Interested Article - Калачакра

Калачакра (Бурятия, XIX век)

Калача́кра ( санскр. कालचक्र , «Колесо времени») — идам (тантрическое божество, санскр.: дэва), используемое в наиболее сложной системе тантр — Калачакре-тантре (её основной текст носит то же название).

Калачакра — система буддийского мировоззрения, предполагающая, что человек и мир связаны, как микрокосм и макрокосм , и что изменяя своё бытие, человек может менять соотношения энергий во Вселенной. Ранние тексты её датируются примерно VIII веком н. э. [ источник не указан 2787 дней ]

Калачакра-тантра ( санскр. कालचक्र तन्त्र , «Тантра колеса времени») — тантра , в индо-тибетской традиции считающаяся вершиной учений Ваджраяны .

Таким образом название "Калачакры" носит

1.идам (дэв) Калачакра,

2. текст "Калачакра-тантра" и

3. система буддийского мировоззрения (все три понятия непосредственно связаны между собой).

Одна из идей «Калачакры» — доктрина единства бытия. Эстонский буддолог Л. Э. Мялль определял Калачакру как отождествление макрокосма с микрокосмом , вселенной с человеком. Он указывает, что, «согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир».

Текст «Калачакра-тантры» разделён на пять глав.

Первая глава этой тантры посвящена космологии , астрономии , астрологии и теории календаря . Эти идеи «Калачакры» произвели такое впечатление на тибетцев, что они провели реформу календаря, введя систему шестидесятилетних циклов, принятую уже более тысячи лет в Китае . Причиной заимствования китайского календаря послужило то обстоятельство, что календарь «Калачакры» также основывается на шестидесятилетнем цикле, хотя и несколько ином, чем цикл китайского календаря (в том числе иное начало отсчёта каждого из шестидесятилетних циклов: в Китае это год свиньи, в Тибете — иной год). За «первоначальную» точку календарного отсчёта (первый год первого цикла — тиб. " рабджун" ) в Тибете был взят 1027 год , когда, в соответствии с тибетской традицией, буддийский учитель Чжу Атиша принёс текст «Калачакра-тантры» из страны Шамбала .

Вторая глава посвящена описанию человеческого организма,

третья — подготовке к медитациям — этап инициации,

четвёртая — самим медитативным практикам, пятая — состоянию просветления .

Калачакра-мандала мандала в виде круговой или пространственной схемы мироздания, используемая в тантрической системе Калачакры.

История Калачакры

Согласно тантрическим писаниям, на следующий год после Пробуждения, в полнолуние весеннего месяца чайтра (апрель - май) , у великой ступы Дханьякатака Будда Сиддхартха Гаутама Шакьямуни даровал учение Калачакра-тантры по просьбе царя Шамбалы Сучандры. Вернувшись в Шамбалу, Сучандра написал "Коренную тантру Калачакры" (санскр. - Калачакра Мулатантру) в 12 000 строф и комментарий к ней, объяснительную Тантру в 60 000 строф. Последующий король Шамбалы, Йашас, написал сокращённую форму Тантры, Калачакра Лагхутантра. Она составляет примерно четверть объёма оригинальной Мулатантры. Этот текст сохранился в наши дни, и сейчас известен как «Калачакра Тантра».

Следующим королём был Пундарика, и он составил комментарий на «Лагхутантру», известный как «Вималапрабха». Он (комментарий) также сохранился до сегодняшнего дня, и оба эти текста доступны в санскритском оригинале и тибетском переводе в составе тибетского буддийского канона "Ганчжур".

Во времена Калки Аджа Учение Калачакры было принесено в Индию. И считается, что в настоящее время на львином троне находится Шри-пала. И все правители Учения, начиная с Сурешвары и вплоть до Ананта-виджая будут править в царстве ровно по сто лет каждый.

История передачи учения из Шамбалы в Индию и Тибет различается в зависимости от традиции. В важнейшей традиции переводчика Дро или традиции Соманатхи история выглядит следующим образом. Индийский пандит Махакалачакрапада (Маньжуваджра) совершил путешествие на север и по пути встретил эманацию короля Калки. От него он получил посвящение и наставления и далее осуществлял , приобретя способности путешествовать в Шамбалу. Там он получил полную передачу Калачакры и многих других тантр, которые начал распространять в Индии. В конце жизни он ушёл в радужном теле. Его преемником был Калачакрапада Младший (Шрибхадра). Известно, что он давал учение пятистам пандитам буддийского университета Наланды . От него, через Бодхибхадру и Соманатху, учение Калачакры перешло в Тибет.

« Синяя летопись » даёт список двадцати переводчиков, которые перевели Калачакра Тантру независимо, но принято выделять двух как выдающихся: Дро Шераб Драк, который работал в основном с кашмирцем Соманатхой, и Рва Чораб, который путешествовал в Непал и работал с неварским пандитом Саманташри.

Так, учение Калачакры, перейдя в Тибет, распространилось во всех традициях, зачастую в смешанном виде нескольких линий переводов. Однако стадия завершения, шесть йог калачакры, в наше время сохранилась только в традиции Джонанг , издавна специализировавшейся на практике Калачакра-тантры.

Калачакра в современных буддийских школах

Учение Калачакры пришло в Тибет разными путями. Затем эти линии передачи сливались, переходя в рамки школ. Так, от Калачакрапады Младшего учение перешло в Тибет через Манджушри-кирти, Соманатху и Цами Лоцаву. От Соманатхи образовались линия Дро, которая сразу стала поддерживаться мастерами Джонанг , линия абхайя, которая потом перешла к основателю традиции Сакья , линия Анупама-сагары, которая потом перешла в линию Друкпа Кагью и через Вибхути Чандру в Карма Кагью , в которой слились также линии Рва, линия Цами Лоцавы и линия Дро. Линия абхайя, линия Дро и Рва перешли к Цонкапе, который является основателем традиции Гелуг . В традиции Ньингма линия передачи представляет собой линию Джамгона Конгтрула , которая объединила линии Карма Кагью и Джонанг .

