Невезучие (фильм, 1981)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дин-и иллахи ( дин-и илахи ; перс. دین الهی — «божественная вера», таухид-и иллахи , перс. توحید الهی — «божественное единение») — синкретическая религиозная доктрина , созданная могольским императором Акбаром Великим в попытке объединить индуизм , ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства , джайнизма и зороастризма . Акбар надеялся, что созданная им религия устранит конфессиональные противоречия между его подданными, но в конечном счёте в его веру обратились лишь некоторые люди из ближайшего окружения императора.
Внимание и уважение к другим религиям всячески приветствовались при дворе Акбара. Сам властитель учредил (молитвенный дом) в Фатехпур-Сикри , где представители различных школ религиозной мысли — мусульмане, индусы, парсы , джайны и христиане — участвовали в философских диспутах на различные темы. Изучая разные религии император пришёл к выводу, что все они прославляют единого Бога, и следовательно, религиозные распри не имеют никакого смысла и никакая из религий не обладает монополией на истину. Эта идея привела Акбара к созданию в 1581 году новой синкретической религиозно-философской доктрины дин -и иллахи («божественной веры»). Многие мусульманские священнослужители немедленно расценили её как богохульную ( ширк ) .
Новое религиозное течение распространилось лишь в придворных кругах. Кроме самого императора, единственным, кто остался приверженцем новой религии до самой смерти, был один из министров Акбара — Бирбал . Во многом этому способствовало то, что дин-и иллахи представляла собой культ личности самого Акбара, поскольку он решил, что является новым пророком и призвал обновить ислам спустя 1000 лет после прихода Мухаммеда . Также этому способствовало совпадение арабского слова «акбар» в мусульманском возгласе « Аллаху акбар » («Аллах вели́к») с именем самого Акбара, который понимался как «Бог есть Акбар» . Главнокомандующий императорской армии раджа Ман Сингх отказался обратиться в новую религию, утверждая, что признаёт только индуизм и ислам.
Дин-и-иллахи совмещала в себе мистицизм , философию и поклонение природе ; признавался Единый Бог, который открывал Себя в различных религиях, политеизм отвергался. Вероучение восходит к теологическим представлениям ислама, индуизма, христианства, зороастризма , джайнизма и, возможно, буддизма, критически осмысляемых в свете рационального поиска истины. В качестве киблы Акбар использовал Солнце , совершал возжигание неугасимого огня (влияние зороастризма), носил брахманский шнур и индуистский знак на лбу . При дворе Акбара была запрещена говядина .
Дин-и иллахи представляло собой более этическую , нежели религиозную систему. Вожделение , чувственность, клевета и гордость рассматривались в ней как грехи , а набожность , благоразумие , воздержание и доброта почитались как основные добродетели . Из суфизма было заимствовано учение о том, что душа очищалась посредством жажды общения с Богом . Допускался целибат (как и в католичестве ), а убийство животных было запрещено, как в джайнизме . В религии Акбара не существовало собственных священных писаний или священнической иерархии .
Дин-и иллахи обогатила мусульманский мир Индии переводами « Рамаяны », « Махабхараты » и Евангелия . По указанию Акбара историк , будучи правоверным мусульманином, вынужден был работать над переводом «Махабхараты». Считая это греховной деятельностью, он, заканчивая дневной труд, очищал себя омовением и молитвами . По другим данным, он сам уверовал в объединяющую религию о Едином Боге.
Дин-и иллахи ненадолго пережила своего основателя . Это религиозное движение, однако, никогда не насчитывало более чем 19 последователей .