Interested Article - Паган

Пага́н (или Баган , бирм. ပုဂံ , кья-вар. Pjaa Gjan) — древняя столица одноимённого царства на территории современной Мьянмы . Город находится на сухом плато вдоль восточного берега реки Иравади , 145 км к юго-западу от Мандалая , недалеко от города в округе Магуэй . В настоящее время на месте древнего города находится археологическая зона с тысячами пагод , храмов, ступ , монастырей. Эта зона является главной достопримечательностью для нарождающейся индустрии .

C 2019 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Город Паган

В пещерах Пагана

Город Паган как таковой не существует — есть только аэропорт Баган, несколько деревень (Ньяун У, Ве-чжи Ин, Мьинкаба, Старый Баган) вокруг и внутри огромной археологической (а точнее охранной) зоны с разбросанными тысячами больших и маленьких ступ и пагод. Наиболее значимые ступы — такие как Швезигон и Локананда Чаун, хранящие зубы Будды, — покрыты золотом, подходы к ним заасфальтированы, и вокруг построено множество павильонов. Большинство пагод состоят из красного кирпича и белого камня и не покрыты золотом. Многие пагоды очень посещаемы, и на входе стоят торговцы, а мальчишки с фонарями помогают пролезть по лестницам на верхние ярусы и освещают коридоры. Менее значимые пагоды также охраняются и реставрируются. В одном из них висит доска, напоминающая, что здесь один немецкий профессор пытался отодрать фрески и был арестован полицией. В удалении стоит много совсем маленьких ступ и пагод, некоторые из них разрушены. Местами между храмами — выжженная пустыня, местами — одиноко стоящие пальмы, местами — зеленые заросли.

Будда в Пагане

По своему назначению выделяются храмы — обычно симметричной формы с четырьмя алтарями и статуями будды в каждом направлении горизонта, ступы со святыми реликвиями и пещеры (губьяучжи) — храмы с лабиринтом коридоров, разрисованных фресками. Более старые фрески двухцветны, поздние фрески многоцветны.

Иностранных туристов в Пагане очень много — и много паломников со всего Буддистского Востока.

Один из храмов был излюбленным местом исполнения желаний для высших правительственных генералов и охранялся войсками. Очень знаменательный храм стоит на юге комплекса — храм, построенный пленным монским царем Манухой, в котором в узком помещении сидят и лежат сдавленные и сжатые со всех сторон Будды — так хотел царь выразить своё отношение к плену.

Третий король Пагана, , построил великолепный храм с нишами для медитации и с видом на другие храмы. Он каждое утро в одно и то же время медитировал перед нишей, пока не был убит во время медитации своим собственным сыном, завладевшим после него троном.

История

Руины Пагана занимают площадь около 104 км². На этой территории было построено более 10 000 религиозных памятников (примерно 1000 ступ, 10 000 небольших храмов и 3000 монастырей) .

Большинство сооружений было построено в период XI—XIII веков, когда Паган был столицей династийного царства. Король в 874 году перенёс в Паган столицу. Однако переносы столицы в бирманской истории случались нередко, и король Аноратха перенёс столицу в другой город. В 1057 король Аноратха овладел столицей монского царства, городом Татон , и конфисковал палийские рукописи, увёл буддийских монахов, художников и ремесленников, чтобы превратить Паган в культурный центр буддизма в Мьянме . Он утвердил учение буддизма Тхеравады в качестве государственной религии и послал духовную миссию в Шри-Ланку , откуда прибыли монахи и помогли ему завершить обращение всей страны в Тхераваду. Паган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира . Город привлекал монахов и студентов из Индии, Шри-Ланки и Кхмерской империи .

В 1287 царство, отказавшись платить дань, было занято монголами в результате того, как империя Юань совершила несколько вторжений в Паган . Недавние исследования показывают, что монгольские армии, возможно, не достигли самого Пагана, и что даже если бы они это сделали, нанесенный ими ущерб был, вероятно, минимальным . Тем не менее, ущерб уже был нанесен. Город, в котором когда-то проживали от 50 000 до 200 000 человек, превратился в маленький городок. Город формально перестал быть столицей Мьянмы в декабре 1297 года, когда королевство Мьинсайн стало править в Верхней Бирме .

В XV веке в Паган всё ещё жили люди, и он был местом паломничества на протяжении всего имперского периода . Небольшое количество «новых и впечатляющих» религиозных памятников все ещё сохранилось до середины XV века, но после этого строительство новых храмов замедлилось до минимума. Между XV и XX веками было построено менее 200 храмов . Старая столица осталась местом паломничества, но паломничество было сосредоточено только на наиболее известных храмов таких, как Ананда , в Шведагон , , , и нескольких других храмов вдоль древней дороги. Остальные — тысячи менее известных храмов — пришли в упадок, и большинство из них не выдержало испытание временем .

