение без рвения и возбуждения. Тем самым тхиен стремится успокоить ум . В тихом сидении, традиционном для тхиен, нет цели, стремления что-то получить, специального усилия или воображения.
Практика тхиен, включающая в себя спокойное ритмичное дыхание , успокаивает тело и ум. С каждой очередной практикой человек, как утверждает традиция, всё глубже погружается внутрь себя, что может в дальнейшем привести к просветлению . Также в практике могут использоваться мантры и коаны . Кроме того, мастер может иногда применять удар палкой, неожиданный вопрос или крик.
Монастырская практика
Монастырская практика во Вьетнаме в целом включала в себя изучение доктрины учения через сутры и изучение практической части через медитацию. Наиболее важными сутрами в школе тхиен были: Саддхарма Пундарика Сутра ( Лотосовая сутра ), Аватамсака-сутра , Шурангама сутра , Ланкаватара сутра , и сутры Праджняпарамиты .
Сутры изучались на собраниях в зале дхармы, где также разъяснялись тхиенские (чаньские) принципы и практиковались мондо . В отличие от зала Будды, предназначенного для важных церемоний, в зале дхармы отсутствовали какие-либо статуи будд и священные картины. Тем самым поддерживалась атмосфера, способствующая более глубокому постижению учения. Но большее количество времени ученики посвящали монашескому залу, который также имел название «зала тхиен» или зала для медитаций. В этом зале монахи практиковали созерцание, а также принимали пищу и спали .
В качестве практики созерцания, имевшей место обычно ранним утром и поздним вечером, монахи созерцали как конг-аны (коаны) тхиен, так и важные элементы всего буддийского учения (например, Четыре Благородные Истины ). Также практиковались и другие медитации, схожие с теми, которые использовали школы Сото и Риндзай .
Во время Ан-кы («мирное прерывание»), которое соответствовало периоду дождей с середины апреля до середины июля, все монахи пребывали в монастыре для созерцания и чтения текстов. В этот период в монастырь могли прибыть для практики тхиен и миряне .
Прижизненная мумификация
Во вьетнамской пагоде Дау ( вьетн. Chùa Đậu ) школы тхиен была обнаружена мумия настоятеля Ву Кхак Миня ( Vũ Khắc Minh ) , родившегося более трёхсот лет назад . К концу своих дней Минь погрузился в пост и тхиен-медитацию. После смерти тело настоятеля не разложилось и осталось нетленным — в школе тхиен это означает, что человек достиг уровня прямого постижения пустоты — великой реальности всех явлений, согласно буддийской философии .
Поэзия тхиен
Многие из мастеров и монахов тхиен были поэтами. Тхиенши Бан Тинь (1100—1176) из кумирни Биньзыонг оставил после себя следующие строки :
Призрачная плоть рождается из пустоты и покоя.
Точно так, как в зеркале возникает отражение.
Достаточно прозреть в отражении всеобщую пустоту,
Как в призрачной плоти запечатлеется образ истины!
Другой тхиенши Дай Са (1120—1180) из монастыря Баодык в своих стихах высказался так
:
Четыре змеи восприятия в одной корзине
По сути своей иллюзорны.
Пять груд ощущения, вздымающихся высокой горой,
Так же не имеют истока.
Истинная природа волшебно прозрачна,
Она не знает преград.
Нирвана или круговорот жизни и смерти —
Выбор лежит в твоем сердце!
См. также
Примечания
- , с. 58.
- , с. 199.
- ↑ , Буддизм во Вьетнаме.
- ↑ , с. 84.
- , с. 53.
- , Бодхидхарма.
- , с. 78.
- ↑ , с. 85.
- ↑ , с. 95.
- , с. 21.
- , с. 16.
- , с. 96.
- ↑ , с. 86.
- ↑ , с. 87.
- , с. 88.
- ↑ , с. 89.
- , с. 90.
- , с. 91.
- ↑ , с. 103.
- , с. 98—99.
- , с. 99.
- , с. 100.
- , с. 99—101.
- ↑ , с. 101.
- , с. 101—102.
- , Махаяна.
- .
- ↑ , Бодхидхарма.
- , с. 121—122.
- , Сатори.
- ↑ , с. 105.
- , с. 104.
- .
- , с. 132.
- , с. 134.
Литература
Научная литература
- Жуковская Н. Л. и др. / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева . — М. : Республика , 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
- Нгуен Тхи, Хонг . Влияние китайского чань-буддизма на становление чань-буддийских школ во Вьетнаме // Информ. материалы. Сер. Г.: Идейно-теорет. тенденции в соврем. Китае: нац. традиции и поиски путей модернизации / РАН. Ин-т Дал. Востока. Центр науч. информ. и банка данных. — М., 2006. — Вып. 13 Ч. 2. — с. 157—161
- Нгуен Тхи Хонг . Особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме: прошлое и настоящее. Дисс. 2009, 09.00.03 — История философии. — 182 с.
- Нгуен Хунг, Хау . Некоторые аспекты философского учения школы тхиен-буддизма Винитаручи // Проблемы этики в философских учениях стран Востока. — М. , 1986. — С. 103—116.
- Пореш В. Ю. Московский Дзен-центр (Духовный орден Тиен Хиен) // / Отв. ред. М. Бурдо , С. Б. Филатов . — М. : Логос, 2005. — Т. III. — С. 306—308. — 464 с. — ISBN 5-98704-044-2 .
- Пучков П. И. , Казьмина О. Е. Глава III. Буддизм // Религии современного мира. — М. : Издательство Московского университета , 1997. — 286 с. — ISBN 978-5-211-05892-7 .
- Степанянц М. Т. . — М. : ИФ РАН , 1996. — 288 с. — ISBN 5-201-01886-6 . от 6 декабря 2009 на Wayback Machine
- Судзуки Д. Т. , Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: , 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0 .
- Титаренко М. Л. , Абаев. Н. В. , Институт Дальнего Востока РАН . Китайская философия. Энциклопедический словарь / ред. Титаренко М. Л. — М. : Мысль , 1994. — 573 с. — ISBN 5-244-00757-2 .
- Торчинов Е.А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб. : Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5 .
- Торчинов Е.А. // Кунсткамера. Этнографические тетради. Выпуск 2-3. — СПб. : Центр «Петербургское Востоковедение», 1993. — С. 73—112.
- Nguyen, Cuong Tu. Zen in Medieval Vietnam: A Study of the Thiền Uyển Tập Anh. — Honolulu: , 1997. — 483 с. — ISBN 0824819489 , ISBN 9780824819484 .
- Nguyễn, Tài Thư. . — Washington: Institute of Philosophy, Vietnamese Academy of Social Sciences The Council for Research in Values and Philosophy, 2008. — 363 с. — ISBN 1565180984 , ISBN 9781565180987 . (недоступная ссылка)
Литература дзэн и прочая литература
- Вон Кью-Кит. Глава 14. Тихое величие вьетнамского дзэн // Энциклопедия дзэн. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 400 с. — ISBN 5-8183-0023-4 .
- Тит Нат Хан. Ключи дзен. Преображение и целительство. — Нирвана, 2004. — 256 с. — ISBN 5-94726-035-5 .
- Тхиен (вьетнамский дзен) и его боевые искусства // Буддизм России. — СПб. : Нартанг, 2010. — № 43 . — С. 79—88 .
Ссылки
- . «Спутник» № 11, 1989.
- // Школа Там Куи Кхи-конг
- // Московский Дзэн-центр
- 2021-06-27
- 2