Interested Article - Шактизм

Брахма , Вишну и Шива поклоняются Кали (рис. XVII в.)

Шакти́зм ( санскр. शाक्तं , IAST : Śāktaṃ в буквальном переводе — «доктрина силы» или «учение Богини ») — направление индуизма , основанное на поклонении Шакти , или Деви , — Богине-матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога . Последователи шактизма именуются шактами ( санскр. शक्त , IAST : Śakta ).

Наряду с вайшнавизмом , шиваизмом и смартизмом шактизм является одним из четырёх основных направлений в индуизме. Наиболее влиятелен он в таких штатах Индии , как: Западная Бенгалия , Орисса , Ассам , Трипура , Тамилнад , а также в Непале . По наиболее распространённой оценке его доля среди всех индуистов составляет около 3 % .

В целом шактизм выступает индуистской версией почитания богини в других религиях. При том, ни в какой другой религиозной традиции мира не присутствует доктрина, отличающаяся такой откровенно «женской» ориентацией . Важное место в практике занимает обожествление самой женщины, поэтому (как считают шактисты) женоненавистники в принципе не способны практиковать в рамках данной сампрадайи .

История

Этапы развития шактизма отражают историю индуизма в целом: Индская цивилизация ; ведизм ; брахманизм и, собственно, индуизм. И хотя в Ведах присутствуют посвящённые богиням гимны, но они играют значительно меньшую роль в сравнении с патриархальными культами богов. Поэтому, ряд учёных, например, Рамчандра Нараян Дандекар , считает, что культ Шакти восходит к доарийскому культу Богини-Матери .

Шактизм исторически тесно переплетается с шиваизмом и тантризмом , хотя не все направления шактизма являются тантрическими. В силу того, что Деви (Шакти) обычно предстаёт в паре с Парашивой (Шивой), который является «Шактиманом» — носителем Шакти, шактизм нередко рассматривается в качестве ответвления / части шиваизма . С возникновением движения бхакти появилась шактистски ориентированная музыка и поэзия бхакти, например, поэты Бхарат Чандра Рай и (англ.) , писавшие о Кали (Дурге) .

В эпоху реформации индуизма в девятнадцатом веке крупный вклад внёс такой шакт -универсалист, как Рамакришна , рассматривавший все формы божественного в качестве единой Богини-Матери .

Тексты

Как и для всего индуизма, для шактизма Веды являются священным писанием и откровением. Аналогично тому, как в других направлениях индуизма в храмовых службах читается Панча-сукта («пять гимнов») из Риг-веды и Яджур-веды , так и в богослужении большинства шактов декламируется свой перечень ведийских гимнов, а именно те, что посвящены Деви: 1) Деви-сукта ; 2) Дурга-сукта; 3) Шри-сукта ; 4) Бху-сукта и 5) Нила-сукта [ источник не указан 1822 дня ] .

Упанишады , особенно восемь шактистских древних упанишад (например, Деви-упанишада ) и ряд более поздних ( Каула-упанишада и другие), также являются источником вероучения [ источник не указан 1822 дня ] .

Однако в силу преимущественно тантрического характера шактизма доминирующую роль в учении и практике играют шактистские и отчасти шиваистские тантры — эзотерические теологические тексты: (англ.) , ; ; ; ; Маханирвана-тантра ; ; , в общей сложности число которых около двухсот .

Другими центральными священными текстами шактизма являются отдельные пураны . Особенно важны Девибхагавата-пурана , включающая такой ключевой раздел, как « Деви-гита », « Деви-махатмья » как часть Маркандея-пураны , « Лалита-сахасранама » из Брахманда-пураны , а также Калика-пурана , датируемые VII—X веками .

В жанре сутр написаны и .

Авторитетны также сборники гимнов « (англ.) » Шанкары на санскрите и современный сборник на тамильском — « (англ.) ». Значительна и бенгальская поэзия шактистского бхакти ( (англ.) и (англ.) ) .

Среди авторов известны философы-ачарьи и гуру (соч. «Шактананда Тарангини» и «Тарарахасья») , (англ.) , Гаудапада (отчасти), (англ.) (соч. «Тантрасара»), (соч. «Сарадатилака») и (соч. «Сьямарахасья» и «Шритатвачинтамани» .

Формы Шакти

Деви в благостной и устрашающей формах

Для обозначения Бога как высшего единого Господа в индуизме употребляется термин « Ишвара ». Для последователей шактизма его верховной сущностью выступает Деви. В этом смысле она именуется «И́швари» («Госпожа») [ источник не указан 1822 дня ] .

Богиня в аспекте наивысшего единства, в том числе с Парашивой, предстаёт как Махадеви (Махашакти, «Великая Сила»), символом которой является йони — женское чрево [ источник не указан 1822 дня ] .

Кроме Парашакти, в качестве высшей реальности существует также множество форм её проявленности вовне, среди которых встречаются как благостные в виде прекрасной девушки, так и гневные и разрушительные. Основные манифестации-богини, встречающиеся в учении шактизма это: Тридеви ( Дурга , Шри - Лакшми и Сарасвати ), Трипурасундари (или Лалита), Кали , Навадурга («девять Дург»), Дашамахавидья (10 богинь), Бхайрави , (англ.) , Тара , Парвати , Ума , Чамунда , Чанди , Радха , Сита , (англ.) , матрики (7 либо 8 «матерей») .

Существуют также многочисленные местные формы богинь народного шактизма.

Школы ( сампрадаи )

Шри-янтра
Кали-янтра

Шактизм подразделяется на множество различных течений и групп. Часть их практикует обряды «правой руки» (дакшиначары) — брахманический ортодоксальный вариант, другие следуют пути «левой руки» (вамачары) — «более тантрическому» варианту, где используется несовместимый с брахманизмом метод (набор ритуалов) панчамакара . В шактизме «левой руки», в свою очередь, выделяются «правые» течения, в антара-пудже которых все обряды вообще могут представляться лишь в воображении, и течения ещё более «левой руки»: пьющие вино из черепов и практикующие ритуальное соитие (майтхуна) не со своей, но с чужой женой («пара стри») . Однако несовместимость таких элементов панчамакары, как мясо, алкоголь и ритуальный секс, с брахманизмом не говорит о внеиндуистском характере этой практики, в целом она явно санкционирована ещё Ведами (майтхуна — символически) .

Выделяются две основных традиции ( сампрадаи ) шактизма: Шри-кула (или Шривидья ) и Кали-кула (или Каливидья ) .

«Шри-кула» почитает Шакти в форме богини Трипурасундари (Шри Лалиты ) — изначальной шакти Брахмана . Благостный образ Трипурасундари также связан с такой манифестацией супруги Шивы, как Парвати. Одним из важнейших ритуальных текстов является «Лалита-сахасранама» («Тысяча имен Лалиты»). Основной является Шри-янтра . Данная школа в основном ориентирована на синтез тантризма с ортодоксальным брахманизмом и распространена преимущественно на юге Индии среди тамилов .

«Кали-кула», исходя уже из названия, поклоняется Шакти как богине Кали — одной из грозных манифестаций супруги Шивы. Ключевыми текстами выступают «Кали-тантра» и другие тантры. Основной является Кали-янтра . Последователи преимущественно встречаются на северо-востоке Индии (Бенгалия, Ассам) и в Непале . Так, в Бенгалии высшие, а также низшие касты преимущественно исповедуют шактизм, в то время как средние касты в основном тяготеют к вишнуизму .

Существуют также менее распространённая школа , близкая к буддийскому тантризму , с поклонением индуистско-буддистской богине Таре , и встречающаяся в основном в Бенгалии [ источник не указан 1822 дня ] .

Кроме названных сампрадай, фактически являются шактистскими отдельные школы шиваизма (например, Трика и (англ.) ) и вишнуизма ( Радхаваллабха-сампрадая ) .

Праздники

Праздничные дни шактизма совпадают с общеиндуистскими фестивалями , посвящёнными главным богиням. Таковы: Наваратри (включая наиважнейшую для шактов Дурга-пуджу ) , (англ.) , (англ.) , Васант-панчами (Сарасвати-пуджа) и Дивали (Лакшми-пуджа) [ источник не указан 1822 дня ] .

Священные места и храмы

Четыре главных места паломничества и, соответственно, храмы шактов носят название ади-шактипитхи . Первая посвящена богине Бимале и расположена в храмовом комплексе Джаганнатхи в г. Пури (Орисса); вторая — богине Таратарини и расположена неподалёку от г. Берхампура , также в штате Орисса; третья — богине Камакхья в г. Гувахати (Ассам); четвёртая ади-шактипитха, находится в Калькутте и посвящена Дакшина-Калике [ источник не указан 1822 дня ] .

Галерея

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. , с. 250.
  6. , с. 35.
  7. .
  8. , p. 826.
  9. .
  10. , с. 79.
  11. , p. 164.
  12. .
  13. , p. 827.
  14. .
  15. , p. 2600—2602.
  16. .
  17. .
  18. .
  19. .
  20. , с. 10—11.
  21. Шохин В. К. Бхакти // Индийская философия: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц . — М. : Восточная литература , 2009. — С. 190—196. — ISBN 978-5-02-036357-1 .
  22. . Дата обращения: 23 ноября 2018. 10 октября 2018 года.

Литература

на русском языке
на английском языке
  • Bhattacharyya N. N. . — 2nd, revised. — New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers, 1998. — ISBN 8173040257 .
  • Bhattacharyya, N. N., The Indian Mother Goddess , South Asia Books (New Delhi, 1970, 2d ed. 1977).
  • Bolon, Carol Radcliffe, Forms of the Goddess Lajja Gauri in Indian Art , The Pennsylvania State University Press (University Park, Penn., 1992).
  • Brooks, Douglas Renfrew, The Secret of the Three Cities: An Introduction to Hindu Shakta Tantrism , The University of Chicago Press (Chicago, 1990).
  • Brooks D. R. Auspicious Wisdom: The Texts and Traditions of Srividya Shakta Tantrism in South India. — Albany: State University of New York Press , 1992. — ISBN 978-0-7914-1146-9 .
  • Brown, C. MacKenzie, The Triumph of the Goddess: The Canonical Models and Theological Issues of the Devi-Bhagavata Purana , State University of New York Press (Suny Series in Hindu Studies, 1991).
  • Brown Ch. M. . — Albany: SUNY Press, 1998. — ISBN 978-0-7914-1146-9 .
  • Coburn, Thomas B., Encountering the Goddess: A translation of the Devi-Mahatmya and a Study of Its Interpretation . State University of New York Press (Albany, 1991).
  • Dempsey, Corinne G., The Goddess Lives in Upstate New York: Breaking Convention and Making Home at a North American Hindu Temple. Oxford University Press (New York, 2006).
  • Dikshitar, V. R. Ramachandra, The Lalita Cult , Motilal Banarsidass Publishers Pvt. Ltd. (Delhi, 1942, 2d ed. 1991, 3d ed. 1999).
  • Erndl, Kathleen M., Victory to the Mother: The Hindu Goddess of Northwest India in Myth, Ritual, and Symbol , Oxford University Press (New York, 1992).
  • Harper, Katherine (ed.), The Roots of Tantra , State University of New York Press (Albany, 2002).
  • / John S. Hawley , Donna M. Wulff (eds.). — Berkeley, CA: University of California Press, 1982. — (Berkeley Religious Studies Series). — ISBN 0895811022 .
  • Hawley, John Stratton and Wulff, Donna Marie (eds.), Devi: Goddesses of India . Barkeley: University of California Press, 1996.
  • (a) Johnsen, Linda. The Complete Idiot’s Guide to Hinduism . Alpha Books (Indianapolis, Ind., 2002).
  • (b) Johnsen, Linda, The Living Goddess: Reclaiming the Tradition of the Mother of the Universe." Yes International Publishers (St. Paul, Minn., 1999).
  • Joshi, L. M., Lalita Sahasranama: A Comprehensive Study of the One Thousand Names of Lalita Maha-tripurasundari. D.K. Printworld (P) Ltd (New Delhi, 1998).
  • Kali, Davadatta, In Praise of the Goddess: The Devimahatmya and Its Meaning . Nicolas-Hays, Inc., Berwick, Maine, 2003).
