Навья-ньяя
- 1 year ago
- 0
- 0
Система ньяйи ( санскр. न्याय , IAST : nyāya , «закон, правило») — одна из шести главных теистических школ индийской философии ( миманса , веданта , йога , санкхья , ньяя, вайшешика ) . Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — « Ньяя-сутры ».
Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой , который также известен как Гаутама (не путать с Буддой Гаутамой ) и Акшапада . Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырёх самостоятельных источников истинного познания: восприятия ( ), вывода, или заключения ( ), сравнения ( ) и свидетельства, или доказательства ( ). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.
Философы-найяики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я ( атман ) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.
Найяики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование Бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определённой комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определённые действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.
Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Найяики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен Богом, не только всемогущим , но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если Бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед Богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что Бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие. Иными словами, в мире, сотворенном Богом, хорошие действия должны вести к хорошим последствиям, а вредные действия не должны миновать вредных последствий.
Третий аргумент в пользу бытия Бога основывается на авторитете Вед .
Значение системы ньяйи заключается в её методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа .