Interested Article - Сантерия

Сантери́я ( исп. santería ), также Ла-Ре́гла-де-О́ча-Ифа́ ( исп. La Regla de Ocha-Ifá ), также Лукуми́ ( исп. Lucumí ) — синкретическая религия , распространённая на Кубе , а также в среде афрокубинских эмигрантов в США и других странах. Представляет собой верования народа йоруба , смешанные с элементами католицизма, имеет множество сходных элементов с вуду и другими африканскими синкретическими религиями. Численность последователей сантерии с трудом поддаётся оценке, так как большинство их либо посещает католические храмы и регистрируется как католики, либо скрывает свою принадлежность к этой религии.

Название «сантерия», образованное от слова santo ( святой ), было дано испанцами ; оно служило для презрительного обозначения распространённого среди африканцев истового почитания святых. Сами последователи сантерии считают это название унизительным и сами именуют свою традицию лукуми́ ; также есть много различных локальных наименований, в зависимости от варианта традиции, особо почитаемого ориша и др.

История

Генезис сантерии связан с массовым вывозом рабов из Западной Африки для работы на кубинских сахарных и табачных плантациях в XVI XIX веках . Африканцы, обращаемые на Кубе в католицизм , продолжали тайно культивировать свои религиозные традиции, маскируя их под христианские обряды. Они могли посещать мессы и в тот же день проводить африканские ритуалы с использованием католической атрибутики, а ориша (духи из пантеона йоруба) отождествлялись с христианскими святыми.

Ввиду этнического однообразия завозимых рабов, среди которых преобладал народ йоруба (в 1850—1870 годах 35 % ввезённых рабов принадлежало народности йоруба ), сложилась стройная система верований, основанная на африканских культах народа йоруба.

На Кубе сложились две ветви сантерии:

  • Regla de Ocha (от Regla de Oricha ), основанная на традиционной религии народа йоруба;
  • Regla Conga , в основу которой легла религия народа конго.

В смысле сантерии (лукуми) обычно понимается Regla de Ocha.

Regla Conga также известно в русском переводе как «Новое правило Конго» и рассматривается как самостоятельное синкретическое течение.

Постепенно развиваясь и видоизменяясь, основные черты сантерии сложились к XIX веку. Основополагающие труды по афрокубинской мифологии (публикации, исследования, переложения) принадлежат выдающемуся этнографу Лидии Кабрера .

Будучи в 1986 году в Гаване , Жоржи Амаду встречался с Фиделем Кастро . Согласно воспоминаниям « Каботажное плавание », в беседе обсуждалось то, что объединяет Бразилию и Кубу. Амаду обратил внимание на общие африканские корни кубинцев и бразильцев , на родственность их культурного синкретизма, на две ветви афробразильского культа йорубского происхождения, которое в Баии именуется кандомбле , а на Кубе — сантерия .

Особенности

В экстремальных условиях рабства и насильного крещения на Кубе из традиционной религии народа йоруба выделились три главных направления: непосредственное почитание ориши, оракул ифа и культ предков ( йоруба egungun ) , которые легли в основу сантерии.

Некоторые исследователи (Joseph M. Murphy) ставят под вопрос существование культа предков в кубинской сантерии в том же виде, в каком он представлен в Африке. На Кубе почитание предков приняло форму семейного и закрытого культа, что объясняется внешними условиями проживания рабов в католической среде. Немалую роль в изменении культа предков сыграло физическое отдаление от могил и святилищ, оставшихся в Африке, что тем самым поставило вывезенных рабов вне линии продолжения рода . Таким образом в кубинской сантерии физические предки были заменены ритуальными, роль которых взяли на себя Padrino или Madrina, духовные лидеры общины.

На развитие сантерии также повлиял спиритизм , популярный среди белого населения Нового света и в Европе , в частности спиритуализм Аллана Кардека .

Важнейшими элементами сантерии являются :

Обряды

Церемония в доме сантеро. Гавана, Куба, 2011.

Главная культовая церемония Сантерии — «кормление» священных камней. Она проходит три раза в год и длится три дня. Во время церемонии камни окропляют кровью жертвенных животных и омывают ритуальным настоем, при этом каждому камню обычно соответствует свой настой и свой вид животного.

По воскресеньям или праздничным дням последователи Сантерии собираются в специальных помещениях, обычно находящихся в домах сантеро — представителей жреческого сословия. В таком помещении обязательно находятся ритуальные барабаны и алтарь, на котором вперемешку расположены католические символы и атрибуты ориша. Во время собраний проводятся ритуальные пляски, призванные вызвать схождение ориша на кого-нибудь из группы танцующих. Люди при этом впадают в транс, бьются в судорогах, иногда бывают случаи глоссолалии .

В Сантерии проводятся также специальные колдовские ритуалы.

Духовенство

В Сантерии выделяется своё жреческое сословие — сантеро, так называемые «отцы» и «матери» богов (соответственно бабалоча и йалоча). Они проводят службы в своих домах и возглавляют общины и секты Сантерии. Во время ритуальных плясок сантеро определяет, какой именно ориша вселился в человека.

Примечания

  1. , с. 150.
  2. Hödl, Hans Gerald. . Universität Wien (2006). Дата обращения: 17 сентября 2016. 25 февраля 2007 года.
  3. Амаду Ж. Гавана, 1986 // Каботажное плаванье : Наброски воспоминаний, которые не будут написаны никогда / Жоржи Амаду ; Пер. с порт. А. С. Богдановского . — М. : Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век). — 5000 экз. ISBN 5264001049 .
  4. (28 сентября 2007). Дата обращения: 17 сентября 2016. 28 сентября 2007 года.
  5. Joseph M. Murphy. . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 17 сентября 2016. 11 октября 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Сантерия