  • Kapoor, Subodh, A Short Introduction to Sakta Philosophy , Indigo Books (New Delhi, 2002, reprint of c. 1925 ed.).
  • Kinsley D. R. . — Motilal Banarsidass Publ, 1999. — ISBN 8120803949 .
  • Krishna Warrier, Dr. A.J., The IAST : Sākta Upaniṣad-s , The Adyar Library and Research Center, Library Series, Vol. 89; Vasanta Press (Chennai, 1967, 3d. ed. 1999).
  • Kumar, Girish, «Introduction to Tantra Sastra, Part I.» Interview with Sri Girish Kumar, former director of Tantra Vidhya Peethama, Kerala, India,
  • McDaniel, June . Countries and Their Cultures . Advameg, Inc. (n.d.).
  • McDermott R. F. Bengali religions // Encyclopedia of Religion: 15 Volume Set / L. Jones (ed.). — 2nd ed. — Detroit: MacMillan Reference USA, 2005. — Vol. 2. — P. 824—832. — ISBN 0-02-865735-7 .
  • Müller, F. Max (trans.), The Upanishads .
  • Nikhilananda, Swami (trans.), The Gospel of Sri Ramakrishna , Ramakrishna-Vivekananda Center (New York, 1942, 9th ed. 2000).
  • Pattanaik, Devdutt, Devi the Mother-Goddess: An Introduction . Vakils, Feffer and Simons Ltd. (Mumbai, 2000).
  • Pechilis, Karen (ed.), The Graceful Guru: Hindu Female Gurus in India and the United States . Oxford University Press (New York, 2004).
  • Rama Prasada's Devotional Songs: The Cult of Shakti / Trans. J. Sinha. — Calcutta: Sinha Publishing House, 1966.
  • / J. Gordon Melton and Martin Baumann (ed.). — 2nd Ed. — Santa Barbara/Denver/Oxford: ABC-Clio, 2010. — P. 3200. — ISBN 978-1-59884-204-3 .
  • Sarma, Dr. S. A., Kena Upanisad: A Study From Sakta Perspective . Bharatiya Vidya Bhavan (Mumbai, 2001).
  • (a) Shankarnarayanan, S., The Ten Great Cosmic Powers: Dasa Mahavidyas . Samata Books (Chennai, 1972; 4th ed. 2002).
  • (b) Shankarnarayanan, S., Sri Chakra . Samata Books (Chennai, 1971; 4th ed. 2002).
  • Subramuniyaswami, Satguru Sivaya, Merging with Siva: Hinduism’s Contemporary Metaphysics , Himalayan Academy (Hawaii, USA, 1999).
  • Suryanarayana Murthy, Dr. C., Sri Lalita Sahasranama with Introduction and Commentary. Bharatiya Vidya Bhavan (Mumbai, 2000. Rep. of 1962 ed.).
  • Urban, Hugh B., Tantra: Sex, Secrecy, Politics and Power in the Study of Religion , University of California Press (Berkeley, 2003).
  • White, David Gordon, Kiss of the Yogini: «Tantric Sex» in its South Asian Contexts , The University of Chicago Press (Chicago, 2003).
  • Winternitz, M., History of Indian Literature , 2 vols. (Calcutta, 1927, 1933, rep., New Delhi, 1973).
  • Woodroffe, Sir John, Sakti and Sakta: Essays and Addresses , Ganesh & Company (Madras, 9th Ed. 1987, reprint of 1927 edition).
  • Yadav, Neeta, Ardhanārīśvara in Art and Literature. D. K. Printworld (P) Ltd. (New Delhi, 2001).
  • McDaniel, June, Offering Flowers, Feeding Skulls: Popular Goddess Worship in West Bengal , Oxford University Press (2004). ( ISBN 0-19-516790-2 )
  • Ostor, Akos, The Play of the Gods: Locality, Ideology, Structure and Time in the Festivals of a Bengali Town , University of Chicago Press (1980). ( ISBN 0-226-63954-1 )
  • Satyananda Saraswati, Swami, Cosmic Puja , Devi Mandir (2001). ( ISBN 1-877795-70-4 )
  • Sen, Ramprasad, Grace and Mercy in Her Wild Hair : Selected Poems to the Mother Goddess . ( ISBN 0-934252-94-7 )

Ссылки

  • Thompson and Arthur Marshman Spencer. (англ.) . pgeu.net. Дата обращения: 14 марта 2015. 9 мая 2008 года.
  • Игнатьев А. А. . mahadevi.ru. Дата обращения: 14 марта 2015.
  • . mahadevi.ru. Дата обращения: 2018-19-09.
Источник —

Same as Шактизм