Interested Article - Кашмирский шиваизм

Шри Янтра .

Среди многочисленных даршан индийской философии кашмирский шиваизм характеризуется различными учёными как идеалистический монизм , ( абсолютный идеализм , теистический монизм , реалистический идеализм , фундаменталистский монизм ), а также как нейтральный монизм .

Сознание для кашмирских шиваистов является единственной реальностью, в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком, в отличиe от адвайты-веданты , где мир есть только иллюзия.

Кашмирский шиваизм возник в восьмом девятом столетии в Кашмире и добился значительных результатов в области философии и теологии до конца двенадцатого столетия .

Кашмирский шиваизм носит ещё название « трика ».

Происхождение

Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании , которое было утеряно ещё к началу Кали-юги , тогда Шива принял форму Шрикантхи на вершине горы Кайлаш , где он, частично воплотившись в риши Дурвасу , передал ему тантрическое знание, включая , и бхеду , как это описано в Бхайрава-тантре, Рудра-тантре и Шива-тантре. Тщетно искал Дурваса достойных учеников для передачи сокровенного знания, мысленным усилием он сотворил трёх сыновей, старшему передал и повелел распространять монистическую абхеду, что известно теперь как Кашмирский шиваизм.

Наиболее важными текстами этой философской системы являются Шива-сутры , Спанда-карика и Виджняна Бхайрав Тантра [ источник не указан 4472 дня ] .

Основные понятия

Ануттара, Высшее

Ануттара — «Высшее», «Изначальное», «Непревзойденная действительность» — единая основа мироздания.

В действительности существует лишь высшее Сознание, которое носит название (Парасамвит, Парамашива), проявляющееся в динамическом взаимодействии (спанда) двух образов Единого — пракаши (света Сознания) и вимарши (силы самосознания, отражения) — или Шивы и Шакти.

Практикующий осознаёт себя как неотделимое от высшего Сознания (поэтому метод называется пратьябхиджня «узнавание») и видит мир как игру (чидвиласа, крида) Единого . Подобное состояние сознания вызывается исключительно доброй волей Шивы (ануграха «милость») — спонтанно, но предусмотрен и постепенный путь (крама) — ведущий так же к конечному осознанию Единства и блаженству. .

Ахам, сердце Шивы

Ахам — понимание высшей действительности как сердца — сосредоточение чистого «Я есть», неразделённое внутреннее состояние Шивы, которое поддерживает проявленное и отражается в Шакти .

В санскритском алфавите а — первая буква, отождествляется с Шивой, ха — последняя — Шакти, ахам символизирует их соединение.

Спанда

Категория «спанда», введённая Васугуптой (860–925), часто объясняется как «вибрация/шевеление сознания» . Абхинавагупта использует выражение «некая разновидность движения», подразумевая отличие его от движения физического. Это скорее сродни вибрации или пульсации, в сути своей таящей экстатическое, самопорождающее сознание [ источник не указан 4472 дня ] .

Центральное положение внутри этой категории занимает тезис «всё есть Спанда», подразумевающий как объективную внешнюю реальность, так и внутренний мир, одинаково невозможные в отсутствие движения [ источник не указан 4472 дня ] . При этом предельное движение происходит не в пространстве и не во времени, но внутри Высшего Сознания .

Для описания смысла, заложенного в категорию спанда, писания приводят следующие метафоры: беспрепятственная воля Высшего Сознания (чит) — svātantrya, высшая творческая энергия — visarga, сердце божественного — hṛdaya и океан светоносного сознания — cidānanda.

См. также

Примечания

  1. Kashmir Shaivism: The Secret Supreme, Swami Lakshmanjoo, pp. 103
  2. The Trika Śaivism of Kashmir, Moti Lal Pandit
  3. The Doctrine of Vibration: An Analysis of Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism, Mark S. G. Dyczkowski, pp. 51
  4. Ram L. P. Vimal. Emergence in dual-aspect monism // / Alfredo Pereira Jr., Dietrich Lehmann (Editors). — 1 edition. — Printed in the United Kingdom by MPG Printgroup Ltd, Cambridge: Cambridge University Press , 2013. — P. 149-190. — 344 + xi p. — ISBN 978-1-107-02629-2 .
  5. Kashmir Shaivism: The Secret Supreme, By Lakshman Jee
  6. For Kashmir Shaivism arising in the ninth century see: Basham, p. 110.
  7. The Doctrine of Vibration: An Analysis of Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism, By Mark S. G. Dyczkowski, pp. 4
  8. The Trika Śaivism of Kashmir, Moti Lal Pandit, pp. 1
  9. Lakshmanjoo, pp. 87-93.
  10. Para-trisika Vivarana, Jaideva Singh, pages 20-27
  11. Дубянский А. М., Суворова А. А. Лила / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М. : Республика , 1996. — С. 254.
  12. The Triadic Heart of Shiva, Paul Muller-Ortega, pag. 88
  13. IAST : Parā-trīśikā Vivaraṇa , Jaideva Singh, page 194
  14. IAST : Parā-trīśikā Vivaraṇa , Jaideva Singh, page 127
  15. Walker B. — Hindu World: An Encyclopedic Survey of Hinduism. Vol. II. — New Delhi: Munshiram Manohar Lal, 1983. — P. 555-556 .
  16. Dyczkowski, Mark S. G. The Doctrine of Vibration: An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism, Motilal Banarsidass Publ., 1989, p. 24.

Литература

Ссылки

  • (рус.)
  • Виджняна-бхайрава-тантра (пер. О.Ерченкова) от 8 июля 2019 на Wayback Machine
  • Гитартхасанграха. Комментарии Абхинавагупты на Бхагавад Гиту (пер. О.Ерченкова) от 30 июня 2019 на Wayback Machine
  • Шива-Сутра. Кшемараджа (пер. О.Ерченкова) от 9 июля 2019 на Wayback Machine
Источник —

Same as Кашмирский шиваизм