Правители Пагана
Имя положение годы правления Комментарии
107—152 основатель династии и государства Паган*
сын Кхелу 846—876 перенёс столицу из Тампавади в Паган в 849
сын Пьинбья 876—904
потомок короля Тингаязы 904—934 Убил короля Таннета и захватил трон
сын 934—956
фермер, «огуречный король» 956—1001 по легенде убил Тейнко из-за украденного огурца, свергнут Кунсо Чаунпью, умер в 1001
Кунсо Чаунпью сын Таннета 1001 — 1021 женился на беременных жёнах 77-летнего (?) предшественника, у них родились Куисо и Соукатэ
сын Ньяунг-у Сорахана 1021—1038 сверг Кунсо Чаунпью, который стал монахом
Соукатэ брат 1038 — 1044
Аноратха Сын Кунсо Чаунпью 1044—1077 убил Соукатэ на поединке, подчинив монов, основал империю
Солу Сын 1077—1084 взят в плен восставшими монами и через год убит
Чанзитха Брат 1084—1113 подавил монов, восстановил империю
Внук 1113—1167 1113—1160 (?), задушен Наратху
Наратху Сын 1167—1170 1160—1165(?), убит заговорщиками
Наратхейнкха Сын 1170—1173 убит по приказу Нарапатиситху
Нарапатиситху Брат 1174—1211 при нём Паган достиг расцвета
Тхиломинло Сын 1211—1234 начался упадок Пагана
Чозва Сын 1234—1250 продолжение упадка Пагана
Узана Сын 1250—1255 погиб во время охоты на слонов
Наратихапате Сын 1256—1287 вторжения монголов в 1277, 1283 и 1287, убит одним из сыновей
Чозво Сын 1287—1298 признал власть монголов в 1298, свергнут братьями и убит, распадение Пагана
Сохнит Сын 1298—1325 Вторжение монголов в 1300—1301
Сомуннит Сын 1325—1369

* Хотя историческим основателем Пагана считается Аноратха , традиция приписывает основание Пагана королю ( ). Он возглавлял беженцев из охваченного гражданской войной государства Шрикшетра , осевших в районе современного Пагана, и стал главой небольшого княжества.

Панорамный вид руин Пагана

См. также

Примечания

  1. Географический энциклопедический словарь: географические названия / Гл. ред. А. Ф. Трёшников . — 2-е изд., доп. — М. : Советская энциклопедия , 1989. — С. 361. — 592 с. — 210 000 экз. ISBN 5-85270-057-6 .
  2. . The Economist (25 мая 2013). Дата обращения: 26 ноября 2018. 7 ноября 2017 года.
  3. . Дата обращения: 10 июля 2019. 7 октября 2020 года.
  4. Stadtner 2011: 216
  5. Lieberman 2003: 115—116
  6. 2003: 119—120
  7. Htin Aung 1967: 74
  8. Than Tun 1959: 119—120
  9. Aung-Thwin 1985: 196—197

Литература

  • Aung-Thwin, Michael. Pagan: The Origins of Modern Burma. — Honolulu: (англ.) , 1985. — ISBN 0-8248-0960-2 .
  • Aung-Thwin, Michael. (англ.) . — illustrated. — Honolulu: (англ.) , 2005. — ISBN 978-0-8248-2886-8 .
  • Ministry of Culture, Union of Myanmar. . Ministry of Culture (2009). Дата обращения: 19 февраля 2012. 3 августа 2012 года.
  • Harvey, G. E. History of Burma: From the Earliest Times to 10 March 1824 (англ.) . — London: Frank Cass & Co. Ltd, 1925.
  • Htin Aung, Maung. . — New York and London: Cambridge University Press , 1967.
  • Ishizawa, Yoshiaki; Yasushi Kono. Study on Pagan: research report. — Institute of Asian Cultures, Sophia University, 1989. — С. 239.
  • Kala, U. Maha Yazawin (неопр.) . — 2006, 4th printing. — Yangon: Ya-Pyei Publishing, 1724. — Т. 1–3.
  • Köllner, Helmut; Axel Bruns. . — illustrated. — Hunter Publishing, 1998. — С. . — ISBN 978-3-88618-415-6 .
  • (англ.) , Victor B. Strange Parallels: Southeast Asia in Global Context, c. 800–1830, volume 1, Integration on the Mainland (англ.) . — Cambridge University Press , 2003. — ISBN 978-0-521-80496-7 .
  • Pan Eiswe Star; Soe Than Linn. Archaeologists to assist with Cambodia excavations (англ.) // The Myanmar Times : newspaper. — 2010. — 10 February ( vol. 26 , no. 509 ).
  • (англ.) . Hmannan Yazawin (неопр.) . — 2003. — Yangon: (англ.) , 1832. — Т. 1–3.
  • Rao, V.K. The Terracotta Plaques of Pagan: Indian Influence and Burmese Innovations (англ.) // Ancient Asia : journal. — 2013. — Vol. 4 . — P. 7 . — doi : .
  • Rao, Vinay Kumar. «Buddhist Art of Pagan, 2 Vols.» Published by Agam Kala Publications, New Delhi, 2011. ISBN 978-81-7320-116-5 .
  • Rao, Vinay Kumar. The Terracotta Plaques of Pagan: Indian Influence and Burmese Innovations (англ.) // Ancient Asia : journal. — 2013. — Vol. 4 . — P. 7 . — doi : .
  • Stadtner, Donald M. (англ.) . — Bangkok: 2011, 2011. — ISBN 978-974-9863-60-2 .
  • Than Tun. History of Burma: A.D. 1300–1400 // Journal of Burma Research Society. — 1959. — Декабрь ( т. XLII ).
  • Than Tun. Studies in Burmese History (неопр.) . — Yangon: Maha Dagon, 1964. — Т. 1.
  • Tourtellot, Jonathan B. // The National Geographic Traveler. — National Geographic, 2004. — 3 сентября.
  • UNESCO. Unesco Courier. — Paris: UNESCO , 1976. — Т. 28.
  • UNESCO. . UNESCO. Дата обращения: 18 февраля 2012.

Ссылки

  • — очерк истории и религии Бирмы и рассказ о путешествии (1998)
  • (англ.)
Источник —

Same as Паган