Бхактиведанта Нараяна Госвами
- 1 year ago
- 0
- 0
Веда́нта ( санскр. वेदान्त , IAST : vedānta , «окончание Вед») — одна из шести ортодоксальных школ ( даршан ) в философии индуизма . В сущности, веданта является общим названием ряда философско - религиозных традиций в индуизме , объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад , авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются « Веданта-сутры » Вьясы , а в теистических школах — « Бхагавад-гита » и « Бхагавата-пурана ».
Первоначально это название относилось к философским текстам, примыкавшим к Ведам — Брахманам , Араньякам и Упанишадам , которые являются пояснениями и дополнениями к четырём Ведам. Впоследствии, эти древние ведийские тексты послужили основой для ортодоксальной ( астика ) школы индийской философии, которая стала называться ведантой. Веданту также называют уттара-миманса ( санскр. उत्तरमीमांसा , IAST : uttara mīmāṃsā ), то есть второй, поздней, или высшей мимансой , в отличие от другой школы индийской философии — пурва-мимансы — первой мимансы . Пурва-миманса сфокусирована на толковании значения ведийских огненных жертвоприношений и используемых в них мантр , изложенных в Самхитах четырёх Вед и в Брахманах . Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад .
Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведийские писания, на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман . Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.
Термин «веданта» представляет собой санскритское сложное слово:
Время формирования веданты как систематического учения неизвестно. По мнению большинства учёных, это произошло в послебуддийскую эпоху. Исследователи предлагают различные даты составления «Веданта-сутр», в основном в период с II века до н. э. по II век н. э. Отдельные учёные предлагают более ранние (V век до н. э.), и более поздние ( V век ) даты. По мнению ряда российских исследователей «Веданта-сутры» возникли не раньше III—IV веков н. э.
В то время как ведийский ритуальный религиозный процесс карма-канды продолжал практиковаться брахманами, стали также появляться течения, более ориентированные на джнану (знание). Эти новые философско-мистические течения в ведийской религии были сосредоточены на медитации, самодисциплине и духовном самоосознании, а не на ритуальных практиках.
В ранних текстах санскритское слово «веданта» просто использовалось по отношению к наиболее философским ведийским писаниям — Упанишадам . Однако, в более поздний период развития индуизма, слово «веданта» стало употребляться по отношению к философской школе, которая интерпретировала Упанишады. Традиционно веданта принимает свидетельство писаний, или , как наиболее авторитетный метод познания, в то время как чувственное восприятие, или , и заключения, сделанные с помощью логики , рассматриваются как подчинённые шабде.
« Веданта-сутры » являются классическим сочинением ведантизма. Согласно индуистской традиции, они были составлены мудрецом Вьясой около 5000 лет назад. В эпоху Средневековья, в VIII веке , Шанкара написал к ним свой комментарий. Мудрец Вьяса произвёл в «Веданта-сутрах» систематизацию ведантических идей, изложив ведийскую философию в форме афоризмов. «Веданта-сутры» известны под различными именами, такими как:
Афоризмы «Веданта-сутр» открыты для всевозможных интерпретаций, что послужило причиной формирования различных ведантических школ, каждая из которых дала свою собственную трактовку текста и составила свои собственные комментарии. Основной темой, присутствующей во всех философских школах веданты, выступает то, что ради осознания Абсолютной Истины ритуальные практики могут быть оставлены в стороне и что вдохновением для индивида на его пути самоосознания является предвосхищение безграничного блаженства, которое ожидает его в конце. Практически все направления современного индуизма в той или иной степени испытали влияние последовательных и логически продвинутых мировоззренческих и философских систем, развитых ведантическими мыслителями.
Хотя ведантисты имеют беспрецедентный статус в истории индуизма, раннее влияние Веданты в Индии сомнительно . До 11-го века Веданта была периферийной школой мысли . Историческая слава и культурное влияние Веданты возросли лишь столетия спустя, в эпоху мусульманских вторжений и последующего опустошения Индии .
Все школы веданты в основном базируются на Упанишадах , — ведийских писаниях, в которых изложена философия и различные формы медитации. Упанишады представляют собой комментарии к Ведам , в которых выражена их основная сущность, поэтому Упанишады также называют ведантой — «окончанием Вед». Хотя в них изложена основная суть Вед и они являются основой веданты, часть ведантической философии также происходит от некоторых ранних Араньяк .
Основой веданты является философия Упанишад, в которой Абсолютная Истина называется Брахманом . Мудрец Вьяса был одним из главных поборников этой философии и автором «Веданта-сутр», основанных на Упанишадах. Концепция Брахмана как Верховного Духа или как вечно существующей, имманентной и трансцендентной Абсолютной Истины, являющейся божественной основой всего сущего — выступает как центральная тема в большинстве школ веданты. Понятия личностного Бога или Ишвары также играют важную роль, и различные ведантические школы в основном расходятся в том, как они определяют отношения между Богом и Брахманом.
