Сорока (головной убор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ми́тра ( др.-греч. — « пояс, головная повязка ») — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей.
Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа, и одновременно напоминает о терновом венце , которым был коронован Спаситель. В православной церкви при надевании митры на архиерея читается молитва: « Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих… », как и при совершении таинства брака . По этой причине митра понимается также как образ золотых венцов, которыми венчаются « праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетания Иисуса Христа с Церковью» .
Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос , Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в 1453 году . Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом . В первой половине XVII века и в Московской Руси, и у греков эта практика распространилась на всех архиереев (ранее русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой).
В современной практике митру носят архиереи , архимандриты , а также женатые священники , которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги. Священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными . На митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа , Богоматери , Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима .
До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В Русской церкви до 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов. 29 ноября ( 10 декабря ) 1786 года произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства . Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Благовещенского собора Иоанна Иоанновича Памфилова . Однако до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостоивали игуменов крупных монастырей .
В современной Русской православной церкви архиерейская митра , как и в греческих церквах, увенчивается маленьким крестом. Эту митру на Великом входе диакон несёт впереди торжественного шествия церковно- и священнослужителей и через царские врата вносит в алтарь . Когда митру снимут с главы архиерея, то после этого её поставляют на святой престол на дальнем правом (юго-западном) углу. До 1989 года митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты; в конце декабря 1988 года Священный синод РПЦ установил обычай ношения митры, увенчанной крестом, для всего епископата . Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме , возведённый в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии также носит митру с крестом . В РПЦЗ кресты на митре появились только после « Акта о каноническом общении » (2007) и воссоединения с Московским Патриархатом.
Разновидностью православной митры является митра-корона , имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило, из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры .
В католической церкви митра (инфула ) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего клира : епископов , архиепископов , митрополитов , кардиналов и папы римского . В соответствии с нормами права римско-католической церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие «подлинной юрисдикцией» ( лат. vera iurisdictio ). Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» Павла VI , правом на ношение митры пользуются следующие прелаты, не имеющие епископского достоинства: легаты Римского понтифика, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию на территории, отделенной от какого бы то ни было диоцеза, апостольские администраторы, апостольские префекты и апостольские викарии. Ранее право на ношение митры и использование других знаков епископского достоинства (понтификалий) могло быть связано с титулом, не предполагающим юрисдикции, либо дароваться в виде особой привилегии.
Современная митра состоит из двух частей, с лобовой и затылочной частей головы, каждая из которых имеет завершение конической формы. Сзади к митре прикреплены две ленты, символизирующие Ветхий и Новый Завет. Исторически форма митры претерпела существенные изменения: в X веке она имела вид конической шапочки с острым завершением, к XII веку она приобрела вид короны с двумя заострениями с височных частей головы, а с конца XII века — со стороны лба и затылка. К XVII веку митра приобрела современную форму
В исторические времена у католиков было три типа митр:
После реформ Второго Ватиканского собора остались два типа митр:
Греко-католические иерархи, архимандриты , протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.
В старокатолических, англиканских и некоторых лютеранских церквах употребляются митры традиционной западной формы. Право носить митру в этих церквах принадлежит исключительно епископам.
В Армянской апостольской церкви , митры, аналогичные греческим и близкие им по форме, носят священники и архимандриты. Митра непременно увенчана крестом и спереди украшена изображением Пастыря с агнцем или образом Спасителя. Епископы и католикосы носят митры, аналогичные католическим, однако отличающиеся от современных западных образцов.
В дохалкидонских церквах западно-сирийской (яковитской), восточно-сирийской (ассирийской), коптской и эфиопской традиций епископы носят митры, аналогичные греческим.
В Древней Греции и Древнем Риме «митрой» ( др.-греч. μίτρα , лат. mitra ) называли восточный головной убор (род тюрбана ), который носили, главным образом, женщины, а также мужчины-щёголи. Типичный «этический» контекст митры, например, у Цицерона:
Что же касается Публия Клодия , то он, носивший раньше платья шафранного цвета, митру, женские сандалии, пурпурные повязочки и нагрудник, от псалтерия , от гнусности, от разврата неожиданно сделался сторонником народа .
— Цицерон. Речь об ответах гаруспиков XXVIII, 44, 6