Interested Article - Фолк-музыка

Фолк-музыка (от англ. folk music «народная музыка») — жанр популярной музыки , который развился на основе народной музыки в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов (возрождение интереса к народной музыке), когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории . В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла» . Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании . Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк . Основным отличием фолк-музыки от народной музыки является отход от традиционного аутентичного звучания и тенденция к объединению культурных традиций разных народов .

В английском языке для отделения данного жанра от «настоящей» народной музыки, которую называют traditional folk music («традиционная народная музыка»), может применяться термин contemporary folk music («современная народная музыка» или «современная фолк-музыка») . Несмотря на отличия «традиционной» и «современной» разновидностей, они также часто обозначаются единым термином folk music , исполняются одними артистами и в рамках общих для обоих направлений тематических музыкальных фестивалей .

История

Традиционно народная музыка исполнялась и была частью культуры различных сообществ (региональных, этнических, расовых) и не являлась продуктом специально сочинённым и спродюсированным для массового потребления. Однако в середине XX века в результате фолк-ривайвлов , она стала проникать в массовую культуру. В результате начали появляться сочетания народной и популярной музыки . Благодаря развитию радио и звукозаписи как сами музыканты, так и слушатели в Нью-Йорке могли познакомиться с региональной музыкой штатов Мексиканского залива , а жители Сиэтла — со скрипичными мелодиями и танцами региона Аппалачи .

Вуди Гатри в 1943 году.

Одним из первых артистов, способствовавших распространению народной музыки среди массовой аудитории, был американский исполнитель Вуди Гатри , который пел народные песни в 1930-е и 1940-е годы. При этом часть песен также были написаны им самим. Среди друзей и последователей Гатри, известность получил собиратель фолклора, исполнитель и композитор Пит Сигер . Этот период подъёма интереса к американской народной музыке иногда называют первой волной американского фолк-ривайвла .

Народная музыка стала активно смешиваться с мейнстримовой поп-музыкой, когда зрелого возраста достигли представители поколения бэби-бумеров — люди, рождённые после Второй мировой войны — многие из которых выросли, слушая сборники музыкального фольклора вроде . Этот подъём интереса к народной музыке в США в конце 1950-х — начале 1960-х годов иногда называется второй волной американского фолк-ривайвла. Порожденная фолк-ривайвлом музыка, по своей природе была популярной музыкой , но с осмысленными текстами песен на социальную тематику .

Так в середине XX века в процессе возрождения интереса американцев к «народной, деревенской» музыке развился одноимённый жанр популярной музыки — фолк-музыка ( англ. folk music — «народная музыка») . Одним из первых известных исполнителей американского фолка стал певец и композитор Боб Дилан . Он продемонстрировал, как можно сочинять современные песни, опираясь на элементы «деревенской» музыки, но при этом освещать в них характерные события и нравы текущего времени . В популярной прессе Дилан и его современники и соратники по творчеству, такие как Джуди Коллинз , , Джоан Баэз , Фил Оукс и многие другие были названы «народными музыкантами», хотя серьёзные фолклористы не считали их песни традиционными народными . В итоге в США образ автора-исполнителя, бренчащего на гитаре и поющего гнусавым голосом песни на злободневные темы, сформировал распространённое стереотипное представлением о том, что такое американская «народная музыка» .

Джоан Баэз и Боб Дилан в 1963 году.

На Западе пик популярности фолк-музыки пришелся на середину 1960-х годов, когда на эстраде появились такие авторы-исполнители как Ричи Хейвенс , Джони Митчелл , Мелани , а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки. Классическим примером такой музыки может служить песня дуэта Simon & Garfunkel « El Condor Pasa » . Для фолк-музыки того периода был характерен социальный подтекст песен . В течение короткого периода (примерно с 1958 по 1965 год) такая музыка занимала высокие места в музыкальных поп-чартах США и Британии. Хиты были в основном созданы не «народом», а музыкантами-профессионалами или полупрофессионалами, а песни часто представляли собой «разбавленные» современными элементами народные песни или стилизованные под них композиции собственного сочинения .

