Interested Article - Насилие над женщинами

Насилие над женщинами — индивидуальные или коллективные насильственные действия, совершаемые преимущественно или исключительно в отношении женщин . Как и преступления на почве ненависти , такое насилие направлено на конкретную группу и его основным мотивом является гендерная принадлежность жертвы.

По определению ООН , насилие в отношении женщин — это «любой акт насилия , совершённый на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический , половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни» .

История насилия над женщинами

Сожжение ведьм, XIV век

История насилия против женщин размыто описана в научной литературе. Отчасти по причине того, что в силу социальных норм, табу, стигм и деликатного характера этих проблем многие виды такого насилия (а именно, изнасилования, сексуальные нападения и домашнее насилие) не регистрируются, и статистика по ним оказывается заниженной . Эта проблема распространена до сих пор, и отсутствие надёжных и непрерывающихся данных затрудняет исследования насилия над женщинами и составление общего представления о нём в историческом контексте . Хотя история насилия над женщинами трудно отслеживается, можно утверждать, что это насилие было широко распространено, допустимо и легализовано на протяжении всей истории человечества . Примерами могут послужить такие факты как присутствующее в римском праве разрешение мужьям наказывать жён вплоть до состояния, близкого к смерти , охота на ведьм , поощряемая и церковью и государством , присутствовавшее в Английском праве XVIII века разрешение мужчинам наказывать их жён при помощи палок «не толще, чем их большой палец». Такая форма наказания преобладала в Англии и Америке вплоть до конца XIX века . Некоторые специалисты считают, что история насилия над женщинами связана с историей отношения к женщинам как к собственности и с гендерной ролью , предписывающей им подчиняться мужчинам, а также другим женщинам . Зачастую для прояснения вопросов масштабов и истории насилия над женщинами используется конструкт патриархата , в котором существует твёрдо закреплённая модель гендерного неравенства .

В Декларации об искоренении насилия в отношении женщин , принятой ООН в 1993 году, говорится, что «насилие в отношении женщин является проявлением исторически сложившегося неравного соотношения сил между мужчинами и женщинами, которое привело к доминированию над женщинами и дискриминации в отношении женщин со стороны мужчин, а также препятствует всестороннему улучшению положения женщин, и что насилие в отношении женщин является одним из основополагающих социальных механизмов, при помощи которого женщин вынуждают занимать подчинённое положение по сравнению с мужчинами» . На сегодняшний день необходимо признать, что эта форма насилия существует повсеместно и «нет в мире региона, страны и культуры, где женщинам была бы обеспечена свобода от насилия» . Обращает на себя внимание тот факт, что насилие над женщинами особенно распространено в развивающихся странах и частях мира. Например, в Индии , Пакистане , Бангладеш , Шри-Ланке и Непале распространены убийства из-за приданого и сожжение невесты; в Юго-Восточной Азии , в частности, в Камбодже , распространено обливание кислотой ; на Среднем Востоке и в Южной Азии — убийства чести; в отдельных регионах Африки , Среднего Востока и Азии женское обрезание ; в Эфиопии , Центральной Азии и на Кавказе похищение невест ; в определённых частях Чёрной Африки и Океании — насилие, связанное с уплатой выкупа за невесту (такие формы как жестокость, торговля людьми и брак по принуждению) . Некоторые регионы уже не ассоциируются с насилием над женщинами, однако, ещё совсем недавно это было обычной практикой. К примеру, убийства, связанные с честью в Южной Европе . В Италии вплоть до 1981 года Уголовный кодекс рассматривал как смягчающее обстоятельство соображения чести в делах об убийстве женщины или её сексуального партнёра . Тем не менее использование доводов, основанных на культурных традициях, для оправдания специфических форм насилия, может легитимизировать акты насилия над женщинами. Остаётся открытым вопрос о том, каким образом культурные традиции, местные обычаи, социальные ожидания, а также различные интерпретации религии могут взаимодействовать с определёнными злоупотреблениями . Социальные группировки из большого количества стран оправдывают совершаемые ими акты насилия над женщинами культурными традициями и апеллируют к необходимости защиты культурного наследия, однако подобные высказывания сомнительны, поскольку исходят от различных политических лидеров или имеющих власть персон, но не от женщин, по отношению к которым совершается насилие .

История противостояния насилию над женщинами на международном уровне включает в себя следующие важные события:

Влияние на общество

Согласно отчётам Всемирной Организации Здравоохранения , насилие над женщинами увеличивает издержки системы здравоохранения, поскольку женщины, пережившие насилие, больше нуждаются в медицинской помощи, в том числе дорогостоящей, по сравнению с женщинами, не подвергавшимися насилию . Многочисленные исследования подтверждают наличие связи между насилием над женщинами и международным насилием. Как показывают эти исследования, жестокое обращение с женщинами в обществе является одним из самых надёжных прогнозирующих параметров для насилия на государственном и межгосударственном уровне .

Насилие на различных возрастных стадиях жизни женщины

В докладе ЮНИСЕФ «Женщины в переходный период» предлагается следующая классификация насилия над женщинами в соответствии с возрастными стадиями их жизни .

