Interested Article - Запой
- 2020-03-15
- 1
Алкогольный запо́й или дипсомания — термин, которым обозначали длительное употребление спиртных напитков более суток, характеризующееся непреодолимой тягой к спиртному, утратой контроля за выпивкой и абстинентным синдром после окончания употребления. В России и других постовестских странах наиболее употребляемо слово запой ( жарг . штопор , загул и другие).
В советско-российской психиатрии и наркологии часто рассматривался как отдельная форма алкоголизма — запойная .
Современные классификации, исключают термин «дипсомания», включая данную форму в общую картину алкогольной зависимости — F10.26 — Периодическое употребление ( МКБ-10 ), 6C40.21 — текущее злоупотребление, эпизодическое ( МКБ-11 ).
Важным отличием от постоянного злоупотребления является периодичность выпивания алкогольных напитков , где за запоем следуют периоды трезвости (саморемиссии), при которых спиртное не употребляется или употребляется нерегулярно, в малых количествах
История изучения
Первым термин «дипсомания» (от др.-греч. δίψa — жажда и др.-греч. μανία — страсть, безумие) ввел Кристоф Гуфеланд в предисловии к немецкому изданию монографии Константина Бриль-Крамера « О запое и лечении онаго » (М.:1819), в котором российский врач описывал собственно запой, не так хорошо известный в западноевропейских странах, выделяя такие его особенности как предрасположенность, периодичность, закономерность течения недуга, предвестники и другие .
Несмотря на то, что ни Бриль-Крамер, ни Гуфеланд, не вкладывали в термины «запой» и «дипсомания» какое-то иное значение, кроме периодической непреодолимой жажды выпить, после распространения в психиатрии теории вырождения Бенедикта Мореля , представление о дипсомании как о психозе вырождения стало популярным среди многих врачей . Тем самым запойное пьянство было отделено от других форм и проявлений алкогольной зависимости.
Так уже Рихард Крафт-Эбинг возводил запои к наследственно обусловленным проявлениям периодического помешательства . А Эмиль Крепелин , отделяя дипсоманию от хронического алкоголизма, писал, что «...значительно чаще форму дипсоманических приступов принимает нерегулярно появляющееся расстройство настроения у психопатов, особенно у «аффект-эпилептиков». Изучение всего душевного облика больного делает возможным правильное распознавание»
Насколько отделялась дипсоманию от других форм пьянства можно увидеть в трудах французского врача Валентена Маньяна, считавшего запои разновидностью инстинктивной мономании , хронический алкоголизм же как проявление порочного круга интоксикации, наиболее распространенной в 19 веке парадигмы. Он писал:
Всегда однако можно отличить, пьет ли больной как дипсоман или по образовавшейся у него привычке: когда он пьет как рядовой пьяница, он и ведет себя соответственно и приглашает друзей разделить с ним попойку; когда, напротив, пьет, подталкиваемый к этому импульсивным влечением, то изолируется от своего окружения, прячется, уносит вино к себе в комнату, запирается на ключ и пьет там стакан за стаканом. Импульсивному пьянству всегда предшествует состояние депрессии .
Близко к воззрениям В. Маньяна рассматривал дипсоманию и известный русский психиатр Сергей Корсаков , относя к импульсивным психозам, допуская, что они могут возникать и после длительного злоупотребления спиртным . Аналогичную позицию занимал Павел Ковалевский , который сравнивал запои с другими видами безумия («...убийцы, самоубийцы и людоеды делают это не потому, что им хотелось обладать человеческой жизнью или попробовать вкус человеческого мяса, а потому, что они к этому побуждаются болезненным желанием и влечением. Точно также и дипсоманы поступают по отношению к спиртным напиткам» .
Большой вклад в изучении запойного пьянства сделал Блейлер Эйген , писавший, что к дипсомании могут приводить различные психические заболевания, которые изменяя настроение человека, побуждают его прибегать к выпивке, вследствие чего формируется устойчивая тяга к спиртному в минорную фазу. В то же время, Блейлер не отрицал возможность возникновения дипсомании и изменения настроения как следствие непосредственно злоупотребления алкоголем . Получило известность его выражение, что:
Встречаются хронические алкоголики, которые являются одновременно дипсоманами, или которые стали благодаря алкоголизму дипсоманами .
В докладе Александра Коровина на Всероссийском съезде по борьбе с пьянством, прозвучало сомнение, что запои вообще следует отделять от алкоголизма:
Таким образом авторы отделяют запой от алкоголизма и переносят его или в группу психозов, или причисляют в эпилепсии. Мы считаем это вынужденным объяснением, натяжкой. По нашему мнению, существует один алкоголизм, проявляющийся в двух формах, хронической и запойной...
С.Г. Жислин также считал, что значительно чаще дипсомания развивается не на фоне сопутствующих психических заболеваний, а как следствие хронического алкоголизма, ссылаясь при этом на работы П.Г. Земеля, который связывал возникновение циклического запоя с формированием абстинентного синдрома, подчёркивая элементы фазности и злоупотребления. Так на момент начала злоупотребления у больных развивается тоска, грусть, внутреннее беспокойство, которые не исчезают даже после больших доз спиртного. К концу выпивания человек слабеет, начинает обвинять себя в срыве, крайне подавлен. Зато через некоторое время после запоя у больного развивается бодрое, повышенное настроение, увеличивается работоспособность, как будто он не знает усталости .