Философия Упанишад часто выражена загадочным языком, что породило самые разнообразные её интерпретации. В течение истории различные мыслители на свой манер истолковали философию Упанишад и других текстов, таких как « Веданта-сутры », в основном руководствуясь своим собственным пониманием и реалиям своей эпохи. Существует шесть основных интерпретаций этих писаний, три из которых получили наибольшую известность как в Индии , так и за её пределами, это:
Эти философские школы веданты были соответственно основаны Шанкарой , Рамануджей и Мадхвой . Нужно, однако, заметить, что индийский буддистский писатель в своём труде «Мадхьямака-хридая-карика» ещё до Шанкары описывал ведантическую философию как . Поборники других школ веданты продолжали и продолжают развивать их идеи, хотя труды большинства из них не получили широкого распространения и только известны маленькому кругу их последователей в Индии.
« Бхагавад-гита », со своим синкретизмом санкхьи , йоги и философии Упанишад, также сыграла большую роль в ведантической мысли. «Бхагавад-гиту» также принято называть Упанишадой и все великие ачарьи веданты (такие как Шанкара, Рамануджа, и Мадхва) взяли на себя труд составить обширные комментарии не только к Упанишадам и «Веданта-сутрам», но также и к «Бхагавад-гите». Таким образом, как древние, так и современные ведантисты утвердили значимость «Бхагавад-гиты» в развитии философии и практики веданты.
Основоположниками адвайта-веданты были Шанкара и его парама-гуру Гаудапада , который изложил философию . Согласно адвайта-веданте, только Брахман реален, а весь мир — иллюзорен. Как путник в лесу принимает толстую верёвку за змею, так человек, лишённый истинного ведения, считает мир реальным. Как единственная реальность, Брахман не обладает какими-либо атрибутами. Из иллюзорной потенции Брахмана, называемой майя , проявляется материальный мир. Неведение об этой реальности является причиной всех страданий в материальном мире, и только посредством обретения истинного знания о Брахмане возможно достичь освобождения. Когда индивид пытается осознать Брахман с помощью своего ума, под влиянием майи, Брахман проявляется как Бог ( Ишвара ), — отдельно от мира и от индивида. На самом деле, не существует никакой разницы между индивидуальной душой джив атманом и Брахманом. Освобождение ( мокша ) заключается в осознании реальности этой тождественности (а-двайта, «не-двойственность»). Таким образом, освобождение в конце концов достигается исключительно путём знания ( джнаны ).
Адвайта-веданта — единственное из ведантических учений, относящихся к астике (то есть ортодоксальных, признающих авторитет Вед ), которое последовательно настаивает на нереальности, иллюзорности мира. По этой причине индийские мыслители из школ двайты Мадхвы и Чайтаньи считали адвайту неортодоксальной и обвиняли Шанкару в «криптобуддизме». В. С. Костюченко отмечает, что «в современной Индии это тема ряда философских симпозиумов и конференций. Дискуссии эти показали, что, во всяком случае, утверждения о „замаскированном буддизме“ адвайты являются упрощением и огрублением реального взаимоотношения обоих учений. Уже начиная с Шанкары (яростно критикующего буддизм во всех его вариантах) пути вновь начинают расходиться». По мнению Сарвепалли Радхакришнана , «не подлежит сомнению, что Шанкара развивает всю свою систему из упанишад, а „Веданта-сутру“ разрабатывает безотносительно к буддизму» Ф. М. Мюллер аналогично отрицает влияние буддизма на Шанкару .
Ранний Адвайтин Гаудапада (6-7 вв. Н. Э.) находился под влиянием буддизма. Гаудапда перенял буддийские доктрины о том, что высшая реальность — это чистое сознание (виджняпти-матра) и «что природа мира — это четырёхугольное отрицание». Гаудапада «вплел обе доктрины в философию Мандукья- упанишады, которая была далее развита Шанкарой». Гаудапада также перенял буддийскую концепцию «аджаты» из философии Мадхьямаки Нагарджуны. Шанкаре удалось ввести майяваду Гаудапады в «Брахма-сутры» Бадараяны, «и придать ей locus classicus», вопреки реалистическому течению Брахма-сутр.
Основоположником вишишта-адвайты был Рамануджа . Он утверждал, что дживатман является частичкой, подобной Брахману , но не идентичной Ему. Основное отличие вишишта-адвайты от адвайты заключается в утверждении того, что Брахман, индивидуальные души и материя обладают атрибутами. Они одновременно отличны и неотделимы друг от друга. Данная школа провозглашает путём к освобождению бхакти или любовь и преданность Богу, представляемого в Его изначальной и верховной форме как Вишну . Майя рассматривается как творческая потенция Абсолюта.