Период с середины 1960-х до начала 1970-х годов был связан с большими изменениями в музыке, политике и образе жизни. В фолк-музыке происходило развитие и диверсификация. Основные изменения коснулись наиболее признанных исполнителей, таких как Боб Дилан , Джоан Баэз , Джуди Коллинз , The Seekers и Peter, Paul and Mary и выражались в создании ими новых смешанных стилей с рок - и поп-музыкой . Канадские исполнители Гордон Лайтфут , Леонард Коэн , и Джони Митчелл также перешли на смешанные стили и пользовались большой популярностью в США. Всё это привело к тому, что в рамках фолк-музыки начали выделяться поджанры и гибридные стили — фолк-рок , электрик-фолк и многие другие.

За пределами США так называемое «фолк-возрождение» затронуло в первую очередь Канаду и Великобританию, а также Ирландию. В Великобритании интерес к народной музыке породил поколение авторов-исполнителей, таких как Донован , Берт Дженш , Ральф Мактелл и Рой Харпер , достигших успеха в 1960-х годах. В Канаде появились всемирно успешные Гордон Лайтфут , Леонард Коэн , Джони Митчелл и Баффи Сент-Мари .

Вскоре фолк-музыка стала стилистически более разнообразной. В этот период фолк-композиции стали исполняться не только на английском, а и в разных странах на своих языках. Наряду с современными социальными вопросами в песнях всё чаще было обращение к прошлому, в особенности Средневековому. Определённую роль в этом сыграл набиравший популярность литературный жанр фэнтези .

Во Франции одной из первых фолк-групп стала парижская Los Incas (1956), которая стала использовать южноамериканские индейские инструменты, такие как кена и чаранго . В 1958 году аргентинским музыкантом Рикардо Галеацци создаётся группа , которая одна из первых исполняла гитарную версию мелодии El Condor Pasa .

В Нидерландах фолк-движение начало развиваться с 1970-х годах. Нидерландский фолк стал исполняться также в Бельгии.

В Западной и Восточной Германиях фолк-музыка стала исполняться в 1960—1970-х годах. Вместе с тем настоящее развитие немецкий фолк получил уже в следующие десятилетия. Многие немецкие группы исполняют главным образом тяжёлый фолк, основанный на таких хард-року и метале ( Фолк-метал ). Некоторые группы исполняют песни на нововерхненемецком , древне - и средневерхненемецком языках. примерно в середине 1980-х годов возникает австрийская фолк-музыка.

Швейцарская фолк-музыка становится известной главным образом с 2000-х годов. Здесь появляются композиции на вымершем галльском языке, исполняемые под кельтский фолк-метал (см. « Eluveitie »).

Cкандинавская фолк-музыка начинается с образования в 1980 году в США группы «Manowar», играющей в жанре хеви-метал . Затем в Швеции появились коллективы, которые продолжили исполнять песни на темы скандинавской мифологии. Их стиль получил названия викинг-рока и викинг-метала.

Западнороманский фолк начинается с 1960-х годов. Для него характерны иные мотивы, нежели, например, для германского или кельтского фолка. Это объясняется особенностями истории стран и народов: многие из них сложились уже в государственный христианский период раннего Средневековья и, кроме того, многие из западнороманских народов в Средние века испытали арабское влияние.

Греческие музыканты стали обращение к фольклору и музыкальному наследию Византии ещё в 1940-х годах. Характерным жанром греческой музыки является так называемая лаика . Особенно популярной она стала с 1960-х годов, и затем она разделилась на множество поджанров.

