Interested Article - Бхактапур
- 2021-07-21
- 1
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 121
• • |
Бхактапур ( непальск. भक्तपुर , носит также название Бхадгаон и Кхвопа ) — древний неварский город к востоку от столицы Непала — города Катманду , обладающий огромным количеством выдающихся архитектурных памятников. С 77 тысячами жителей он является третьим по численности населения и наименьшим из трёх королевских городов долины Катманду . Бхактапур означает «город верующих».
Бхактапур расположен на реке , и так же, как и Катманду, находится у подножия Гималаев , что не могло не отразиться на его истории и особенностях. Представление об этом городе складывается из своеобразного ландшафта , гончарного искусства и традиционных представлений с жизнеутверждающей музыкой. Более 150 музыкальных и 100 культурных групп создали образ Бхактапура как столицы искусств Непала . Жители города в большинстве своём относятся к неварцам; на 90 % являются индуистами и на 10 % — буддистами . Мужское население города традиционно носит особый головной убор под названием дхака топи (Dhaka Topi).
С XIV века и до второй половины XVIII века город являлся столицей династии Малла . С того времени до нас дошли здания 172 храмов, 32 искусственных пруда и множество жилых домов, украшенных деревянными барельефами. Хотя в 1934 году Бхактапур был разрушен землетрясением , вскоре он был восстановлен, и в 1979 году архитектурное наследие города было включено ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия .
География
Географическое положение
Бхактапур расположен в центральном Непале , в 16 км восточнее Катманду, являясь столицей одноимённого округа, самого маленького из 75 округов в так называемом районе Багмати . Территория города расположена на высоте от 1341 до 1404 метров. На севере Бхактапур ограничен рекой , на юге — горой Махадев Покхари, на востоке — и на западе — снова рекой Маногара, а также рекой Дурге. Собственно город расположен к северу от реки Хануманте Кхола, названной так в честь обезьяньего царя Ханумана из Рамаяны , который собирал здесь волшебные целебные травы для раненого брата Рамы .
Геология
Бхактапур расположен на южной окраине предгорий Гималаев долине Катманду. Эта долина имеет 25 км в направлении север-юг и 19 км в направлении восток-запад и окружена горной цепью высотой до 2900 м, в то время как сама долина лежит на высоте 1340 м. Речная система долины не зависит от своего высокогорного положения, так как питается водами Багмати . В состав этой системы входят такие реки, как Вишнумати, Мохарана, Дхоби, Наху Кхолар, а также и Хануманте, на которой и стоит Бхактапур. Тело долины сложено из песка и суглинка. Точная причина такого состава почвы неизвестна; предполагается, что, может быть, здесь раньше располагалось озеро . Непал расположен на стыке индийской и евразийской плит , в результате столкновения которых возникли Гималаи. Это в свою очередь приводит к частым землетрясениям, самыми сильными из которых были землетрясения в 1255 году (силой 7,7 балла), 1833 , 1934 году (8,4 балла) и 2015 году .
Городское районирование
В 1961 году город был разделён на 17 округов. Однако жители не обратили на это особого внимания, продолжая по старинке делить город на 24 района, т. н. толы . Современные же округа носят следующие названия: Дувакот, Джхаукхел, Чангу Нарайян, Чалинг, Нагаркот , Багесвори, Судал, Татхали, Хитпол, Нанкхел, Сипадол, Гунду, Катундже, Дадхикот, Свутар и Балкот. Вместе с округом Вадхепур, известном под именем Тхими, они вместе и составляют Бхактапур.
Климат
Климат в Бхактапуре умеренный. Средняя температура составляет 18,4 °C. При этом, самыми тёплыми месяцами являются июнь и июль со средней температурой, колеблющейся в пределах +25…+27 °C; самыми холодными — декабрь и январь со средней температурой +10…+11 °C. Температура никогда не падает здесь ниже 0 °C, максимальная же составляет +30 °C. Что касается осадков, то в июле их количество составляет 375 мм, а в январе и феврале только 2-3 мм. Но благодаря муссонному климату общегодовое количество составляет 1249 мм; особенно много дождей идёт здесь в период с середины июля по конец сентября.
