В 1989 году выпустила в издательстве «
Книга
» первую книгу, «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм-вещь и образ в русской литературе XIX века». За диссертацию на данную тему в 1991 году Кирсановой была присуждена учёная степень кандидата искусствоведения. С 1993 года преподавала в
Театральном училище им. Б. Щукина
.
В 1995 году опубликовала
монографию
«Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX века». Так же звучала тема её диссертации 1996 года на степень доктора искусствоведения.
Кирсановой также принадлежит множество научно-популярных и просветительских публикаций в периодике, в том числе ежемесячные авторские колонки в журнале «
Родина
» (1996—2005). В своих трудах Кирсанова не просто устанавливает ряд забытых и утраченных фактов в истории бытового и театрального костюма и в репрезентации одежды и обуви в русской литературе и изобразительном искусстве, — она также проясняет социокультурную нагрузку различных предметов быта, понятную читателям и зрителям — современникам, но недоступную следующим поколениям.
Была ведущей рубрики в историческом журнале «Родина» — с 1996 по 2005 с ежемесячной публикацией; с 2000 по 2005 — в журнале «l’Officiel» Россия; журнал «М-коллекция» с публикациями об истории моды с 1996 по 2001; журнал «Театр» — цикл статей «Что носит герой сцены» — 1987 г.
удостоила Кирсанову премии «За честь и достоинство в профессии» (2006). Книга «Портрет неизвестной в синем платье» — лауреат премии «Лучшие книги и издательства года» (2018)
.
Основные работы
Книги
Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. и образ в русской литературе XIX века.
М.: Книга, 1989 (второе издание М-СПб, Родина, 2006)
Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX века.
М.:
Большая рос. энцикл.
, 1995
Сценический костюм и театральная публика в России XIX века
. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999 (переиздания 2000, 2001)
Костюм в Москве.
М. 2001
Русский костюм и быт XVIII—XIX веков.
М.: Слово, 2002
Ленты, кружева, ботинки.
Ульяновск, Ульяновский Дом печати, 2006. Переиздание Эксмо, 2012 г. Переведена на английский и корейский языки. Детская книга
Костюм театра Кабуки и его роль в создании сценического образа
// Театральное искусство Востока: особенности развития: сб.науч.тр. М., 1984.
Русский народный костюм: этапы развития (к вопросу о взаимодействии сельского и городского типов культуры)
// Духовная культура села: традиции и современность. М., 1988. ВНИИ искусствознания. С.70-82.
«Именно дырявые башмаки…»
// Согласие. М., 1992. № 1. С.71-84. (О предметном мире чеховских пьес)
Образ «красивого человека» в русской литературе 1918—1930-х годов
// Знакомый незнакомец: социалистический реализм как историко-культурная проблема: сб.ст. РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. М.,1995. С.236-249.
Костюм петровского времени
// Культура и история: славянский мир: сб. статей. М., 1997. С. 213—220.
«Античная» мода в Серебряном" веке
// Русская галерея. 1998. № 1. С.60-64.
«Первая, самая первая…»
// Родина. 1998. № 2. С.88-92 (о первой истории русского костюма в трудах А. Н. Оленина)
Роскошный оттоман в кабинете денди
// Родина. 1998. № 5-6. С.58-60. (О кабинетах молодых людей первой трети XIX и их образе жизни)
Человек в зеркале века
// Русская галерея 1998. № 2. С. 44-49. О пластике изображенных на портретах XVIII—XIX вв.
Видимое или увиденное?
//
Неприкосновенный запас
(НЛО). 1999 № 3. С.64-66. (О картине Ф. Малявина «Вихрь» через изображенный на ней танец)
Из истории костюма русских императриц
// Россия / Russia: Сб.ст. М., 1999. № 3(11). Культурные практики в идеологической перспективе. С.71-81.
Возможности комментария: (к вопросу о культурном опыте автора литературного произведения)
// Эдиционная практика и проблемы текстологии (в связи с выходом в свет первого полного варианта романа «Двенадцать стульев» М., 2002 С.28-31.
Комментарий к жанровым картинам П. А. Федотова
//
. 2002. № 2. С.302-333.
Аромат родного дома и запах счастья
// Ароматы и запахи в культуре. Сб. статей. Книга 2. С.270-279. М., 2003. Переиздание М. 2010.
Костюм как средство самоидентификации
// Культура сквозь призму идентичности: сб. ст. РАН. М., 2006. С.72-82.
Неизвестное об известном (Костюм как средство атрибуции)
// Русское искусство. 2006. № 3. С.92-94.
Костюм в искусстве
// Картина, стиль, мода: [Альбом-кат.выст.] Спб. 2009. С. 17-23.
Виже Лебрен в России: о пудренных париках и французской моде
// Русское искусство. 2009. № 4. С. 146—150.
Пуаре в России
// Пуаре король моды: [Альбом-кат.выст.] М., 2011. С. 65-78.
Императрицы и мода XIX в. России
// [Альбом-кат.выст.] М., 2013. С.27-44.
Русские императрицы и мода в России
// «Русское искусство», № 3. 2013. С. 146—153.
История костюма в России как научная дисциплина
// Теория моды: одежда, тело, культура.
Реальный комментарий к академическому изданию Н. В. Гоголя и статьи // в сб. Материалы и исследования к собранию сочинений. Ин-т мировой литературы РАН.