Interested Article - Ишвара

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

И́швара ( санскр. ईश्वर , IAST : Īśvara — «господь, повелитель») — философская концепция в индуизме , означает «повелитель» или «верховный повелитель», то есть Бог в монотеистическом понимании или иштадевата в монистической философии адвайты . «Ишвара» также используется просто в значении «правитель» или «господин». Термин также употребляется в буддизме , например в имени махаянского бодхисаттвы « Авалокитешвара », для обозначения могущественного, но не всесильного существа.

И́швари — форма женского рода, которая употребляется в отношении женского божества, особенно в шактизме .

Этимология

Корень слова Ишвара происходит от īś- (ईश, Ish), что означает «способный» и «владелец, правитель, начальник». Вторая часть слова Ишвара - это "vara" , что означает, в зависимости от контекста, «лучший, превосходный, красивый», «выбор, желание, благословение, благо, подарок» и «жених, любовник, тот, кто ищет девушку в браке». Составное слово «Ishvara » буквально означает «владелец лучшего, прекрасного», «правитель выбора, благословение, благо» или «ведущий любящего».

Ишвара в философских школах индуизма

Среди шести систем индийской философии санкхья и миманса не принимают концепции ишвары , тогда как последователи четырёх монотеистических школ — йоги , вайшешики , веданты и ньяи — верят в существование ишвары .

Каждая философская школа в индуизме трактует по-своему понятие ишвара . В адвайта-веданте любое божество может олицетворять понятие ишвара , тогда как в вайшнавизме только один Вишну и его аватары принадлежат к категории всемогущего ишвары .

Адвайта-веданта

Адвайта утверждает, что, когда человеческое существо медитирует на Брахман , Верховный Вселенский Дух проецируется на ограниченный человеческий ум и проявляется человеку как ишвара . Таким образом, ум проецирует человеческие атрибуты, такие как личность, материнство и отцовство, на Всевышнее Существо. Образно говоря, когда «отражение» Космического Духа падает на зеркало майи (иллюзии), оно ощущается как Верховный Господь.

Хотя проецирование подобных атрибутов на Бога ( антропоморфизация бога) может в определённой степени помочь, мириады форм и имён Бога в индуизме являются ни чем иным, как созданными человеком путями для постижения божественного.

Вишишта-адвайта

В вишишта-адвайте ишвара выступает как Верховный Космический Дух, полностью управляющий вселенной и всеми живыми существами, которые в совокупности являются гигантским «организмом» или «телом» ишвары. Троица ишвары , вселенной и живых существ является Брахманом , который выступает как совокупность бытия. Ишвара — это Парабрахман , наделённый безграничными трансцендентными качествами ( кальяна гунами ). Ишвара — это совершенный, всезнающий, вездесущий, бестелесный, независимый творец мира, его действующий правитель и в будущем его разрушитель. Он — беспричинный, вечный и неизменный, но в то же самое время он является причиной проявления этого мира. Он вездесущ (как белый цвет в молоке), но в то же самое время независим и трансцендентен (как часовщик независим от сделанных им часов). Он является объектом поклонения, основой моральных принципов и тем, кто даёт плоды кармы . Он управляет миром посредством своей божественной энергии майи .

Двайта

В согласии с философией двайты , ишвара обладает всеми теми качествами, что и в вишишта-адвайте . Однако, ишвара выступает только как действительная, но не материальная причина вселенной и живых существ. Таким образом, двайта-веданта не разделяет ишвару и Брахмана , и не верит в то, что Брахман не имеет личностных атрибутов, так же как и в то, что ишвара бестелесен. Ишвара выступает как высочайшее проявление истины, и поклонение Богу обязательно основано на вере в Него как всемогущего, но в то же самое время любящего и личностного Существа.

Таким образом, кроме своей веры в абстрактный принцип Брахмана , большинство индуистов ежедневно поклоняется Богу в одной из Его личностных форм, таких как Вишну , Кришна (важнейшая аватара Вишну) , Шива или Шакти .

Для многих индуистов такое поклонение личностным формам Бога имеет свою практическую сторону: гораздо легче развивать преданность и служить личности, чем какому-то абстрактному принципу (Ниргуна Брахман — "Безкачественный Абсолют", санскр.). Соответственно, в священных писаниях индуизма Бог изображается не только как абстрактное понятие или принцип, но и как личность.

См. также

Примечания

  1. от 26 февраля 2008 на Wayback Machine «Ishvara — „controller“ often used of God»
  2. Macdonell, Arthur Anthony, 1854-1930. . — 1st Indian ed. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2004. — С. 47,270. — xiv, 382 pages с. — ISBN 81-208-2000-2 , 978-81-208-2000-5.
  3. See generally, Sinha, H.P. (1993), Bhāratīya Darshan kī rūprekhā (Features of Indian Philosophy). Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-2144-0 .
  4. See generally, Swami Bhaskarananda, The Essentials of Hinduism (Viveka Press 1994) ISBN 1-884852-02-5
  5. White Yajurveda 32.3

Ссылки

Источник —

Same as Ишвара