В настоящее время линия передачи Калачакра тантры сохраняется во многих школах, в России даются посвящения мастерами Кагью и Гелуг , однако линия передачи сохранилась лишь в традиции Джонанг .

Калачакра-тантре посвятил одну из своих важнейших работ советский буддолог и востоковед, публикатор (1960) "Дхаммапады" Ю. Н. Рерих.

Инициация калачакры

Далай-лама проводит посвящение в калачакру в Бодх-Гая в 2003 .

Инициацию калачакры осуществляют несколько учителей, наиболее известна инициация, проводимая Далай-ламой .

Инициация Далай-ламы проводится при большом скоплении народа, нередко более десяти тысяч человек и сопровождается детальным объяснением учения, длящимся более недели. Несмотря на массовость, калачакра считается сложной практикой, и не ожидается, что все присутствующие смогут её принять и освоить. Однако присутствие на этой церемонии считается благословением в любом случае [ источник не указан 2788 дней ] .

Обычно инициации чередуются — попеременно они проводятся в Индии и в западных странах.

Полный список инициаций калачакры, проведённых Далай-ламой :

  • 1. Дворец Норбулинка , Лхаса , Тибет , май 1954 , в присутствии около 100 тысяч человек;
  • 2. Дворец Норбулинка , Лхаса , Тибет , апрель 1956, в присутствии около 100 тысяч человек;
  • 3. Дармсала , Индия , март 1970, в присутствии около 30 тысяч человек;
  • 4. Бьялакуппе, Южная Индия , май 1971, в присутствии около 100 тысяч человек;
  • 5. Бодхгая , Индия , декабрь 1974, в присутствии около 100 тысяч человек;
  • 6. Лех , Ладакх , Индия , сентябрь 1976, в присутствии около 40 тысяч человек;
  • 7. Мадисон , США , июль 1981, в присутствии около 1500 человек;
  • 8. Диранг , Аруначал-Прадеш , Индия , апрель 1983, в присутствии около 5000 человек;
  • 9. Лахул и Спити, Индия, август 1983, в присутствии около 10 тысяч человек;
  • 10. Рикон, Швейцария, июль 1985, в присутствии около 6000 человек;
  • 11. Бодхгая , Индия, декабрь 1985, в присутствии около 200 тысяч человек;
  • 12. Занскар , Ладакх , Индия, июль 1988, в присутствии около 10 тысяч человек;
  • 13. Лос-Анджелес, США, июль 1989, в присутствии около 1500 человек;
  • 14. Сарнатх, Индия, декабрь 1990, в присутствии около 130 тысяч человек;
  • 15. Улан-Батор, Монголия, июль 1991;
  • 16. Нью-Йорк, США, октябрь 1991, в присутствии около 4000 человек;
  • 17. Калпа, Киннаур, Химачал Прадеш, Индия, август 1992;
  • 18. Гангток , Сикким, Индия, апрель 1993, в присутствии около 130 тысяч человек;
  • 19. Джиспа, Лахул и Спити, Химачал Прадеш, Индия, август 1994, в присутствии около 20 тысяч человек;
  • 20. Барселона, Испания, декабрь 1994к;
  • 21. Мундгод, южная Индия;
  • 22. Улан-Батор, Монголия, август 1995, в присутствии около 100 тысяч человек;
  • 23. Табо, Химачал Прадеш, Индия, июнь 1996, в присутствии около 20 тысяч человек;
  • 24. Сидней, Австралия, сентябрь 1996;
  • 25. Салугара, Западная Бенгалия, Индия, декабрь 1996;
  • 26. Блумингтон, штат Индиана, США, август 1999;
  • 27. Спити, Индия, август 2000;
  • 28а. Бодхгая, Индия, январь 2002 (отложена)
  • 28b. Грац, Австрия, октябрь 2002;
  • 29. Бодхгая , Индия, январь 2003;
  • 30. Торонто, Канада, апрель 2004;
  • 31. Амаравати , Индия, январь 2006;
  • 32. Вашингтон, США, запланировано на июль 2011 .
  • 33. Лех, Индия, июль 2014.

Примечания

  1. Мялль Л. Э. Калачакра // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 672 с.
  2. Номшиева Р. С. Посвящение в Калачакру. С. 119—120 // Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии, Улан-Удэ, 1997, с. 113—123
  3. . Дата обращения: 22 апреля 2011. 28 апреля 2011 года.

Литература

  • Рерих Ю. Н. : научное издание / пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова. — Х. : Изд. «Основа» при Харьковском государственном университете , 1990. — 120 с. — ISBN 5-11-001080-3 .
  • (англ.) Практика Калачакры / Пер. с англ. В. Быстрова. Ред. В. Дылыкова-Парфионович. — М: Беловодье, 2002. — 368 с. — ISBN 5934540319
  • Калачакра тантра. Книга 1: Вселенная. Прямой пер. с тиб. . — М.: Союз-Дизайн, 2018. — 62 с.
  • Калачакра тантра. Книга 1: Вселенная. Расшифр. пер. с тиб. В. С. Дылыковой-Парфионович. — М.: Союз-Дизайн, 2018. — 170 с.

Ссылки

Источник —

Same as Калачакра