Interested Article - Тилака
- 2021-06-27
- 1
-
- О деятеле индуистского национализма см. статью Тилак, Бал Гангадхар
Ти́лака или ти́лак ( санскр. तिलक , IAST : tilaka ) — священный знак , который последователи индуизма наносят глиной , пеплом, сандаловой пастой или другим веществом на лоб и другие части тела. Виды тилаки отличаются у последователей разных направлений индуизма и, среди прочего, служат опознавательным знаком, говоря о принадлежности к той или иной религиозной традиции. Тилака может наноситься ежедневно или только в особых случаях .
Терминология
На хинди слово произносится как тилак и часто так же и пишется. В Непале , Бихаре и некоторых других регионах тилаку также называют тика , и она представляет собой смесь абира , красного порошка, йогурта и рисовой муки.
Значение и разновидности тилаки
Тилака одновременно является украшением и отличительным знаком. Её используют последователи различных течений в индуизме как знак принадлежности к определённой традиции. В одном из гимнов « Ригведы » описывается богиня утра Уша — супруга бога солнца Сурьи . Говорится что она наносит на лоб красную точку, которая символизирует восходящее солнце. Значение тилаки и способ её наложения описывается в «Васудева-упанишаде». Различные направления в индуизме используют разные материалы для изготовления тилаки и различные формы её наложения:
- Шиваиты обычно используют пепел и наносят тилаку на лоб в форме трёх горизонтальных линий, которые называются трипундра .
- Вайшнавы используют глину из священных рек (таких как Ямуна ) или святых мест паломничества (таких как Вриндаван ), которую иногда смешивают с сандаловой пастой. Они накладывают тилаку в форме двух вертикальных линий, соединяющихся вместе между бровями, а последователи некоторых направлений вайшнавизма также накладывают тилаку на переносицу в форме листка туласи . Вайшнавская тилака называется урдхва-пундра .
- Последователи Ганеши используют красную сандаловую пасту (ракта-чандана) .
- Шакты используют кумкум , или красный порошок из турмерика . Они наносят тилаку в форме красной вертикальной линии или просто точки.
- Раджа-тилака или вира-тилака — особая тилака в форме красной вертикальной линии на лбу. Раджа-тилака используется при коронации царей или при приёме важных гостей. Вира-тилака наносится лидерам победившей стороны в войне или в игре.
Вайшнавская тилака
Последователи вайшнавизма наносят тилаку с целью показать то, что они являются последователями Вишну . Существует несколько видов вайшнавской тилаки, по которым можно определить, к какой школе или сампрадае принадлежит вайшнав. Отличительная особенность вайшнавской тилаки заключается в том, что она состоит из двух вертикальных линий, соединяющихся внизу, символизируя таким образом стопу Вишну .
Пуштимарга
В традиции пуштимарга , также известной как рудра -сампрадая или валлабха сампрадая, тилаку наносят в виде одной вертикальной красной линии, которая символизирует Ямуну-деви . Последователи пуштимарги поклоняются Кришне в форме Шри Натхджи или в форме холма Говардханы , а река Ямуна является супругой холма Говардхана. Весь процесс поклонения и предания Кришне в этой традиции осуществляется через посредство Ямуны.
Мадхва-сампрадая
Последователи наносят тилаку из двух вертикальных линий, олицетворяющих «лотосные стопы» Кришны . Между этими двумя линиями наносится третья линия чёрного цвета из пепла совершаемого ежедневно огненного жертвоприношения — «яджна-кунды». В этой сампрадае процесс поклонения включает в себя обязательное совершение «нитья-хомы» — ежедневных огненных жертвоприношений, посвящённых Нараяне или Кришне. Пепел, оставшийся после яджны , используется для нанесения тилаки. Под чёрной линией добавляется жёлтая или красная точка, олицетворяющая Лакшми или Радху . Те, кто не совершают ежедневные огненные жертвоприношения, наносят тилаку, состоящую только из двух вертикальных линий.
