Interested Article - Тямы
- 2021-08-06
- 2
Тя́мы , или Ча́мы ( вост.-чам. ꨂꨣꩃ ꨌꩌꨛꨩ Urang Campa , вьетн. người Chăm или người Chàm ) — народ в Юго-Восточной Азии общей численностью 500 тыс. человек (2007). Говорят на чамских языках западнозондской зоны австронезийской языковой семьи . В современном Вьетнаме живёт около 130 000 тямов, несколько десятков тысяч осели в Камбодже , а некоторые покинули регион во время Вьетнамской войны и живут в Австралии, Канаде , Франции, США и других государствах .
Происхождение
Вопрос о происхождении тямов не решён. Существуют две версии. Или это остатки автохтонного населения, занимавшего более широкий ареал, или это — пришельцы из Индонезии. По языку они близки малайцам , индонезийцам , австронезийским народам Тайваня и другим австронезийским народам . Считается, что вьеты , их ближайшие соседи, оттеснили их из центра на юг страны. В Камбодже живут переселенцы из Вьетнама.
Вьетнамских тямов разделяют на тхуанхайских (примерно 86 000 человек; занимают территорию нынешних провинций Ниньтхуан и Биньтхуан и исповедуют местную форму индуизма и местную сильно изменённую разновидность ислама), тям-хрой (около 20 000, Фуйен и Биньдинь , также индуисты) и меконгских (12 000 человек, преимущественно Анзянг ; исповедуют суннитский ислам ) . Тямы Ниньтхуана перестали заниматься мореходством, они живут в отдалении от берега и перешли к рисоводству и выращиванию винограда .
История
Предположительно тямы связаны с культурой Са-Хюинь , существовавшей на территории Вьетнама и Лаоса в 1000—200 гг. до н. э.
Наиболее значительная страница истории тямов — существование в древности сильного государства Чампа (Тямпа); синонимы — Линьи , Ламап (7 в.), Хуанван, Хоангвыонгкуок (8 в.), Чжаньчэн, Тиемтхань (11 в.). В тот период оно было проводником индийской культуры в здешнем регионе. Чампа вела войны с родственными народами горных тямов, которые в последующий период, напротив, стали его опорой. Позже тямы воевали с соседними вьетами и кхмерами, а также с монголами. Государство обладало высокой культурой и собственной оригинальной письменностью. В 15 в. большая часть государства была захвачена вьетнамцами, однако тямское княжество Падуранга существовало вплоть до начала 19 в.
В годы правления в Камбодже « красных кхмеров » тямы в Камбодже были почти полностью уничтожены, поскольку все они являлись мусульманами; формальным поводом к геноциду стало то, что незнание кхмерского языка было объявлено преступлением.
Хозяйство и быт
Основа хозяйства — поливное рисосеяние, но разводят также коз, кур, уток. Распространено рыболовство. В прошлом тямы были опытными мореходами, теперь ограничиваются речной и прибрежной ловлей рыбы. В земледелии используется буйвол. Тямы-индуисты традиционно не употребляли его мясо .
Селения тямы строят чаще всего вдоль рек, придерживаются линейной планировки, деревни насчитывают до 300 домов. Традиционный дом чаще свайный, с четырёхскатной крышей, которая кроется соломой или черепицей. Стены обшиваются досками. Окна — круглые. Внутри дом делится на 4-5 комнат перегородками, из них 2-3 комнаты для женщин. Кухня и другие хозяйственные постройки — отдельно. Из вещей в доме находятся стол, топчан, ткацкий станок, веретено, посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности. В зажиточных семьях есть европейская мебель. Вход обычно один — с фасада.
Ремесла не уступают вьетским. Изготовляют хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Саронги тямов покупают вьеты и кхмеры. В рыбной ловле применяют сети (лыой тха). Торгуют также копчёной рыбой. Одежда традиционная — саронг , сверху — узкий халат с рукавами, на голове — тюрбан , у женщин. Перенимают вьетские фасоны. Женщины носят стеклянные украшения, причесок не делают, предпочитают свободно распускать волосы. Мужчины носят усы и бороды, волосы собирают на затылке в пучок . Пища тямов не отличается от вьетской. Это — рис, овощи, рыба и мясо с приправами.
