Interested Article - Мадхъямака
- 2020-03-11
- 1
Мадхъямака , или мадхьямика ( санскр. मध्यमक , IAST Madhyamaka ~ «срединность» , кит. 中觀宗 ) — одно из двух основных (наряду с йогачарой ) философских направлений буддизма махаяны . Основатель — полулегендарный мыслитель Нагарджуна (возможно, жил во II в. н. э. ). В центре почти всей полемики в буддийской онтологии был вопрос о реальности дхарм .
Все школы хинаяны считали дхармы единственной доступной нам реальностью, считая само собой разумеющимся, что сами дхармы — именно реальность. ( Сарвастивада , впрочем, считала, что наше сознание адекватно отражает внешний мир.)
Мадхъямака доказывает, что невозможно утверждать ни реальность, ни нереальность дхарм: и то, и другое решение приводит к логическим противоречиям. Единственно возможным она считает срединное («мадхъяма» — «середина») решение проблемы: дхармы ни реальны, ни нереальны — они пусты. Отсюда — ещё одно название мадхъямаки: «шуньявада» — от « шунья », «пустота» и "вада" - "знание" (учение). Подлинно реальным могло бы быть лишь то, что обладало бы самобытием ( свабхава ), т. е. существовало бы само по себе. Но именно такого бытия и невозможно допустить логически: всё существует лишь благодаря другому, и нет никакого конечного пункта, который мы могли бы считать первоосновой. Отсюда же вытекает относительность вообще всех наших понятий и противоположений, даже противопоставления сансары и нирваны . Все философские концепции поэтому — лишь путь к истине, но ни в коем случае не сама истина, которая усматривается только в йогическом созерцании.
Отличием мадхъямаки от йогачары и от брахманистской школы адвайта-веданта является положительное решение вопроса о наличии объективного мира. В то время как йогачара и адвайта, признавая единство воспринимающего и воспринимаемого, решают проблему дуальности объекта и субъекта через отказ от реальности объекта, мадхъямака признаёт существование объективного, при этом подчёркивая единство объективного и субъективного через пустотность ( шуньяту ). В этой дискуссии мнение мадхъямаков состоит также в том, что хотя решение этого вопроса непроверяемо и недоказуемо, положительное мнение о существовании объективного мира более естественно и не ранит человеческую психику, в то время как отрицательное решение трудно для восприятия и понимания.
Впоследствии [ уточнить ] , в VI веке н. э. мадхъямака разделилась на ортодоксальную мадхъямаку-прасангику и мадхъямаку-сватантрику , которая считала возможным условно считать реальными либо дхармы, либо алая-виджняну — «сокровищницу сознания» йогачары .
Важнейшим каноническим текстом (Сутра) мадхъямаки и вообще махаяны, в компактной форме излагающим учение о пустоте дхарм и отсутствии любых противоречий, является « Сутра Сердца Праджня-парамиты ».
См. также
Литература
- научная
- Андросов В. П. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- / Андросов В. П. // Ломоносов — Манизер. — М. : Большая российская энциклопедия, 2011. — С. 437—438. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4 .
- // Философская энциклопедия : в 5 т. / глав. ред. Ф. В. Константинов . — М. : Советская энциклопедия , 1964. — Т. 3 : Коммунизм — Наука. — 584 с. — 65 300 экз.
- // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 332—333. — 840 с. — 150 000 экз.
- религиозная
- Чандракирти . Введение в Мадхъямику / пер. с тиб. А. М. Донца. — СПб.: Евразия, 2004. — 464 с.
- Сутра Сердца Праджня-парамиты. // Психологические аспекты буддизма. М.,1986.
Ссылки
- 2020-03-11
- 1