Interested Article - Пхова

Буддизм
Практика
Дхамма

Пхова ( тиб. འཕོ་བ་ , Вайли pho ba , санскр. संक्रांति , IAST : saṃkrānti ; санскр. परकायप्रवेश , IAST : parakāyapraveśa , «смена места», «вход в другое тело») — йогическая практика медитации , используемая последователями Ваджраяны . Главная цель практики пхова состоит в подготовке к переносу сознания в момент смерти через родничок на макушке головы, что обеспечивает его слияние с умом мудрости Будды и перерождение в Сукхавати (Девачене), Западной Чистой стране будды Амитабхи . Пхова может выполняться как для себя, так и для других людей (в том числе для небуддистов), а также для животных. Существует множество видов практики пхова, которые подходят разным людям в зависимости от их подготовки, опыта и индивидуальных способностей. Пхова входит в число шести йог Наропы , однако Наропа обучал не всем разновидностям пховы.

Общее описание практики пхова

Согласно представлениям тибетского буддизма , путь, через который сознание покидает тело живого существа, определяет место его следующего рождения. Возможны следующие девять путей:

  1. через анус — новое рождение будет в мире ада;
  2. через половой орган — новое рождение будет в мире животных;
  3. через рот — новое рождение будет в мире голодных духов;
  4. через нос — новое рождение будет в мирах людей и духов;
  5. через пупок — новое рождение будет в мире богов мира желания ;
  6. через уши — новое рождение будет в мире полубогов ;
  7. через глаза — новое рождение будет в мире богов мира форм ;
  8. через верхнюю часть головы (на четыре ширины пальца выше линии роста волос) — новое рождение будет среди богов мира без форм ;
  9. через самую макушку головы — новое рождение будет в Западной Чистой стране будды Амитабхи , либо в Восточной Чистой стране будды Акшобхьи , либо в небесах Тушита , либо в одном из иных высших миров.

С точки зрения буддизма, овладение практикой пхова даёт возможность переродиться в одном из высших миров и выйти за пределы сансары . С точки зрения медицины , регулярное выполнение пховы приносит уверенность и бесстрашие при приближении собственной смерти, а также помогает облегчить страдания других умирающих.

Типы пховы

Существуют различные методы и уровни пховы. Самые сложные и эффективные методы должны осуществляться с особой осторожностью и только под непосредственным руководством опытного учителя. В противном случае пхова может закончиться преждевременной смертью практикующего. Упрощёнными практиками пхова может заниматься любой. Чрезвычайно важно сделать эти практики привычными и естественными, поскольку при внезапной смерти времени для обучения им уже не будет. Помимо подготовки к смерти, пхова в некоторых обстоятельствах способствует исцелению от болезней [ источник не указан 4292 дня ] .

Чоки Нима Ринпоче выделяет пять типов пховы.

  1. Дхармакая -пхова характеризуется отсутствием концепции «себя» как кого-то, кто куда-то переносится, и места, в которое это «я» переносится. Для величайших мастеров Дзогчен и Махамудры слово «пхова» на самом деле уже неприменимо.
  2. Самбхогакая -пхова практикуется, когда человек становится мастером по визуализации себя как божества. Во время смерти он просто манифестирует себя как божество и достигает самбхогакайи.
  3. Нирманакая -пхова предполагает сохранение концепции себя как путешественника, направляющегося в Чистую Землю . Главное в нирманакая-пхова — иметь полное доверие к своему учителю и сострадание ко всем существам. Затем человек сосредоточивается на слоге-семени, который выстреливается вверх по центральному каналу. Для успешного выполнения этой практики не обязательно обладать высоким уровнем духовного развития. Необходимы только вера, сострадание и способность визуализировать слог-семя.
  4. Четвёртый тип пхова аналогичен практике гуру-йоги. В этой пхова вместо визуализации божества или Будды Амитабхи , Ваджрасаттвы или Гуру Ринпоче практикующий представляет своего коренного гуру у себя на темени головы.
  5. Кхачо-пхова выполняется, когда человек достиг стабильности в йоге сна, в вызывании видений во сне.

Медицинские исследования пховы

Японский учёный, доктор Хироси Мотояма, изучал психофизиологическое действие пховы. У практикующих пхову были точно зарегистрированы физиологические изменения нервной системы, метаболизма и системы акупунктурных меридианов . Хироси Мотояма обнаружил на электроэнцефалограмме , что волны биотоков мозга при практике пхова коренным образом отличаются от тех, что наблюдаются у йогов , занимающихся другими видами медитации . Исследования показали, что при пхове происходит стимуляция определённой части мозга — гипоталамуса , а также наблюдается остановка обычной мыслительной деятельности.

Субъективные признаки успешной практики пхова состоят в появлении зуда на макушке, головных болей, появлении прозрачной жидкости, набухании или размягчении тканей вокруг области родничка. Самым надёжным признаком успеха служит появление на макушке головы маленького отверстия, в которое традиционно вставляется кончик травинки куша для проверки того, насколько успешной была практика .

Примечания

  1. Lingtrul Rinpoche. 5 февраля 2015 года.
  2. Дата обращения: 18 января 2011. 3 октября 2015 года.
  3. . Дата обращения: 18 января 2011. 14 октября 2016 года.
  4. . Дата обращения: 21 октября 2010. 25 июля 2011 года.
  5. . Дата обращения: 21 октября 2010. 7 октября 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Пхова