Interested Article - Армет
- 2020-05-07
- 1
Армет ( итал. Armet ) — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века.
Характерными чертами этого шлема являются:
- шарообразный купол (до этого кавалерийские шлемы имели сфероконический купол);
- подбородник, состоящий из двух раскрывающихся половинок, в закрытом положении соединяемых штифтом;
- второе забрало , откидывающееся на затылок;
- шлем плотно облегал голову и шею владельца. Большинство арметов (кроме ранних) оснащались защитой шеи и ключиц.
Ранний армет
На фотографии слева изображён доспех из оружейной коллекции второй половины XIV — первой половины XV веков в замке Хурбург в итальянском графстве Южный Тироль . Доспех этот датируется 1410 годом и представляет собой образец ранней миланской брони со всеми характерными для неё чертами. Одной из них является наличие армета, который в данном случае представляет собой образец со всеми особенностями данного типа шлемов. Вентиляция только на левой половине нижнего забрала ведёт своё происхождение от бацинетов с забралом хундсгугель . Верхнее забрало утеряно, однако наличие креплений даёт основание говорить о том, что оно было, и скорее всего заострённое, как в более поздних шлемах. Кольца для крепления бармицы (самой бармицы нет) показывают способ защиты части шеи и плеч владельца. Купол у этого шлема всё ещё сфероконический (как у ), но форма его более круглая, чем у большинства бацинетов. Отверстия на лбу — очевидно места пришнуровки подшлемника к куполу шлема. Шлем этот предположительно был изготовлен миланским мастером Базарино ди Треццо.
Кроме такого шлема, встречаются арметы без верхнего забрала, половинки нижнего забрала на которых вытянуты вперёд наподобие хундсгугеля . Такой шлем даёт неплохой обзор, но уровень защищённости его владельца ниже. Один из таких арметов находится в коллекции Клингбейл в Берлине .
Классический итальянский армет середины XV века
Такой шлем был весьма популярен в середине — второй половине XV века, причём не только в Италии. Отличительные черты шлема:
- забрало типа « воробьиный клюв » ( англ. sparrow's-beak visor );
- часто оснащался ронделем (диском на затылочной части), служащим для защиты ремня нижнего забрала;
- кольчужная защита шеи практически исчезла из употребления. Шлем надевался поверх латной бармицы , пластины которого заходили под шлем и таким образом обеспечивали достаточный уровень защиты плеч и шеи и приемлемую подвижность;
- купол шлема стал уже полностью сферическим, в некоторых шлемах он ковался из двух половинок и сваривался посредине, место стыка образовывало небольшой гребень, служивший дополнительным ребром жёсткости;
- дыхательные щели в забралах выполнялись в виде узких прорезей, а не круглых отверстий, как это обычно было в других шлемах.
Такой армет использовался в комплекте с итальянским миланским доспехом . Армет с нижним забралом из двух половин часто называют арметом первого типа. Позднее — к концу XV века — появляется армет второго типа, нижнее забрало которого ковалось в виде цельного подбородника, закреплённого на петле в левой части шлема и застёгивавшегося защёлкой справа. Именно таким является изображённый в книге Эммануила Виолле-Ле-дюка флорентийский армет. Кроме этого, забрало арметов конца XV века стало длиннее и закрывало подбородок спереди полностью — позднее эта черта станет популярной у турнирных арметов XVI века.
.
Максимилиановский армет
В начале XVI века в Германии императором Максимилианом I была введена мода на доспехи с рифлёными поверхностями — так называемые максимилиановские доспехи . Доспехи эти представляли собой синтез готической и миланской брони, где из первой бралось рифление поверхностей. а из второй — общая форма доспехов. Шлем, естественно, тоже был продуктом такого синтеза — это армет итальянского фасона, но с гофрированием купола и других частей.
Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:
- «гармошкой» ( англ. bellows-visor ) — ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей;
-
«воробьиный клюв» (
англ.
sparrow beak
) — классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий — в XV—XVI века:
- классическая конструкция с одинарным забралом;
- конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних арметов)
- «обезьянье лицо» ( англ. monkey-face ), оно же «моськин нос» ( англ. pug-nose ) — имеющее ниже зрительных щелей выступающую часть забрала с широкими вертикальными прорезями, похожую на решётку;
- «гротескное» ( англ. grotesque ) — забрало, представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя.
Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:
- с нижним забралом, откидывающимся вверх подобно верхнему, и нередко закреплённого на том же шарнире что и верхнее забрало;
- с нижним забралом, которое не крепилось на шарнире, а просто пристёгивалось спереди;
- с вариантами исполнения нижнего забрала как в арметах XV века первого и второго типа (описанных выше).
