Interested Article - Пурушартха

Пуруша́ртха ( санскр. पुरुष-अर्थ , IAST : puruṣa-artha ) или чатурартха ( IAST : caturartha ) — четыре цели человеческой жизни в индуизме . Этими целями являются:

  1. Дхарма ( dharma от dhar — «держать», «устанавливать») — мораль и праведность
  2. Артха ( artha — «суть», «польза») — материальное процветание
  3. Кама ( kāma — «любовь») — чувственные наслаждения
  4. Мокша (от muc — «освобождать») — освобождение из круговорота рождения и смерти ( сансары )

Исторически сначала получили своё определение первые три цели, дхарма , артха и кама , которые на санскрите называются три-варга . Позднее была сформулирована и четвёртая цель, мокша ( чатур-варга ). В современной индуистской философии, концепция четырёх пурушартх олицетворяет удовлетворение физических, эмоциональных и духовных нужд человека. Часто проводят параллель между четырьмя пурушартхами и ведийской системой варнашрамы .

Ашрамы :

  • Брахмачарья — первый период жизни, стадия обучения, которую ученик проводит как монах , практикуя половое воздержание и занимаясь служением гуру , получая от него духовное знание.
  • Грихастха — семейная жизнь, работа. В этом ашраме осуществляются пурушартхи камы и артхи . Долг семьянина-индуса заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
  • Ванапрастха — уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. На этой стадии, все материальные обязанности постепенно передаются уже взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
  • Санньяса — последний этап жизни, стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. В этом ашраме осуществляется необходимая подготовка к моменту смерти и достижению мокши .

Примечания

  1. For dharma, artha, and kama as «brahmanic householder values» see: Flood (1996), p. 17.
  2. For the Dharma Śāstras as discussing the «four main goals of life» (dharma, artha, IAST : kāma , and moksha) see: Hopkins, p. 78.
  3. For definition of the term पुरुष-अर्थ ( IAST : puruṣa-artha ) as «any of the four principal objects of human life, i.e. धर्म , अर्थ , काम , and मोक्ष » see: Apte, p. 626, middle column, compound #1.
  4. S.S. Rama Rao Pappu, «Hindu Ethics», in , pp. 165–168

Литература

На русском языке
На английском языке
  • Apte, Vaman Shivram. The Practical Sanskrit Dictionary (неопр.) . — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers , 1965. — ISBN 81-208-0567-4 . (fourth revised & enlarged edition).
  • Flood, Gavin (1996), An Introduction to Hinduism , Cambridge: Cambridge University Press , ISBN 0-521-43878-0
  • Hopkins, Thomas J. (неопр.) . — Cambridge: Dickenson Publishing Company, Inc., 1971.
  • (исп.) . (англ.) . — New York: (англ.) , 2002. — 224 p. — ISBN 9780500284025 , ISBN 0500284024 .
  • Patrick Olivelle, The asrama system: the history and hermeneutics of a religious institution (New York, Oxford: Oxford University Press , 1993) ( ISBN 0-19-508327-X )
  • Rinehart, R (Ed.) (2004), Contemporary Hinduism: Ritual, Culture, and Practice , ABC-Clio, ISBN 1-57607-905-8 {{ citation }} : Неизвестный параметр |Ref= игнорируется ( |ref= предлагается) ( справка )
Источник —

Same as Пурушартха