« Песняры » — один из первых советских ансамблей, исполняющих фолк-музыку

В конце 1960-х — начале 1970-х годов появляются советские фолк-исполнители. Самыми известными музыкантами в этом стиле был белорусский ансамбль « Песняры », созданный в 1969 году . Также в этом направлении работали вокально-инструментальные ансамбли « Сябры », « Верасы », « Ариэль » с их популярной « Порушкой-Параней » , певица с молдавскими корнями София Ротару , украинский фолк-коллектив « Трио Маренич » . В 1980-е годы появляются группы « Калинов мост », « Седьмая вода » (Россия), , (Латвия); в конце 1980-х начинает свою музыкальную карьеру певица Инна Желанная .

Для обозначения многообразия популярной музыки, которая возникла во время и после ривайвлов и стала повсеместно называться «народной» (хотя в классическом понимании таковой не являлась), в английском языке был введен термин contemporary folk music («современная народная музыка») . Непосредственно народную музыку стали называть traditional folk music («традиционная народная музыка»). Тем не менее несмотря на очевидные отличия между «традиционной» и «современной» разновидностями, они часто обозначаются единым термином folk music , исполняются одними артистами; музыкальные мероприятия, посвященные «народной» музыке, зачастую являются общими для обоих направлений; даже отдельные песни могут сочетать в себе элементы как той, так и другой музыки .

Стили

Российская фолк-группа « Иван Купала ». На премиях « Овация » 1999 и 2000 года группа выигрывала в номинации «Фолк-группа года» .

Современная фолк-музыка вбирает в себя широкое разнообразие стилей, возникших в XX веке на основе традиционной народной музыки . Такими стилями являются :

  • — более энергичное и агрессивное звучание с альтернативной, не характерной для традиционного фолка, тематикой ;
  • — стиль, в котором смешиваются авангардные и неоклассические композиции с традиционной для кантри-блюза техникой игры на гитаре;
  • инди-фолк — сочетает в себе мелодичность инди-попа и инди-рока с акустическим звучанием современного фолка и его подходом к написанию песен ;
  • — стиль, совмещающий фолк с элементами кантри-рока , используя в том числе инструменты блюграсса ;
  • — стиль, обозначающий фолк-ривайвл варианта конца 1990-х, подражающий музыке, исполненной на старый/традиционный манер ;
  • менестрельская песня — стиль фолк-музыки, родившийся в ролевом сообществе , сочетающий в себе средневековое менестрельское искусство и фэнтезийную тематику;
  • (англ.) — стиль фолка, также совмещающий элементы блюграсса и джаза , с использованием исключительно акустических инструментов, появился в 1970-х ;
  • поп-фолк — смешивает современный фолк со стилем поп-музыки , наиболее популярным в конце 1960-х — начале 1970-х годов, под влиянием современного фолк-рока ;
  • прогрессив-фолк — стиль, в котором используются различные музыкальные и культурные источники, от джаза до средневековой музыки и различных региональных музыкальных традиций, для преобразования традиционных акустических песенных форм в новые ;
  • психоделический фолк — стиль, совмещающий акустическую форма фолка, с атмосферой, присущей психоделической музыке ;
    • (англ.) — стиль, выросший из психоделического фолка в конце 1990-х во время движения New Weird America , отличающийся стилем вокала, часто очень интенсивным, абстрактным и экспрессивным;
    • — форма психоделического фолка, возникшая в 1970-х годах, характерная неординарной структурой композиций, часто с использованием повторений, импровизаций и продолжительной длительности ;
  • скиффл — стиль, появившийся в Чикаго в 1920-х годах, основанный на кантри-блюзе и джазе , и особенно на музыке южных ;
  • (англ.) — характеризуется специфичной техникой игры на гитаре, смешивая элементы американского фолка, блюза , джаза и регтайма , появился в Британии в 1960-х;
  • фолк-джаз — смесь традиционного фолка и элементами джаза ;
  • фолк-рок — рок-музыка, сочинённая под влиянием фолка, где используются акустические инструменты и относительно простые аранжировки; берет своё начало в американском движении современного фолка 1960-х годов ;
    • электрик-фолк (также британский фолк-рок) — разновидность фолк-рока, разработанная в конце 1960-х годов в Англии на основе американского фолк-рока и отличающаяся использованием электронной гитары, бас-гитары и характерных музыкальных приёмах игры на этих инструментах;
    • келтик-рок — поджанр фолк-рока и форма келтик-фьюжна , включающая мелодии и инструменты кельтской музыки в контексте рок-музыки;
    • мидивал-фолк-рок — фолк-рок с использованием средневековых мелодий и инструментов;
    • фолк-панк — стиль панк-музыки , находящийся под влиянием различных форм фолка, традиционного или современного, а также фолк-рока;
    • фолк-метал — преимущественно европейский стиль метала , вдохновленный различными видами европейской народной музыкой.