Основоположником двайты выступил Мадхвачарья . В двайте Бог полностью отождествляется с Брахманом . Личностный Бог в Своей Верховной форме как Вишну , или как Его аватара Кришна , выступает как источник безличного Брахмана. Брахман , индивидуальные души и материя рассматриваются как вечные и существующие отдельно друг от друга элементы. В двайте бхакти также объявляется путём к освобождению.
Философию двайта-адвайты впервые изложил Нимбарка . Она в основном базируется на появившейся ранее философской школе , основоположником которой выступил Бхаскара. В двайта-адвайте дживатма является одновременно единой с Брахманом и отличной от Него — их взаимоотношения могут рассматриваться с одной стороны как двайта, а с другой стороны как адвайта. В этой школе Кришна считается изначальной Верховной формой Бога — источником мироздания и всех аватар .
Основоположником шуддха-адвайты был Валлабха . В этой философской системе бхакти также выступает как единственный способ обретения освобождения — достижения вечной обители Кришны в духовном мире — планеты Голоки (в буквальном переводе — «мир коров» ; на санскрите слово го означает «корова» , а лока « планета » ). Утверждается, что эта планета, так же, как и все её обитатели, обладает природой сат-чит-ананда и является местом, где вечно осуществляются лилы Кришны и Его спутников.
Основоположником ачинтья-бхеда-абхеды был бенгальский религиозный реформатор Чайтанья Махапрабху ( 1486 — 1534 ). Данное понятие можно перевести как «непостижимое единство и различие» в контексте взаимоотношений Кришны (выступающего как изначальная верховная форма Бога ) и индивидуальной души ( дживы ), а также в контексте отношений Кришны и других его проявлений и энергий (таких, как материальный мир).
В ачинтья-бхеда-абхеде — качественно душа ( джива ) идентична Богу , но в количественном отношении индивидуальные дживы бесконечно малы по сравнению с безграничным Личностным Абсолютом. Природа таких взаимоотношений (одновременного единства и различия с Кришной) непостижима для человеческого ума, но может быть осознана посредством любовного преданного служения Богу, называемому бхакти или бхакти-йогой . Эта концепция является своего рода синтезом двух школ веданты — чистого монизма адвайта-веданты , где Бог и джива выступают как одно, и чистого дуализма двайта-веданты , где Бог и джива абсолютно отличны друг от друга. Концепция ачинтья-бхеда-абхеды лежит в основе богословия гаудия-вайшнавской традиции индуизма , современным представителем которой являются Гаудия-матхи и Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).
Термин «современная веданта» иногда используется для описания интерпретации адвайта-веданты , сделанной Вивеканандой из монашеского ордена . Основными положениями его учения является то, что:
Вивекананда принял участие в в Чикаго в 1893 году и стал влиятельной фигурой в западной и индийской мысли. Он сыграл большую роль в распространении веданты на Западе. Его поездка на Запад подверглась критике со стороны некоторых ортодоксальных индуистов, тогда как его последователи заявили, что он возродил веданту, объяснив, как её можно применить в современном мире. Для Вивекананды веданта не являлась просто сухой философией, а представляла собой живой процесс самопознания.
В своей интерпретации философии адвайты Шанкары Вивекананда отвёл значительное место и для бхакти . Он объяснял, что гораздо легче начать медитировать на личностную форму Бога и её качества, чем на безличный и бесформенный Брахман . и он рассматривал как две стороны одной монеты.
Известный философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в ведении к своему труду « Феноменология духа », а также в « Науке Логики », ссылается на индийскую философию, сходную с адвайта-ведантой . Веды и Упанишады также оказали большое влияние на Артура Шопенгауэра , который по этому поводу сказал следующее:
Если бы читатель получил благо от Вед, доступ к которым через посредство Упанишад, по моему мнению, является величайшим благом, которое нынешний, только начинающийся век (1818), может считать преимуществом перед всеми прошедшими столетиями. Если бы читатель был посвящён в изначальную индийскую мудрость и принял бы её с открытым сердцем, он был бы готов самым надлежащим образом для того, чтобы услышать то, что я хочу ему сказать.
К известным западным мыслителям, которые испытали на себе влияние веданты или комментировали её, относятся: Фридрих Ницше , Макс Мюллер , Рене Генон , Олдос Хаксли , Д. Б. Пристли , Кристофер Ишервуд , Ромен Роллан , Алан Уотс , Юджин Вигнер , Арнольд Тойнби , Джозеф Кэмпбелл , Герман Гессе , , Никола Тесла , Эрвин Шрёдингер и .
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|publication-year=
игнорируется (
справка
)