История
Ранний период
В период с VII в. до н. э. по II в. н. э. в Бхактапуре была распространена городская культура, ведущая своё происхождение в Северную Индию. Бхактапур в то время был известен под названием Хопо . В эпоху (с III по IX вв. н. э.) город назывался Кхопринг Дранг. К XVIII веку город, называвшийся в то время уже Кхофринг, превратился в важный торговый пункт и имел определённое административное значение. О периоде с IX по XII века известно не так уж и много. Однако есть свидетельства тому, что в 879 году в городе утвердилась новая династия .
В манускрипте, датируемом 1038 годом , упоминается о деревне , расположенной на территории современного Бхактапура. В хрониках и других летописных источниках указан некий в качестве основателя города Бхактапура в 1197 году . Также он является основателем древнейшего дворца в городе — . В конце XIII — начале XIV века Непал стал жертвой вторжения со стороны своих южных и западных соседей. Известно, что город был пять раз разграблен племенами кхаса и Тирхутийас. В 1290 году Бхактапур (тогда — Бхактаграмма, «грамма» значит «деревня», «пур» или «пура» — «город») на короткое время был захвачен Тирхутийас. Когда в 1325 году соседнее индийское государство Митхила (на территории современных Бихара и Терая ) был захвачен мусульманами, королевский двор царей Нарасимха Дэва бежал в Непал (сам царь во время бегства скончался) и осел в Бхактапуре рядом с Трипурой. Правители династии Малла с XVII века , играя на истории своего происхождения по прямой линии от династии Кшатриев , пытались объявить себя Нарасимха Дэва . Наибольшего уровня мусульманское вторжение достигло в 1349 году в ходе вторжения из Бенгалии , в результате чего город был сильно разрушен .
Бхактапур — столица королевства Малла
Бхактапур был столицей королевства Малла с XIV по вторую половину XVIII вв., объединяя под своей властью всю долину Катманду. В это время было построено множество дворцов и храмов, дошедших до наших дней. Большой поток беженцев-индуистов из Северной Индии привёл к обособлению каст среди городского населения. Для удовлетворения нужд населения и экономии сельхозугодий весь центр Бхактапура был застроен трёхэтажными малогабаритными домами.
Король , пришедший к власти в 1428 году , увеличил территорию королевства и укрепил Бхактапур защитными рвами, стенами и воротами. Некоторые историки относят к его правлению не только возведение Трипуры, но и постройку храма Якшешвары. После смерти Якшы Маллы в 1482 году трон унаследовал его сын . Он оказался довольно слабым правителем. Его брат создал в своём уделе новое королевство в 1484 году и управлял им из . Затем отделилось третье королевство под управлением ещё одного брата со столицей в Лалитпуре (Патане). Таким образом, королевство Бхактапур оказалось разделено на собственно Бхактапур, а также Лалитпур и .
Бхактапур — столица одного из королевств Малла
Со следующими королями Бхактапура — Пран Малла, Вишва Малла и Ягайоти Малла — связаны изменения в архитектурном облике города. Первый король Нареш Малла с 1637 года повелел своим указом достроить храм Таледжу и установить окно из сандалового дерева в Мул Чоуке. В 1644 году взошёл на трон король Джагатпракаш Малла. Он повелел построить храм Васантпур, такой, какой ещё никто не видел. По его приказу храм Таледжу был надстроен, а храм Бхавани Шанкар установлен рядом с западным входом в королевский дворец.
Для строительной и культурной истории города очень важным является период правления короля Джитамитры Малла, взошедшего на трон в 1672 году . До нашего времени прекрасные дворцы королей, расположенные в долине Катманду, продолжают соревноваться между собой в красоте. Летопись сообщает, что в 1678 году , в период правления были обустроены источники водоснабжения, разбиты парки и построено множество внутренних дворов в городе. По его указу Кумари Чоук был обновлён, позолочен купол храма и произведены другие изменения.
