Бергстрем, Вальтер Карлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Поддоспешник или подлатник — термин, используемый для обозначения разновидности одежды, надеваемой под доспех . В другом источнике упоминается как полукафтанье или зипун, который надевается под латы , панцири , кольчуги , бахтерцы, куяки и другое . Основными функциями поддоспешника являются смягчение удара, принятого на доспех (амортизация); защита от холода и натирания тела доспехом или кольчугой (например на плечах). Подлатники шились из разного типа тканей (чаще всего бумажных), и набивались ватой .
Предмет термина поддоспешник появился с широким распространением кольчужного доспеха . Кольчуга часто спасала от ударов, но не всегда поглощала всю энергию, особенно от ударного оружия (булавы, кистени и другие). Поэтому под кольчугу, с целью амортизации ударов, а также как дополнительный слой защиты, надевался так называемый поддоспешник . На Востоке в качестве поддоспешника использовался ватник (так как вата в XIV веке была известна в Азии), а в Европе использовали стёганку (стёганую куртку, прошитую из 8—30 слоёв холста и набитую паклей, щетиной или другим подобным материалом), и позднее тегиляй или акетон . Во многих случаях поддоспешник служил единственной защитой, в случае бедности воина, либо в походе, на случай если враг застанет врасплох.
С появлением в конце XIV века полных лат , сочетание надеваемых кольчуги и поддоспешника, из-за слишком тяжёлого суммарного веса доспеха, было признано нецелесообразным. В результате чего, в XV веке от ношения полной кольчуги под латами отказались, и вместо этого появились поддоспешники с нашитыми на них элементами (кусками) кольчуги (усиленный дублет ) .
В различный странах, при описании «одежды под доспех», начали появляться взаимозаменяющие названия: гамбезон (от англ. ), стёганка, акетон, жак, бригантина и т. п. Все они имели практически идентичные цели для применения и технологию для изготовления. Так, британский коллекционер и исследователь Эварт Окшотт ( англ. ), ссылаясь на труды Джеффри Чосера , даёт определение всего разнообразия такого вида одежды, как «a breke and eke a sherte» . Чосер описывает процедуру одевания рыцаря, где после рубахи и перед кольчугой, надевается рубаха с полосками металла . Аналогичное описание костюма приводит и Джеймс Планше ( англ. ) . В России же широко применим термин поддоспешник (аналогично с термином подлатник ), образованный непосредственно из формулировки цели применения (надевать под доспех ) .
Развившаяся от набивного акетона, надеваемого под кольчугу, доспешная куртка или гамбезон (от англ. ) активно использовалась в Европе с начала XIV века . Однако, рассматривать её следует с двух позиций: как непосредственный элемент латного доспеха ( поддоспешник ), и как самостоятельный доспех.
Традиционно к гамбезону (во Франции прижилось название «пурпуэн») крепились плетёные льняные или шёлковые шнуры, которыми привязывались детали латного доспеха . Иногда такой вид одежды назывался «боевым камзолом». Такой камзол был неотъемлемой частью рыцарской экипировки, его надевали на нижнее бельё и под нагрудные латы либо кольчугу с нашитыми пластинами . Естественно, что в данном случае боевой камзол или доспешная куртка должна была быть подогнана по фигуре, чтобы предотвратить сильное смещение латных элементов. Но этого себе могли позволить не многие, ровно как и латный доспех. Зачастую пехотинец мог не иметь даже кольчуги, используя вместо неё грубо выделанный и более дешёвый поддоспешник . Таким образом гамбезон, многократно усиленный (по свойствам материала и слоям), в паре со шлемом, стал основным средством защиты обычного солдата в течение всего средневековья (вплоть до появления огнестрельного оружия ).
Как самостоятельный доспех (в Англии такой вариант получил название padded jack , буквально «подбитая куртка»; jack — солдатская кожаная куртка без рукавов), гамбезон делался из более плотных (толстых) материалов (предположительно, материалом для формы такого гамбезона служила кожа), и имел от 18 до 30 защитных слоёв .
В связи с развитием ролевых игр , а также реконструкторского движения , появилась необходимость в использовании и изготовлении поддоспешников в наши дни. На сегодняшний день существуют определённые ролевые мастерские, которые производят поддоспешники различных конструкций. Так как исторических данных на этот счёт катастрофически мало, большинство технологий и способов по изготовлению являются новаторскими. Наиболее часто встречающимися видами являются стёганные и набивные поддоспешники.
Стёганный поддоспешник ( он же «стегач» ) применяется для защиты торса и состоит из одного, двух, четырёх или шести слоёв . Такая многослойность обеспечивает ещё и защиту от удара, амортизируя его. Для создания используют несколько видов простёжки: продольную, поперечную, комбинированную или простёжку ромбом. Наиболее популярна так называемая ромбовидная простёжка, так как в этом случае ромб лучше держит куски ватина, не позволяя им тереться друг об друга во время различных деформаций ткани, скруток, сгибов и прочих, естественных для человека движениях. Однако, многие клубы исторической реконструкции предпочитают использовать продольную простёжку, как признак историчности.
Однослойный стегач является обычным лёгким поддоспешником. Он легко стирается (так как впитывает пот), и имеет низкие трудозатраты на изготовление. Четырёхслойный поддоспешник уже не так лёгок и имеют повышенную теплоизоляцию. Наиболее редко встречающимися являются шестислойные поддоспешники, так как если для прошивки предыдущих можно воспользоваться швейной машинкой, то прошивка шести слоев ватина (включая слои на подкладку, обшивку и обод) делается только вручную (по трудозатратам изготовление одной такой вещи равнозначно изготовлению трёх двухслойных стёганок).
Набивные поддоспешники (они же набивник или набивняк ) представляют собой сшитую из мешковины или кожи форму, заполненную до определённого уровня набивочным материалом (между внутренним и внешним слоем формы). Для набивки используются, например, ватин или пакля. К преимуществам набивного поддоспешника можно отнести его прекрасную амортизацию дробящих ударов (нанесённых тупым предметом) и увеличение веса, что немаловажно на различного рода турнирах (например, в бугурте ). К недостаткам относится хрупкость набивочной формы и отсутствие влагостойкости: набивочный материал может накапливать влагу, что усложняет его просушку, и ощутимо может увеличить вес изделия.