Русский мат
- 1 year ago
- 0
- 0
«Русский проект» — серия рекламных роликов , являющихся первой социальной рекламой , созданной на территории России с момента прекращения существования СССР . Серия состояла из двух сезонов и включала двадцать один ролик длиной от 1 до 3 минут. Ролики первого сезона демонстрировались на ОРТ с 1 апреля 1995 по 1996 год, второго — с 1996 по 1 марта 1997 года.
Продюсер проекта — Константин Эрнст ; режиссёр — Денис Евстигнеев ; сценарист — Пётр Луцик .
Короткие ролики демонстрировали сцены из жизни обыкновенных российских граждан с типичными для 1990-х годов проблемами , такими же как и у настоящих россиян . Демонстрировались такие простые чувства, как дружба, стойкость, выдержка, любовь. Затрагивались проблемы безденежья (ролик с рабочими фабрики « Гознака »), войны в Чечне (ролик в БМП и зимний ролик с путейщицами), алкоголизма (ролики в больнице «Продолжение следует» и «Время собирать камни»), связь поколений (ветеран в метро, троллейбус).
Также, помимо отдельных роликов, существовала так называемая сборка, где демонстрировались кадры, показывающие оптимистический финал некоторых сюжетов — возвращение сына из армии, встреча космонавтов в Москве, свадьба после выпускного, возвращение домой водителя и так далее.
Выпускной бал 1995 года в средней школе. После его окончания влюблённые парень ( Н. Татаренков ) и девушка ( М. Аниканова ) прогуливаются по ночному городу и становятся свидетелями ссоры семейной пары ( А. Збруев , А. Вертинская ), после которой муж выгоняет жену из автомобиля и в гневе уезжает. Девушка хочет отдать женщине выброшенную из машины шляпу, но та с улыбкой надевает шляпу девушке на голову и уходит .
Ролик построен на воспоминаниях Аллы Пугачёвой .
Примерно 1971 или 1972 год . Начинающая певица Алла Пугачёва ( К. Орбакайте ) выступает на своём первом сольном концерте и после его окончания плачет за кулисами. Импресарио ( В. Долинский ) убеждает её в том, что скоро она станет знаменитой, но Алла не верит этому и прикрикивает на плачущую здесь же дочь ( Никита Пресняков ): «Криська, молчи!»
Резкая смена плана: начало 1990-х , на летней эстраде выступает молодой коллектив. Среди зрителей — уже добившаяся успеха Примадонна.
Завершающий комментарий Аллы Пугачёвой: «Надо просто верить в себя, и всё получится» .
Работник « Гознака » Пашка ( Л. Куравлёв ) , насвистывая песенку, идёт по коридору. Дела сегодня не ладятся — из-за поломки подшипника удалось напечатать только 18 миллиардов рублей, тогда как коллега «сделал» 170 миллиардов. Расстроенный Пашка собирается пойти на занятия хора, но после недолгих уговоров товарищей ( , В. Гаркалин ) соглашается пойти пить пиво .
Жаркое лето. Две бабы- путейщицы ( Р. Маркова , Н. Мордюкова ) в оранжевых жилетах идут с кувалдами вдоль рельс, смотрят за их состоянием, забивая выпадающие костыли . Героиня Мордюковой открыто проявляет неприязнь к своей коллеге, в резких словах обсуждает её личную жизнь, несколько раз прямо в лицо называет её дурой. Вторая, не выдержав жаркой погоды и оскорблений, падает в обморок, на что первая резко реагирует: «Ну-ка, вставай! Ты что — окочурилась, что ли? Чёртова баба! На что ты мне такая дохлая нужна? Вставай!»
Придя в себя, женщина начинает плакать. В конце концов обе, обнявшись после всех переживаний, затягивают песню «Поехал казак на чужбину» .
1995 год. Вагон метро типа А . Пожилой человек ( З. Гердт ) стоит, прислонившись к двери вагона, и задумчиво смотрит сквозь стекло в темноту туннеля — он вспоминает .
Воспоминание 1. 1940-е годы , такой же вагон метро, счастливые лица пассажиров, слышна мелодия победной песни « От Москвы до Бреста ». Молодой военный на костылях и молодая женщина ( К. Качалина ) стоят возле двери и, улыбаясь, смотрят друг на друга. Герой поворачивается к двери, дышит на стекло и пишет пальцем: «Я люблю тебя 1945».
Воспоминание 2. 1968 год . Вагон метро типа Д . Кто-то читает « Литературку ». Камера останавливается на девочке, которая сидит и плачет. Главный герой — тот же военный, теперь мужчина средних лет, надев на руку театральную куклу, обращается к девочке: «Не плачь! Я тебя люблю!» А поезд в это время приезжает на станцию « Электрозаводская » [ уточнить ] .
Снова 1995 год. Пожилой человек продолжает смотреть в темноту туннеля. Внезапно на стекле, запотевшем от его дыхания, проступают написанные им когда-то слова — «Я люблю тебя 1945». Он поднимает руку и исправляет «1945» на «1995».
Красная площадь . Пост № 1 . Неподвижно стоит часовой ( А. Кравченко ). Напротив него, за ограждением — толпа зрителей в ожидании боя курантов . Среди толпы — женщина провинциального вида, мать часового ( Н. Усатова ). Она громко рассказывает ему о деревенских новостях, о погоде, о картошке, говорит, что привезла ему варенье. Потом, видя, что сын не реагирует, громко сокрушается: «Не слышит!» Один из стоящих рядом ( И. Золотовицкий ) обращается к часовому: «Дима, ну хоть бы рукой махнул матери!» Этот призыв подхватывают другие люди, в том числе иностранные туристы. Часовой плачет — борьба с желанием помахать маме вступает в противоречие с долгом часового — стоять неподвижно. Толпа скандирует: «Дима, помаши маме!» Наконец Дима улыбается и сначала робко, а потом без стеснения машет рукой. Зрители аплодируют. Слышен бой курантов, который заставляет Диму снова принять неподвижность .
Студент мединститута ( Е. Стычкин ) идёт по коридору и подходит к двери, из-за которой слышны женские голоса — студентки празднуют чей-то день рождения и рассказывают о своих мечтах (среди них Н. Гришаева , ). За дверью в это время студент дает напутствие белой крысе по кличке Склифосовский и подбрасывает её в комнату. При виде крысы девушки с криками убегают, а студент пирует на покинутом застолье, подкармливает и хвалит крысу за хорошо сделанную работу: «Лопай, лопай, Склифософский! Заслужил...» .
В утренних сумерках по центральным улицам Москвы едет абсолютно пустой троллейбус СВАРЗ — к 90-м годам уже снятый с маршрутов. Пожилой водитель ( О. Ефремов ) добросовестно объявляет остановку в пустой салон: «„ Сивцев вражек “, следующая — „ Пречистенка “». На следующей остановке из близлежащего подъезда выходит девушка на роликовых коньках и, не заходя в троллейбус, цепляется зонтиком за лестницу на задней стенке. Вместе они едут. Девушка отцепляется от троллейбуса около МГУ . Водитель, наверное, уже не раз подвозивший таким образом девушку, сигналит, девушка машет ему в ответ .
Вид из космоса: станция « Мир » на фоне Земли . Двое космонавтов ( Н. Михалков , В. Машков ) внутри станции смотрят вниз на Землю через иллюминатор и играют в « города ». Медленно проплывающая под ними Земля. Космонавты произносят названия российских городов: «Москва» — « Архангельск » — « Кустанай » — « Йошкар-Ола ». Старший ухмыляется: «Это где ж такое? Что-то я не знаю такого города!», на что младший указывает ему месторасположение оного («по правому берегу Волги , напротив Чебоксар ») и упоминает, что там проживает его брат. Игра продолжается: « Нарым » — «Москва». Старший опять с усмешкой подмечает: «Москва уже была!» и предлагает вариант « Самара ». Младший возражает: «Так это на С?», на что старший космонавт намекает ему: «Да вон ведь пролетаем над Самарой», и добавляет: «А в Самаре самые красивые девушки». Второй отвечает: «Самые красивые девушки в Новгороде ». «Нет, самые красивые девушки в Самаре! А сады — знаешь, какие сады в Самаре? И мама моя там живёт». Снова вид Земли из космоса. Слышен голос по радиосвязи: «„Первый“! „Первый“! Это „Земля“. Вы меня слышите? Почему отключили связь? Приём!» Старший отвечает: «Это „Первый“. У нас всё нормально. Начинаем работу», после чего игра продолжается …
Поле, комбайны убирают зерно. Надвигается гроза. Водитель ГАЗа ( Е. Сидихин ), подъехавший за зерном, интересуется у комбайнёра ( Н. Олялин ) — сможем ли убрать до дождя. Комбайнёр сначала сомневается, но потом говорит, что, может, и уберём. Затем комбайнёр дарит водителю зайца , которого он чуть не задавил комбайном, и предлагает подарить его дочке водителя. Водитель возвращается с поля домой. На сиденье рядом смирно сидит заяц, на панели прикреплена фотография дочери. Водитель немного задумывается, потом вслух утвердительно произносит: «Не, уберём!»
Показывается развитие некоторых предыдущих сюжетов: улыбающиеся космонавты на орбите ( Н. Михалков , В. Машков ), свадьба бывших школьников, вернувшийся домой часовой ( А. Кравченко ) встречается с матерью ( Н. Усатова ), водитель ГАЗа ( Е. Сидихин ) приезжает домой и вручает зайца дочери, приветливо улыбается водитель троллейбуса ( О. Ефремов ), нарядные бабы ( Р. Маркова , Н. Мордюкова ) едут на дрезине и поют песню, космонавты докладывают на Землю, о том, что всё в порядке .
Зима, поле, всё занесено снегом. Четверо мужиков, среди них водитель ГАЗа ( Е. Сидихин) и комбайнёр ( Н. Олялин ) сидят возле строения, похожего на зерносушилку, и рассуждают, чем бы заняться. По-видимому, они кого-то давно ждут и в ожидании переделали все возможные дела. Из-за холма появляются пять снегоходов. Радостные мужики едут на автомобиле ЗИЛ по снегу. Обогнав снегоходы, автомобиль с разгона совершает прыжок через холмик, сразу за которым проваливается в снег. Один из мужиков ( А. Булдаков ) поднимается на сугроб и просит людей на снегоходах помочь вытащить грузовик. Последний кадр — современные снегоходы тянут древний ЗИЛ из сугроба .
Казахстан , степь, зима. Стоит юрта, по радио слышна песня «Самара-городок» в исполнении Розы Баглановой . Неожиданно падает спускаемая капсула, чудом не задев юрту и привязанных коней. Пожилой пастух ( Б. Бейшеналиев ) с ружьём идёт посмотреть, что случилось. Сквозь иллюминатор он видит космонавтов. Далее показывают юрту внутри, космонавты сидят на почётном месте и едят плов. С хозяином рядом сидят нарядно одетая девушка и маленький мальчик. Хозяин спрашивает, были ли космонавты на Луне , старший космонавт отвечает, что не были. Старик рассказывает свою историю о неудачной поездке в райцентр и задает риторический вопрос : «Дома лучше?» Космонавты с ним соглашаются: «Дома всегда лучше». В этот момент поисковая экспедиция обнаруживает спускаемую капсулу .
Пожилые пациенты ( О. Ефремов , О. Табаков , Л. Дуров , В. Кикабидзе ) сидят на подоконниках в помещении старой больницы. Пролетарий (Табаков) и Интеллигент (Дуров) спорят о том, как следует правильно употреблять водку - теплую или холодную и под какую закуску. Герой Ефремова встревает в разговор и делится своим двойственным отношением к водке. Утром, когда умираешь и не можешь смотреть на «неё», уже неважно, что и как пить, поэтому надо пить всё: «Надо взять — и выпить. И опять ты дышишь! Ты — живёшь!» На фоне произносящего откровение Ефремова молчавший весь ролик Кикабидзе крестится .
Пациенты ( О. Ефремов , О. Табаков , Л. Дуров , В. Кикабидзе ) продолжают обсуждать культуру употребления алкогольных напитков. Герои Табакова и Дурова всё так же спорят, но теперь уже о пиве. Герой Кикабидзе оскорбляется тем, что его не приглашают в беседу, и пытается доказать, что вино ничуть не хуже: «Вино — это воздух, огонь и женщины!» На слове о женщинах появляется врач ( Г. Волчек ), по ней видно, что она их всех хорошо знает и они ей приятны, но затем она напускает на себя суровый вид и отправляет «мальчиков» из «третьей урологии» — на анализы. Последний кадр — «мальчики» удаляются по коридору под бравурную музыку « Полёта валькирий » Рихарда Вагнера .
Семейная пара ( Е. Сафонова , А. Феклистов ) приезжает забрать из детского дома их приёмную дочь . В кафе , куда они позже заезжают, девочка обращается к своей приёмной матери и в порыве благодарности дарит ей припасённое на груди «золотое» колечко, сделанное из проволоки. Мама надевает его на палец и плачет. Девочка жалеет её, мама обнимает дочку и улыбается, после чего обеих обнимает отец .
Снова пожилой человек ( З. Гердт ) в метро. На станции « Пушкинская » он видит оркестр играющих « Прощание славянки » пожилых людей. Ему вспоминается, как в военные годы под эту песню уходил он из госпиталя на фронт, и как догнала его, чтобы попрощаться, молоденькая медсестра ( К. Качалина ), возможно, спасшая в госпитале ему жизнь .
Бабы-путейщицы ( Р. Маркова , Н. Мордюкова ) идут вдоль железной дороги из магазина, обсуждая домочадцев, в частности, героиня Риммы Марковой сожалеет, что подруга отговорила её покупать халву для Фёдора Андреевича. Та нарочно подзадоривает её, говорит, что мужикам не нужно потакать в их капризах, а надо пороть ремнём или крапивой. Мимо проезжает эшелон с солдатами. Бабам при их виде моментально становится жалко своих мужчин. Становится понятно, что они говорили о внуках .
Солдат, бывший кремлёвский часовой ( А. Кравченко ), воюет в Чечне , готовится к своему первому бою. Командир ( В. Гостюхин ) подбадривает его: «А ты кричи, легче будет». Даётся команда: «Приготовиться к атаке». Экипаж БМП вступает в бой .
Концерт группы « ДДТ ». Юрий Шевчук исполняет песню «Далеко, далеко». Среди зрителей оказываются глухонемые парень с девушкой, которые признаются друг другу в любви .
Показывается развитие некоторых предыдущих сюжетов: родители гуляют с приёмной дочерью, мужики катаются по полю на снегоходах, бабы-путейщицы моют внука, бойцы в БМП отдыхают после боя, и бывший кремлёвский часовой подбадривает новобранца (это молодой человек из самого первого сюжета «Берегите любовь» — Н. Татаренков ), космонавтов торжественно встречают в Москве (героя Н. Михалкова встречают жена и дочь, в роли которых снялись Надя Михалкова и Т. Михалкова ). Наряду с этим показываются и обычные люди, идущие по улице .
Крылатые фразы из роликов, вошедшие в фольклор:
Пародии на «Русский проект» показывались в телепередачах « Джентльмен-шоу », « Раз в неделю » (в обеих программах пародии выходили под названием «Новорусский проект») и « Городок » («Чисто русский проект»). Это последнее название (произносимое с характерной « новорусской » интонацией) вошло в фольклор, как и фигурировавшее в пародии имя «Константин Ёпрст» (аллюзия на Константина Эрнста ).