Татпуруша
- 1 year ago
- 0
- 0
Пуруша ( др.-инд. पुरुष , IAST : puruṣa , «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии , существо, из тела которого была создана Вселенная .
В Ригведе жертвоприношению Пуруши посвящён отдельный гимн — Пуруша-сукта . Пуруша — Наслаждающийся — четырнадцатое из 1000 имён Вишну .
В индийской философии термин «пуруша» означает «божественный дух », макрокосм . В философии санкхьи пуруша — множественное неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити ( материя ). Пуруши являются вечными, их основные свойства — отсутствие свойств ( ). Однако Пуруша, созерцающий пракрити, склонен ошибочно идентифицировать себя с ней и с гунами .
В первоначальном учении присутствовал тезис о множественности пуруш ( пуруша-бахутвам ), тогда как в позднейших трактатах провозглашался уже принцип единого пуруши, наделяемого качествами, близкими к атрибутам атмана Упанишад .
Согласно Ишваракришне (автору ранней, классической санкхьи ), соединение Пуруши и Пракрити происходит для того, чтобы Пуруша увидел Пракрити, подобно тому, как объединяются хромой со слепым. Вместе с тем соединение Пуруши и Пракрити не означает вмешательство первого в материальные процессы, в которых реализуется заложенная в природе способность к саморазвитию. Пуруша лишь пассивный зритель действий Пракрити, его основное качество — (нейтральность, равнодушие).
Авторы трактатов поздней санкхьи отошли от атеистических положений и писали, что Бог (Пуруша) является главным принципом миротворения. Подобно магниту , вызывающему движения железа, он изнутри направляет все процессы, совершаемые Пракрити (трактовка Виджнянабхикшу).
В Аюрведе под Пурушей подразумевается комплекс психических особенностей индивидуума, которые привязаны «веревками» гун к Пракрити. Цель врача-аюрведа, таким образом: освобождение Пуруши от влияния гун и отделение его от гун и Пракрити.