Впоследствии эти воззрения приведут к выделению в СССР трёх форм алкоголизма: запойной (дипсомании), постояннопьющей (хронической) и перемеживающийся.
В США получили известность работы Томаса Кротерса, одного из учредителей Ассоциации по изучению пьянства, который разделил алкоголизм на три типа: злоупотребляющих ( англ. the explosive inebriate ), хронически выпивающих ( англ. the continuous drinker ) и периодически употребляющих ( англ. the periodic drinker ) .
Отдельно стоит концепция Элвина Джеллинека чьи труды получат широкую известность в США , Франции и Великобритании , где дипсомания называется эпсилон-алкоголизмом ( англ. Epsilon alcoholism ). Впрочем сам автор описывал эту форму скупо, указывая на недостаточную изученность .
Клиническая картина
В современных медицинских классификациях нет термина «запой». В советско-российской психиатрии они разделяются на псевдозапои и истинные запои .
Псевдозапои
По классификации Александра Гофмана начинаются ближе ко второй стадии алкоголизма. Чаще возникают под влиянием внешнего фактора — праздников, отпусков, выходных . Отсюда их ещё называют запоями выходного дня . Характерны для второй стадии алкоголизма (систематическое частое употребление спиртных напитков с обязательным утренним опохмелением). Синдром отмены проходит в течение суток-двух, при хорошем состоянии здоровья и материальном благополучии такое пьянство может продолжаться годами, количество употребляемого алкоголя остаётся относительно одинаковым .
В западных классификациях такому виду пьянства соответствуют гамма и дельта-алкоголизм по Э. Джеллинеку, или хроническую форму по Томасу Кротерсу.
Истинный запой
А. Гофман описывает их как циклическое употребление алкогольных напитков с последующим падением толерантности, разделяя на две формы: 1. Возникает после употребления небольших доз спиртного, характеризуется непреодолимой тягой к нему, когда любое последующие возлияние имеет целью тяжёлое опьянение. За сутки больной может выпить до 2 литров в пересчёте на крепкий алкоголь . На фоне абстинентного синдрома количество выпитого сначала возрастает, но потом стабилизируется. 2. Возникает на фоне изменения настроения, иногда после перенесенной психологической травмы. Тяга к алкоголю настолько интенсивна, что может достигать до 2-2,5 литров в сутки. Постепенно нарастает астения . После окончания запоя проявляется тяжелый синдром отмены .
Схоже описывал истинный запой другой советский психиатр, Александр Тиганов , видя главное отличие псевдозапоев от истинных в полной утрате действия внешнего фактора (работы, семьи, общества) на последних. Отмечая при этом предвестники у больного — раздражительность, подавленность, нервозность, сны с алкогольной тематикой и др .
Важным отличием истинных запоев является их периодичность, когда человек не употребляет алкоголь постоянно, но через определенные интервалы срывается в пьянство, практически сразу стремясь напиться до тяжёлого опьянения .
Именно истинный запой больше всего подходит под описание дипсомании. Так ещё Константин Бриль-Крамер описывал, что часто таким запоям предшествовало воспоминание о каких-то травмах, когда один больной, который перенес физическое насилие, в конце месяца постоянно срывался в дипсоманию из-за страха . А Валентен Маньян прямо писал, что дипсомания может быть связана с другими психическими заболеваниями.
Купирование запоев
Псевдозапои возможно купировать как в стационаре, так и на дому, в зависимости от времени употребления спиртного и тяжести алкогольного синдрома. Истинные запои прерываются в условиях стационара, так как человек полностью утрачивает контроль над выпивкой, чаще всего за помощью он обращается на этапе «выхаживания», когда из-за сильной интоксикации больной приходит в себя, но не может бросить пить в следствии тяжёлой абстиненции . Несмотря на то, что ещё врачи 19 века предлагали признавать дипсоманов невменяемыми, в том числе и для их принудительной госпитализации .
См. также
Примечания
- ↑ Тиганов, А. С. . Экзогенные психические расстройства . НЦПЗ РАМН (1999). Дата обращения: 26 февраля 2015. 26 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ К.А. Бриль-Крамер. О запое и лечение онаго . — Москва, 1819. — С. 16-19.
- ↑ . Клиника наркологии и психиатрии. Дата обращения: 2 октября 2023.
- Э. Крепелин. Введение в психиатрическую клинику.
- В. Маньян. Клинические лекции по душевным болезням.
- ↑ Жислин С.Г. Очерки клинической психиатрии . — 1965. — С. 265-266.
- ↑ Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. — СПб. , 1910.
- ↑ Thomas F. Babor. (англ.) . Дата обращения: 2 октября 2023.
- ↑ Гофман А.Г. Клиническая наркология.
- ↑ Тиганов А.С. . Дата обращения: 2 октября 2023.
- В. Маньян. . НПЦЗ РАМН. Дата обращения: 2 октября 2023.
Комментарии
- Словом запой также издревле у русских называли несколько дней после сватовства, на которых пели свадебные песни
- 2020-03-15
- 1