Родственные стили

Следующие стили не являются прямыми подвидами фолка, но были отчасти вдохновлены им:

См. также

Примечания

  1. Холиков К. Б. от 17 июня 2022 на Wayback Machine // Scientific progress, 2021
  2. от 12 мая 2022 на Wayback Machine // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  3. , p. 180.
  4. Ruehl, Kim [folkmusic.about.com/od/glossary/g/FolkMusic.htm Folk Music] . About.com definition. Дата обращения: 18 августа 2011. 22 ноября 2016 года.
  5. Смирнов А. В., Ефременко А. П. Формирование профессиональной компетентности будущих этноисполнителей в системе музыкального образования // Ученые записки. Том 18, № 3, 2019 — С. 121
  6. , p. 180, 111.
  7. , p. xvi.
  8. , p. 15.
  9. О. К. Королёв. . — М. : Музыка, 2006. — С. 145. — 168 с. — ISBN 5-7140-0982-7 .
  10. (англ.)
  11. Аргов А. В., Бабурин Л. К. от 14 марта 2022 на Wayback Machine // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. — Чебоксары: Интерактив плюс, 2018 — С. 10
  12. Черезов И. от 10 ноября 2021 на Wayback Machine — Одесса: «Астропринт», 2016 — С. 100
  13. Щёлкин В., Фролов С. Легенды ВИА : песни, имена, истории — М.: Грифон, 2007 — С. 203
  14. . ural.ru (5 мая 2000). Дата обращения: 6 мая 2012. 20 июля 2014 года.
  15. . InterMedia (25 апреля 2001). Дата обращения: 4 мая 2012. 5 июня 2012 года.
  16. Елена Савицкая. . Салон Audio Video (1 июля 2000). Дата обращения: 3 мая 2012. Архивировано из 28 мая 2008 года.
  17. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 7 мая 2022 года.
  18. (англ.) . Zvuki.ru . Дата обращения: 8 мая 2022. 5 августа 2022 года.
  19. (англ.) . Rate Your Music . Дата обращения: 8 мая 2022.
  20. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 8 мая 2022 года.
  21. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 8 мая 2022 года.
  22. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 20 марта 2019 года.
  23. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 8 мая 2022 года.
  24. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 8 мая 2022 года.
  25. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 22 октября 2020 года.
  26. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 8 мая 2022 года.
  27. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 8 мая 2022 года.
  28. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 8 мая 2022. 28 мая 2022 года.

Литература

  • Гаврилюк Т. В. // Журнал «Фундаментальные исследования». Выпуск № 9-5 / 2014
  • Étienne Bours (lamediatheque.be) (фр.)
  • Abjorensen, Norman. . — Rowman & Littlefield, 2017. — P. 180—181; 111-112. — 695 p. — ISBN 9781538102152 . (англ.)
  • Carlin, Richard. . — Infobase Publishing, 2005. — 305 p. — ISBN 9780816069781 . (англ.)

Ссылки

  • (pikabu.ru)
  • на The Canadian Encyclopedia
  • на LiveAbout
  • на musicmot.com (фр.)
  • — ежемесячный журнал о фолк-музыке
Источник —

Same as Фолк-музыка