Interested Article - Сатори
![](/images/005/022/5022473/1.jpg?rand=172279)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/a7cf8b1676a33f2d7b907899a3a94169.gif)
- 2020-07-09
- 1
Са́тори ( яп. 悟り , сатори ; кит. 悟 , у ; санскр. संबोधि , самбодхи , букв. « просветление ») — в дзэн — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы через достижение «состояния одной мысли» ( санскр. дхьяна или яп. дзэн ).
Сатори и кэнсё
В японской буддийской традиции сатори используется наряду с термином «кэнсё» — яп. 見性 , кэнсё: , «ви́дение [собственной] природы». Мастера дзэн [ кто? ] подчёркивают, что кэнсё не является сатори, но является своеобразным «преддверием» к нему, не следует привязываться к этим переживаниям, подчёркивают они (как, впрочем, и к сатори) [ источник не указан 1157 дней ] .
Постижение сатори
В медитативной практике дзэн считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам.
Известный японский дзэнский мастер (1686—1769) отмечал, что лишь после «Большого сатори» последователь получает право заявлять о «Великом мире и Великом счастье» (дайанраку), потому что познал на собственном опыте данные явления .
Процесс постижения сатори в традиции дзэн часто рассматривается на примере слов учителя Цинюаня (ум. в 740 г.) :
Тридцать лет назад, когда я начал изучать дзэн, я сказал: «Горы являются горами, реки являются реками». После того как я прикоснулся к истине дзэн под руководством хорошего наставника, я сказал: «Горы не являются горами, реки не являются реками». Но сейчас, когда я достиг состояния конечного покоя (которым является «просветление»), я говорю: «Горы действительно являются горами, реки действительно являются реками».
Школа Риндзай (кит. Линьцзи) утверждает, что для достижения внезапного сатори бесполезны любые рациональные пояснения и рассуждения. При этом желание обрести сатори считается в школе ошибочным. Иногда сатори может появиться у длительное время практиковавшего дзэн ученика после крика или удара мастера. Дзэнский монах и поэт Эйсан-но Какуа (XII в.) отмечал, что наиболее важной вещью, после которой может появиться сатори, является стремление «прочувствовать окружающий мир», например, с помощью слушания флейты :
Замахнись кулаком или обругай, поменьше бахвались.
Правду ли говоришь, неправду ли говоришь — вступаешь в мутную воду.
Прекрати раскладывать по полочкам и указывать,
Посмотри на флейту — только и услышишь «ра-ра-ри».
Догэна « Люди великого понимания действительно обладают великим пониманием даже в дальнейшем », указывал, что сатори является совсем не окончанием дзэнского учения, а его началом: « После сатори практикующий понимает, сколь многому ему предстоит научиться » . Японист Д. Г. Главева аналогично отмечала, что сатори является в дзэн не окончанием, а началом полного понимания истины, приводя в пример дзэнское изречение: « Истину надо ухватывать через внезапное просветление, но полное постижение развивается шаг за шагом ». Последующее углубление понимания называется в японском дзэн гё (кит. син — «занятие», «действие», «движение», «деятельность») .
, комментируя фразуСм. также
Примечания
- gramota.ru . ГРАМОТА.РУ. Дата обращения: 24 июля 2019.
- , с. 166.
- , л. 2.
- , с. 183.
- ISBN 5-237-01715-0 . . — М. : Либрис, 1999. — С. . — 368 с. —
- , с. 146—147.
Литература
- Главева Д. Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия / Отв. ред. А. Г. Юркевич. — М. : Восточная литература , 2003. — 264 с. — ISBN 5-02-018161-7 .
- Джинджолия Б. И. Концепция просветления в учении Д.Т. Судзуки: теория и практика вопрошания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.03 / Уральский государственный технический университет — УПИ . — Екатеринбург, 2004. — 177 с.
- Кабанов A. M. // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1978 г. Части 1-2 / Председатель редколлегии Ю. А. Петросян . — М. : Наука , ГРВЛ , 1979. — С. 180—184.
- Остин Дж. Обычное чувство «Я»: Различные аспекты «не-Я» во время состояний погруженности в себя и кэнсё // Self и No-Self. Продолжение диалога между буддизмом и психотерапией. — М. : Книжный дом «Университет», Добросвет, 2018. — 270 с. — ISBN 978-5-7913-0159-8 .
- Сафронова Е. С. // Вопросы научного атеизма . — 1989. — № 38 .
- Судзуки Д. Т. Очерк пятый. О сатори, откровении новой истины в дзэн-буддизме // Очерки о дзэн-буддизме. Часть первая / под ред. . — СПб. : Наука , 2002. — С. 272—317. — 472 с. — ISBN 5-02-026842-9 .
- Хоружий С. С. // Философская антропология. — М. : Институт философии РАН , 2015. — Т. 1 , № 2 . — С. 184—199 . — ISSN .
- Штейнер Е. С. // Точки — Puncta. — M.: Институт философии, теологии и истории святого Фомы , 2008. — № 1—4 (8) . — С. 181—220 . — ISSN . 27 октября 2007 года.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/a7cf8b1676a33f2d7b907899a3a94169.gif)
- 2020-07-09
- 1