Шри-вайшнавизм
Последователи шри-вайшнавизма наносят тилаку в форме двух вертикальных линий, символизирующих стопы Нараяны, с красной линией посередине, олицетворяющей Лакшми и маленькой линией на переносице, которая представляет собой гуру . Лакшми считается основателем сампрадаи шри-вайшнавов и шри-вайшнавы поклоняются Нараяне через Лакшми, соответственно их тилака отражает принятие прибежища в Господе (« шаранагати» ), которое иногда называют « прапатти» . Шаранагати, процесс полного посвящения себя Вишну как Венкатешваре или Баладжи, рассматривается последователями сампрадаи шри-вайшнавизма как самая действенная и возвышенная религиозная практика в настоящую эпоху, Кали-югу .
Подобную тилаку также используют последователи вайшнавского святого XV века , которые толкуют её в контексте Рамы и Ситы , так как их религиозное поклонение обращено именно к ним, а не к Лакшми и Нараяне, как в шри-вайшнавизме .
Гаудия-вайшнавизм
В гаудия-вайшнавизме тилака обычно приготавливается из глины Вриндавана . Основная тилака практически идентична тилаке, используемой последователями . Небольшие различия возникли из-за того, что гаудия-вайшнавы отводят первостепенную роль воспеванию имён Бога — джапе или киртану , которое среди последователей Чайтаньи считается самой важной религиозной практикой в эту эпоху Кали-югу , гораздо более значимой, чем, например, совершение огненных жертвоприношений . Именно поэтому чёрная линия, наносимая пеплом жертвоприношений последователями мадхва-сампрадаи, не используется гаудия-вайшнавами. Другое отличие заключается в способе предания Кришне , постижения Кришны. Гаудия-вайшнавы, следуя линии своего основателя Чайтаньи, поклоняются Радхе и Кришне через посредничество одного из близких преданных или слуг божественной четы, такой как Туласи . Поэтому, вместо красной точки, которая символизирует Лакшми или Радху в мадхва-сампрадае, используется рисунок на переносице в форме листка туласи, предложенного к стопам Кришны. Гаудия-вайшнавы считают, что только по милости Туласи или другого чистого бхакты можно достичь высшего совершенства жизни — обрести чистую любовь к Радхе и Кришне.
Нимбарка-сампрадая
Последователи нимбарка-сампрадаи , в соответствии с описаниями в «Васудева-упанишаде», используют тилаку, изготовленную из гопи-чанданы — глины из озера Гопи-кунда в Двараке , Гуджарат . Тилаку наносят в виде двух вертикальных линий на лбу, которые олицетворяют храм Бога. Между бровей ставится чёрная точка. Для этого используется земля из Варшаны , Уттар-Прадеш — святого места паломничества, в котором более 5 тыс. лет назад родилась Радха . Тилака последователей нимбарка-сампрадаи олицетворяет Бога как Радху и Кришну вместе , отражая богословие традиции, в котором Радха и Кришна выступают как женская и мужская формы Бога. Данный способ употребления тилаки был передан Нимбарке во время обряда посвящения в ученики от ведийского риши Нарады и передаётся в нимбарка-сампрадае от гуру к ученику во время церемонии посвящения в ученики, после которой каждый день, перед тем как нанести тилаку на лоб, ученик вспоминает своего духовного учителя.
Использование среди женщин
Традиция использования тилаки женщинами в Индии насчитывает тысячелетия [ источник не указан 3905 дней ] . Тилака как украшение используется женщинами всех вероисповеданий [ источник не указан 3905 дней ] и не является принадлежностью только последователей индуизма . Женщины обычно накладывают тилаку в форме точек, называемых бинди , а не в форме горизонтальных или вертикальных линий, как это делают мужчины. Для такого рода женской тилаки обычно используется термин « бинди ». Бинди могут быть больших или маленьких размеров. Для обозначения бинди также используются такие термины, как синдур , кастури или кумкум — в зависимости от используемых веществ. Синдур индийские женщины используют для покраски пробора волос, что указывает на то, что женщина замужем.
См. также
Примечания
- A Practical Sanskrit Dictionary . p. 475.
- p. 202, note 40. Grimes, John A. Ganapati: Song of the Self. (State University of New York Press: Albany, 1995) ISBN 0-7914-2440-5
- ↑ . Дата обращения: 8 апреля 2008. 9 мая 2008 года.
Ссылки
- 2021-06-27
- 1