Interested Article - Яма (буддизм)
- 2020-04-27
- 1
Яма ( Ямараджа , Чойджал , Номун-хан , Эрлик ) — в буддизме бог смерти , властелин ада и верховный судья загробного царства.
В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём — ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами .
Яма в китайской и японской мифологии
В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло- ван ( кит. 閻羅王 — Yanluowang ), он является правителем ада со столицей в подземном городе Юду . Здесь Яньло — не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). Распространены также ещё более короткие формы имени: Яньло ( кит. упр. 阎罗 , пиньинь Yánluó ) и Янь-ван ( кит. трад. 閻王 , упр. 阎王 , пиньинь Yánwang ) , вторая, например, часто встречается в романе « Путешествие на Запад ». В ранней японской мифологии бога Яньло называли « Эмма » или Эмма-о ( яп. 閻魔大王 эмма дай-о: , «Великий царь Яма») .
Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.
Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес до ада , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.
Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.
Яньло-ван изображается в традиционной шапочке судьи. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах. О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии тайпинов , которые отождествляли его с библейским Сатаной.
Яма в тибетском буддизме
В тибетском буддизме ваджраяны Яма проявляется как Шиндже ( тиб. གཤིན་རྗེ་ , Вайли Gshin.rje , «владыка смерти» ) или полностью Шиндже Чойгьял , что соответствует санскритскому Яма Дхармараджа ( IAST : Yama Dharmaraja ) и переводится как «владыка смерти, царь закона » (то есть в Тибете Яма играет более широкую роль, чем в индуистском пантеоне ). Ещё одно имя Ямы Дхармараджи — Каларупа .
Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии . По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего» . Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших .
В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри , а вернее, его гневной ипостасью Шинджешед ( санкср. : Ямантака, «убивающий владыку смерти»). Победив Шиндже, он превратил его в дхармапалу. С тех пор Яма Дхармараджа (или Ямараджа ) считается одним из восьми защитников буддийского учения в Тибете .
В практиках ваджраяны Ямараджа — божество-защитник класса ануттара-йога- тантры . Образ Ямы Дхармараджи используется теми, кто осуществляет практику Ваджрабхайравы (гневного воплощения Манджушри) в школах гелугпа , кагью и сакья .
Для направления гелугпа Яма Дхармараджа имеет особое значение, поскольку является одним из трёх основных защитников школы наряду с Махакалой и Вайшраваной , а также потому что основатель гелугпа Цонкапа считается одним из воплощений Манджушри, одолевшего Яму .
Согласно традиции гелугпа Яма Дхармараджа имеет три проявления :
- Внешний ( экзотерический ) защитник обычно изображается с головой быка (буйвола) и призван оберегать практиков буддизма от внешних (физических) несчастий и невзгод .
- Задачей внутреннего ( эзотерического ) защитника является противостояние внутренним человеческим слабостям (таким как страх, гордыня и другим), мешающим практику продвигаться по пути к просветлению . Обычно он изображается в форме, похожей на внешнего Ямараджу, но с устрашающим лицом человеческого типа . В рамках традиции гелугпа считается, что Цонкапа получил прямое видение внутреннего аспекта Ямараджи . Этот мистический опыт он описал в одном из своих стихотворений .
- Образ тайного Ямараджи действует на уровне инстинкта, помогая практикующему проявлять внутреннюю позитивную энергию .
Согласно Р. Турману , в гелугпа встречается и четвёртая форма — Окончательный Ямараджа ( англ. Ultimate Yamaraja ), с которым ум умершего встречается в момент смерти .
Примечания
- Сазыкин А. Г. . — Москва: «Наука», Глав. ред. восточной лит-ры, 1990. — С. 232. — 252 с. — ISBN 978-5-02-016557-1 .
- ar.culture.ru . Дата обращения: 22 сентября 2022. 22 сентября 2022 года.
- См. словарные статьи [阎罗] Yánluó и [阎王] Yánwang в источнике: 现代汉语词典 (Сяньдай ханьюй цыдянь) (кит.) . — 5-е изд. (2005). — Пекин : Шану иньшугуань , 2010. — С. 1567. — ISBN 9787100043854 .
- ↑ Огнева Е.Д. Шиндже // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 672 с. — ISBN 5852700320 .
- ↑ Bryan J. Cuevas. Travels in the Netherworld : Buddhist Popular Narratives of Death and the Afterlife in Tibet. — Oxford University Press, 2008. — С. . — 216 с. — ISBN 9780199712373 .
- ↑ Art of Tibet: A Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art Collection. — University of California Press, 1983. — С. . — 280 с. — ISBN 9780875871127 .
- ↑ Robert N. Linrothe, Jeff Watt. Demonic Divine:Himalayan Art and Beyond. — Serindia Publications, 2004. — С. . — 321 с. — ISBN 9781932476156 .
- ↑ John C. Huntington, Dina Bangdel. The Circle of Bliss: Buddhist Meditational Art. — Serindia Publications, 2003. — С. . — 560 с. — ISBN 9781932476019 .
- Robert N. Linrothe, Jeff Watt. Demonic Divine:Himalayan Art and Beyond. — Serindia Publications, 2004. — С. . — 321 с. — ISBN 9781932476156 .
- ↑ Marylin M. Rhie, Robert A.F. Thurman. Wisdom and Compassion. The Sacred Art of Tibet. Expanded edition. — NY: Tibet House New York in association with Abradale Press, 2000. — С. 290.
Литература
- Мифологический словарь. М. 1992, стр. 624, 648—649
- Nanamoli, Bhikkhu & Bodhi,Bhikkhu (2001). The Middle Length Discourses of the Buddha: A Translation of the Majjhima Nikaya . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-072-X .
- Nyanaponika Thera & Bodhi, Bhikkhu (1999). Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya . Walnut Creek, CA: AltaMira Press. ISBN 0-7425-0405-0 .
- Marylin M. Rhie/ Robert A.F. Thurman, Wisdom and Compassion. The Sacred Art of Tibet. Expanded edition. Tibet House New York in association with Abradale Press, NY, 2000, pp. 290—292
Ссылки
- Alan Baumler, « » — фоторепортаж о «адской галерее» буддистского храма Дасиншань (г. Сиань )
- . Дата обращения: 15 марта 2013. Архивировано из 9 июля 2014 года.
- (англ.) . Дата обращения: 15 марта 2013. 15 марта 2013 года.
- 2020-04-27
- 1