Ареал
Во Вьетнаме тямы населяют долины в районе Фанранг-Тхаптяма (провинция Ниньтхуан ), Фанри, Туйфона, равнины провинции Фантхьет , численность — 127 тыс. В Камбодже они живут вдоль дороги от Тайниня до Кампонгтяма , 317 тыс. чел. В Таиланде — 4000.
Социальные отношения
Тямы отличаются чувством национального единства и поддерживают обычаи взаимопомощи. Тямы сохраняют матрилокальность и матрилинейность , даже если переходят в ислам . В большой семье главной фигурой является бабушка.
Религия
Тямы исповедуют ислам и брахманизм . В Камбодже и Малайзии большинство исповедуют ислам , во Вьетнаме — индуизм , в Таиланде — буддизм . У брахманистов почитается Бхагавати, супруга Шивы , в честь неё построен храм в Нячанге. Существуют пережитки анимизма : вера в духов, различные табу , обряд почитания духа земли.
Тямы-мусульмане и тямы-индуисты Ниньтхуана не считают себя раздельными этническими группами: для них ислам и индуизм являются сторонами дуалистической космологической системы, включающей мужскую (индуистскую) и женскую (мусульманскую) стороны, аналогично тому как Мишон, посвящённый Шиве , считается мужским местом, а Понагар в Нячанге — женским, посвящённым .
Искусство и культура
Наиболее яркой частью культурного наследия чамов являются храмы башенного типа, каланы . Архитектурные памятники сохраняются в провинциях Куангнам (храмы , Мишон , Донгзыонг ), Нячанг (тямские башни Понагар ), в провинциях Ниньтхуан и Биньтхуан (башни и ). Стиль сходен со стилем строений Индии и Индонезии.
Богато поэтическое, песенное, танцевальное наследие. Известные произведения — несколько хикаятов (акаятов), предания о правителе-герое Те Бонг Нга , поэмы Чам-Бани, Бани-Чам. Танцы ритуального происхождения, например, женский танец вееров, мужской танец огня. В культуре тямы оказали и оказывают заметное влияние на вьетов.
Горные тямы
Горные тямы — в советской этнографии — все мон-кхмерские народы, кроме собственно кхмеров, родственны тямам по языку (говорят на мон-кхмерских или чамских языках) и происхождению. Населяют плато Контум на юге Вьетнама. Общая численность — 500 тыс. человек. Это — зярай (джарай, 160 тыс.), эде (раде, 148 тыс.), а также раглай (рай), тюру (15 тыс.), ноанг, бих и тямхрой (10 тыс.) . Частично пересекаются с тхыонгами (горными народами плоскогорья Тэйнгуен ).
Занятие — подсечно-огневое земледелие, охота, отлов и приручение слонов, речное рыболовство и собирательство. В древности у них была теократия. В культуре имеют много общего с тямами.
Примечания
- Andaya, Leonard Y. (англ.) . — ISBN 978-0-8248-3189-9 . 8 февраля 2021 года. , 2008. — P. 44. —
- Reid, Anthony. (англ.) . — ISBN 978-9971-69-331-2 . 8 февраля 2021 года. , 2006. — P. 8. —
- , p. 78.
- , p. 79, 82.
- ↑ , p. 80.
- Banerjee-Dube I. (англ.) . — Cambridge University Press, 2016. — P. 62. — ISBN 9781107140363 .
- , p. 103.
- Классификация горных тямов по: Карта народов // Вьетнам. Справочная карта . Масштаб 1:2 000 000. М., ГУГК, 1979
Литература
- Народы Юго-Восточной Азии, этнографические очерки, под редакцией А. А. Губера и др. М.-1966.
- Народы и религии мира , под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
- Andrew Hardy, Mauro Cucarzi and Patricia Zolese. Champa and the Archaeology of My Son (англ.) . — 2-е изд.. — NUS Press, 2012.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
- 2021-08-06
- 2