В 1696 году трон занял Бхупатиндра Малла. По его приказу был построен королевский дворец с 99 внутренними двориками и 55 окнами . Город являлся единственным из трёх королевских городов, контролировавших путь с севера на юг, располагаясь к югу от Катманду и к северу от Патана и контролируя путь из Индии на Тибет. В Тибете того времени было распространено хождение непальских денег благодаря большому притоку торговцев из этого региона. В период правления короля Бхупатиндры Маллы Бхактапур обладал исключительным правом чеканки монеты для Тибета.
Разделение королевства на три части оказало положительное влияние на развитие искусств и строительного дела. Соперничество между тремя королевствами привело к возникновению конкуренции в строительстве всё новых и более высоких храмов и культовых сооружений. Финансирование этих проектов легло на спины неварских торговцев, строителей и ремесленников, обложенных более высокими налогами . В 1768 году город подвергся захвату со стороны войск из Гуркхи, основавшего династию Шахов, правившую Непалом до 2008 года .
Новое время
Период времени с 1768 года прошёл под владычеством династии Шахов; он делится на три части: период Шахов (1768—1846 гг.), период Рана (1846—1951 гг.) и новое время (с 1951 г.). В Европе дворцы Бхактапура стали известны благодаря французскому археологу и этнографу , изучавшему в 1880-е годы Индию и Тибет . Эти сооружения представляют сегодня особую ценность, учитывая, что во время страшного землетрясения 1934 года силой 8,4 балла было разрушено 70 % городских построек. Во время правления династии Малла основные вложения совершались в строительство культовых сооружений, отделку площадей, создание инфраструктуры и общественных учреждений. После захвата города королевством форма землевладения поменялась, и большая часть урожая должна была уходить в Катманду в качестве налога находившемуся там правителю. Доходы от этих инвестиций вкладывались в импорт предметов роскоши. Ранее замкнутый мир королевства Малла оказался нарушен, и прежний городской характер Бхактапура начал исчезать. Доходы от этих инвестиций привели к возвышению двора и семей министров. В течение столетия Бхактапур извлекал большие барыши из своего монопольного положения на торговых путях из Индии в Тибет. После захвата Тибета китайцами и бегства Далай Ламы со своими сторонниками граница Тибета с Непалом оказалась закрытой по решению китайских властей. Это привело к сильному падению торговли в этом регионе, так же, как и рынка художественного ремесла. Уровень жизни населения упал очень сильно. Этим объясняется сегодняшнее преобладание мелких крестьянских хозяйств на рынке .
В 1979 году архитектурные памятники города были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО . Землетрясение 1990 года привело к новым сильным разрушениям. С 1993 года в городе были повышены налоги, которые стали использоваться для восстановительных работ, а также инвестиций в создание инфраструктуры и общественных институтов. Известия о террористических атаках в 2001 году привели к снижению туристического потока на 50 % .
Проект развития Бхактапура
Проект развития Бхактапура (Bhaktapur Development Project, BDP) — проект, осуществлённый в 1970-е годы немецкими специалистами по санированию и реставрации ценных культурных памятников Бхактапура. По договору, заключённому в 1969 году между премьер-министром земли Саарланд и Бирендрой , впоследствии королём Непала (1972—2001 гг.), Бхактапуру была предоставлена помощь в размере 1 млн дойч-марок. Реставрационные работы в Пуяри Матх продолжались до 1972 года. Принимавшие в проекте участие немецкие архитекторы организовали дальнейшую финансовую поддержку. Благодаря этой инициативе в 1937-74 гг. был создан Проект Развития Бхактапура , которым с немецкой стороны руководило Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit (GTZ); этот проект стал самым длительным и успешным проектом в процессе совместной деятельности. Различные строительные проекты в 1970-х и 1980-х годах поддерживали профессор, специалист по истории архитектуры Азии (ФРГ) и архитектор (Австрия).
Вначале, в 1974 году , только 10 процентов территории города попали в фокус проекта. С начала и до 1979 года были сперва проведены необходимые работы по анализу положения в городе и собраны достаточные данные для планирования проведения работ и создания стратегии развития . Цели проекта в то время включали в себя широкий спектр различных направлений: инфраструктурное (ремонт мостовых, строительство очистных сооружений), экономическое (планирование территорий под промышленную застройку), социальное (обучение ремесленников, привлечение населения к планированию и проведению работ) и институциональное (например, городское планирование).
Население
Изменение численности населения и его структура
Данная таблица представляет изменение численности города Бхактапура, которое за последние 30 лет почти удвоилось . Темпы прироста населения в 2001 году составляли 2,4 % (для сравнения: в Катманду — 6 %). Из числа иммигрантов, прибывающих в долину Катманду (особенно по воздуху), 84 % оседают в Катманду, 15 % — в Лалитпуре, и только 1 % — в Бхактапуре .
Год | 1971 | 1981 | 1991 | 2001 | 2005 |
---|---|---|---|---|---|
Кол-во | 40 112 | 48 472 | 61 405 | 74 707 | 76 890 |
Семейное положение 58 726 жителей, достигших брачного возраста, выглядит следующим образом: 38,4 % неженатые (незамужние), 56,6 % имеют одну жену и 0,8 % больше одной, 0,9 % женаты повторно, 2,6 % вдовцы (вдовы), 0,1 % разведённые и 0,13 % живут с супругом (супругой) раздельно (ещё у 0,6 % семейный статус неизвестен).
Религия
Перепись населения 2001 года выявила следующее положение: подавляющее часть населения города — 88 % исповедуют индуизм . На втором по числеености месте буддисты — 8 %. Доля представителей других конфессий ничтожна: мусульмане — 0,2 %, христиане — 0,2 %, кираты — 0,1 %, сикхи — 0,01 % и бахаи — меньше 0,1 %. Осталась неизвестной принадлежность 0,06 % населения.
Невари
Преобладающим этносом в Бхактапуре является невари, народ, чьим основным занятием традиционно является земледелие и торговля. Невари в Бхактапуре на 84,13 % индуисты и на 15,31 % — буддисты. Невари имеют свою особую кастовую систему, распространённую только в долине Катманду. Кастовая иерархия включает в себя высшие и низшие касты, последние делятся на верхние и средние слои, такие как неприкасаемые и другие подобные группы.
Одним из элементов религиозных верований невари является почитание Кумари , которая рассматривается как инкарнация индуистской богини Дурги .
Достопримечательности
- Площадь Дурбар, храм Пашупатинатх, храм Кришны, храм Бхагавати, колокол Таледжу
- Королевский дворец, Таледжу , Национальный художественный музей богини
- Площадь Таумадхи Толе, пагода Ньятапола, храм Байрабнатх
- Площадь Тачупал Толе, храм Дататтрейя, храм Бимсена
- Комплекс на реке Хануманте, включая кумирни Шивы-Парвати и Ханумана
- Пруд Нага Похари
- Много отдельно стоящих храмов и пагод
Галерея
Примечания
- . Дата обращения: 17 августа 2009. Архивировано из 26 августа 2009 года.
- . Дата обращения: 17 августа 2009. 26 декабря 2018 года.
- ↑ Stürzbecher, с. 15-22
- . Архивировано из 29 июля 2009 года.
- . 16 октября 2007 года.
- (недоступная ссылка)
- ↑ . 11 сентября 2009 года.
- Gustave le Bon (1886, 1893): Voyage au Népal. mit einer Einleitung von T.N. Upraity und G. Lebrec (фр.)
- Scheibler (1982), с. 16
- (недоступная ссылка)
- Bhaktapur im Reise Know How от 27 июня 2007 на Wayback Machine und Nepal reserch centre (англ.) . 27 июня 2007 года.
- Biresh Shah (2003): Heritage Conservation and Planning New Development in Bhaktapur, Nepal . Presented at the 6th US/ICOMOS International Symposium «Managing Conflict & Conservation in Historic Cities» April 24-27, 2003 in Annapolis, Maryland. 7 октября 2008 года.
- . Дата обращения: 20 декабря 2007. Архивировано из 12 апреля 2006 года.
- (недоступная ссылка — ) .
Ссылки
- . Архивировано из 15 февраля 2016 года.
- 2021-07-21
- 1