Из них в Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся нижним забралом и несколько меньшей популярностью армет второго типа, в то время как в Италии были популярны в первую очередь арметы первого типа. Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в ронделе, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания ударом по затылку ремня, стягивающего вместе нижнюю часть шлема (наличие подобных ремней, иногда усиленных подшитой кольчугой, у итальянских доспехов было связано с тем, что в отличие от немцев итальянцы широко использовали кожаные ремни не только для дешёвых доспехов). Что любопытно, арметы первого типа в XV веке итальянцы частенько оснащали дополнительным наподбородником на ремнях.
Защита горла и шеи — горже существовало в двух вариантах:
- Фактически состоящий из традиционных наподбородника и назатыльника. В отличие от конструкции XV века, наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.
- Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую подвижность головы; гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону, на котором закреплён свободно-вращающийся шлем характерным креплением в виде двух полых колец (в виде витых верёвок), свободно скользящих одно в другом.
Армет XVI века
С отходом моды на максимилиановские доспехи (которые были чрезвычайно трудоёмкими и дорогими в изготовлении) популярной снова стала гладкая броня, которая не кардинально отличалась от миланской внешне. Поэтому армет середины — конца XVI века представляет собой дальнейшую эволюцию миланского армета, направленную тремя путями:
- Боевой армет. Тут конструкция была направлена на улучшение обзорности и удобство в бою. Такой армет делался по тому же принципу, что и миланские арметы XV века, отличаясь от них формой верхнего забрала, которое закрывало весь подбородок и за счёт прямо расположенных смотровых щелей обеспечивало неплохой обзор даже без его поднятия.
- Турнирный армет для копейной сшибки. В Германии такой армет назывался Geschlossener Helm . Тут конструкция была направлена на обеспечение безопасности в штехцойге . С этой целью, так как посадка кавалериста на турнире была с заметным наклоном вперёд — что и предопределило появление шлемов « жабья голова » — турнирные арметы (см. рисунки и фото слева) ковались со смотровыми щелями заметно выше, чем в боевых образцах. В некоторых образцах таких арметов верхнее забрало разделялось на две части, чтобы обеспечить хоть какой-то обзор участнику турнира до непосредственно копейной сшибки. Такой армет входил в состав доспешного гарнитура, в частности в состав гринвичского доспеха , но предназначался исключительно для турниров — для боя его заменяли на бургиньот , обеспечивавший гораздо лучший обзор;
- Турнирный армет для пешего боя. Этот шлем представлял собой совершенно особенный тип, сложившийся в результате изменений в турнирах, направленных на уменьшение опасности для участников. Так как в поздне-средневековых турнирах острое боевое оружие было запрещено, бои происходили на тупых турнирных мечах и деревянных булавах, то необходимости в доспехах и шлемах, защищающих от уколов, не было. Поэтому турнирные кирасы для пешего боя делали перфорированными для облегчения и вентиляции, а турнирные шлемы для пешего боя — саллеты и арметы — выполнялись такими, чтобы обеспечить максимальный обзор и удобство. С этой целью турнирный армет для пешего боя ковался с шаровидным куполом, соединённым с задней частью горже, и одним забралом, соединённым с передней частью горже (как у гранд-бацинетов), которое на петлях подымалось вверх. Забрало это делалось с вырезом под защиту лица, представлявшую собой решётку из прутьев, приклёпанных к нему. Такое забрало обеспечивало отличный обзор и защиту от удара деревянной турнирной булавой, но, разумеется, не могло быть использовано ни в копейной сшибке, ни в бою (хотя некоторые бургиньоты имеют такие забрала в виде решётки). На иллюстрации из «Турнирной книги» показан именно такой шлем в парадном исполнении, с навершием на специальной шапочке, жёстко крепившейся к шлему, и судя по горностаевому намёту принадлежавший герцогу бретонскому.
Армет остался популярным именно как турнирный шлем. Однако смерть короля Генриха II в 1559 г. — удар копья коннетабля Монтгомери отбросил забрало, и обломок копья смертельно ранил короля в глаз — стала концом популярности шлема на турнирах. На полях сражений армет ещё ранее был вытеснен бургиньотом.
Примечания
Литература
- Бехайм Вендален . Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова . — СПб. : Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X .
- Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времен до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — ISBN 978-5-9942-0420-7 .
- Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0 .
- Жуков К. А. // MReen.org.
- Окшотт Эварт . Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение / Пер. с англ. А. Н. Анваера. — М. : ЗАО « Центрполиграф », 2007. — 192 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2636-8 . Ориг.: Ewart Oakeshott «European Weapons and Armour. from the Renaissance to the Industrial Revolution» F.S.A. — ISBN 0-85115-789-0 .
- Функен Л., Функен Ф. Средние века. Эпоха ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с франц. М. Б. Ивановой. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2004. — 146 с.: ил. — Серия «Энциклопедия вооружения и военного костюма». — ISBN 5-17-014796-1 .
- Царскосельскій музей: с собраніем оружія, принадлежащаго Государю Императору. — СПб.: Издат А. Бауман, 1860.
- 2020-05-07
- 1