Interested Article - Дхармапала
- 2020-09-12
- 1
Дхармапа́ла ( санскр. धर्मपाल dharmapāla; пали dhammapāla ; тиб. ཆོས་སྐྱོང་ , Вайли : chos-skyong , тиб. пиньинь : Qögyong , чокьёнг ; кит. трад. 護法神 , упр. 护法神 , пиньинь hùfǎshén , хуфашэнь , яп. 護法善神 гохо:дзэндзин , — «защитник дхармы »; монг. сахиус , бур. сахюусан — «защитник, хранитель») — гневное божество в буддийской мифологии , защищающее Учение и каждого отдельного буддиста.
Группа дхармапал в пантеоне разграничена нечётко, среди них нередко перечисляются идамы , дакини и местные божества народов, у которых распространялся буддизм.
Тибетско-монгольская традиция
В Тибете наряду с калькированным термином «дхармапала» — чокьёнг ( тиб. ཆོས་སྐྱོང་ , Вайли chos-skyong ), употребляют «драгшед» ( тиб. དྲག་གཤེད , Вайли drag-gshed ), переводимый как «ужасный, гневный палач», от которого происходит монгольский термин «докшит». Также дхармапал именуют ангелами-хранителями .
В монгольской традиции количество докшитов было вариативным: от 4 до 10. Самыми известными были Охин-тенгри , Джамсаран , Шара Дар-эхе , Эрлик-хан ( Яма ) , Очирвани .
Происхождение
В буддийской мифологии имеются легенды о том, как демоны магической силой святых были обращены в дхармапал. Так, Падмасамбхава покорил множество божеств тибетской религии бон , которые до этого препятствовали распространению буддизма в Тибете.
Ритуалы
Культ дхармапал выражен в ритуальных костюмированных представлениях цам , в которых монахи-танцоры надевают деревянные маски божеств c париками и изображают их подвиги. Эти представления-мистерии приурочены к празднованию буддийского нового года и отдалённо напоминают китайский танец льва . Танцы исполняются под музыкальное сопровождение на открытом воздухе, чаще во дворе монастыря или храма . Вне праздников поклонения драхмапалам выражаются в мантрах и подношениях их изображениям ( танка ) в посвящённых им храмах ( бур. Сахюусан-сумэ ).
Иконография
Иконография дхармапал корнями уходит в индийское религиозное искусство, в культ танцующего многорукого бога Шивы и его супруги Кали . Божества изображаются низкорослыми, мускулистыми, их оскаленные пасти готовы проглотить врагов веры, их злобные лица выражают отвращение к мирским благам, их могучие мускулы означают способность победить зло. Они все трёхглазы, причем глаза их широко раскрыты и налиты кровью.
Классификация
Первоначально выделяли четырёх дхармапал — хранителей четырёх сторон света :
- Вирупакша — красный, Запад,
- Вайшравана — жёлтый, Север,
- — синий, Юг,
- Дхритараштра ( Белый Махакала, Гонгор ) — белый, Восток.
Некоторые исследователи предлагают разделить дхармапал на две подгруппы ( и локапалы ), однако и в этом случае за пределами классификации остаётся некоторое число дхармапал.
Классический тибетский список содержит имена 8 дхармапал :
Имя | Синоним | Цвет | Атрибуты | |
---|---|---|---|---|
Ямантака | Shinje Shed | тёмно-синий | рога | |
Хаягрива | Tamdrin , Дамдин | красный | тигровая юбка, корона из 5 черепов | |
Махакала | Nagpo Chenpo | тёмно-синий | тигровая юбка, корона из 5 черепов | |
Палдэн Лхамо | Шри Деви , Охин-Тэнгри | тёмно-синий | три глаза, тигровая юбка, корона из 5 черепов, мул | |
Джамсаран | Prana Atma , Begtse | красный | три глаза, корона из 5 черепов, | |
Кубера | Намсарай , Виттешвара , Вайшравана | белый | два глаза, знамя, белый лев, мангуст | |
Яма | Чойджал , Номун Хан , Эрлик | тёмно-синий | голова быка, рога, три глаза | |
Пехар | Махапанчараджа , Белый Брахма , Таван хаан | белый | птичья голова |
Также к числу дхармапал относят Экаджати и Ваджрасадху .
Примечания
- Дата обращения: 2 июня 2014. 4 ноября 2014 года.
- . Дата обращения: 26 июля 2023. 28 января 2023 года.
- . Дата обращения: 26 июля 2023. 6 февраля 2023 года.
- Дата обращения: 2 июня 2014. 26 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано из 4 ноября 2014 года.
- Chögyam Trungpa, Visual Dharma, Berk.-L., 1975, p. 22-23
- . Дата обращения: 1 июня 2014. 5 ноября 2014 года.
Ссылки
- 2020-09-12
- 1