Жизненный период Вид насилия
Младенчество Убийство новорожденных девочек ; моральное и сексуальное надругательство, физическое насилие; неравный доступ к питанию и медицинскому обслуживанию
Детство Ранние браки; женское обрезание ; сексуальные посягательства и психологические издевательства со стороны родственников и незнакомых людей; неравный доступ к питанию и медицинскому обслуживанию; детская проституция и порнография
Подростковый возраст Насилие во время свиданий и при ухаживании; принуждение к сексуальным контактам путём экономического давления; инцест ; сексуальные домогательства на рабочем месте; изнасилование ; изнасилование жены мужем; принудительная проституция и порнография; торговля женщинами; принудительная беременность
Репродуктивный возраст Насилие со стороны партнёра; изнасилование жены мужем; жестокое обращение и убийство из-за приданого; убийство партнёром; психологические издевательства; сексуальные домогательства на рабочем месте; сексуальные посягательства; изнасилование; принудительная проституция и порнография; торговля женщинами; злоупотребления в отношении женщин-инвалидов
Пожилой возраст Сексуальные посягательства; психологические издевательства и физическое насилие

Виды насилия над женщинами

Домашнее насилие

Наиболее высокому риску насилия женщины подвергаются со стороны людей, с которыми их связывают близкие отношения, прежде всего со стороны интимных партнёров. Удельный вес домашнего насилия в насилии над женщинами в целом можно оценить по следующему примеру: от 40 до 70 % убийств женщин совершаются их мужьями или партнёрами . Домашнее насилие может принимать форму не только физического, но также психологического и вербального насилия . Женщины, пострадавшие от насилия со стороны интимного партнёра , часто не заявляют о насилии в полицию, поэтому многие эксперты считают, что реальный масштаб проблемы плохо поддаётся оценке . Для женщин риск погибнуть от руки интимного партнёра значительно выше, чем для мужчин. В США в 2005 году интимными партнёрами были убиты 1181 женщина и 329 мужчин . В Англии и Уэльсе партнёры или бывшие партнёры ежегодно убивают около 100 женщин, при этом в 2010 году был убит 21 мужчина . Во Франции в 2011 году партнёрами или бывшими были убиты 122 женщины и 24 мужчины .

В январе 2008 года исполняющий обязанности начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенант милиции Михаил Артамошкин в интервью газете «Щит и меч» сообщил, что «По статистике, ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких и 3 тысячи женщин убивают своих мужей или партнеров, причем в 9 из 10 случаях — когда женщина подвергалась систематическим избиениям и насилию».

Насилие в близких отношениях возникает также в отношениях между женщинами, в частности между матерями и дочерьми, в лесбийских отношениях, между соседками по комнате или квартире .

Причины домашнего насилия

Существует несколько подходов к причинности насилия в отношении женщин. Индивидуалистические (психологические) подходы фокусируются на личности агрессора или жертвы и рассматривают насилие с точки зрения индивидуального выбора, характеристик, интересов, биологии, генетики, патологий. Например теория о выученной беспомощности, разработанная (1983) . Выученная беспомощность относится к состоянию психики , в котором поведение согласуется с восприятием того, что действия не влияют на результаты. Таким образом, человек не проявляет инициативу, даже если существуют возможности для изменения ситуации . Хотя эта теория была разработана как феминистское объяснение, в настоящее время эта теория широко критикуется как редукционистская. В простейшей форме она не учитывает многие рациональные социальные, экономические и культурные факторы, которые могут привести к домашнему насилию. Некоторые исследователи первопричиной насилия считают то, что мужчины, совершающие насилие, страдают от психических расстройств (расстройств личности, алкогольной или наркотической зависимости) . Данный подход часто критикуется, поскольку не учитывает гендерный фактор, а также не объясняет, почему мужчины проявляют агрессию только к определённым женщинам, а не ко всем окружающим .

Теория социального научения основывается на идее, что человек усваивает определённые модели поведения из своего ближайшего окружения. Соответственно, мужчины, выросшие в обстановке насилия в семье, будут воспроизводить агрессивные модели поведения. Если человек вырос в обстановке с четко закрепленными социальными ролями, он будет воспринимать насилие в семье как адекватную модель поведения в случае конфликта. Когда насильственные паттерны закрепляются не только внутри семьи, но и в обществе в целом, мужчина нормализует агрессивное поведение, а женщина нормализует свою виктимизацию .

Комплексный подход, основанный на теории экологических систем Ури Бронфенбреннера , рассматривает насилие как многогранное явление, основанное на взаимодействии индивидуальных и социокультурных факторов. Феномен насилия можно анализировать на четырёх уровнях. Первый уровень — индивидуальный, характеризует межличностные отношения . На индивидуальном уровне причинами насилия могут стать личностные установки, взгляды, опыт насилия в семье, а также проблемы на уровне физического и психологического здоровья. Второй уровень — семья. На формирование насильственных паттернов внутри семьи влияют модели взаимоотношений между родителями, организация семейной жизни и распределение ролей внутри семьи. Семья неразрывно связана со следующим уровнем — социоструктурным, который охватывает общественные институты, формальные и неформальные социальные структуры. На данном уровне важным фактором является социальное неравенство внутри сообщества, а также такие экономические факторы, как безработица. На домашнее насилие могут также повлиять нормы сообщества и то, как оно относится к проблеме (например, работа правоохранительных органов). Четвёртый уровень — макросистема представляет общественные установки, пронизывающие культуру в целом. В контексте домашнего насилия в отношении женщин данными установками являются сексизм , традиционное разделение социальных ролей и общая толерантность к насилию в обществе .

Культурный подход основывается на том, что наша нормативная социальная система обеспечивает контекст, в котором насилие мужчин по отношению к женщинам становится нормой. Поскольку культура первична, именно нормы и ценности, конструирующие понятия феминности , маскулинности и семьи становятся причиной насилия мужчин по отношению к своим партнерам. Считается, что опыт и поведение мужчин и женщин основаны на социокультурном наследии, в котором они живут, и именно эти идеологические ограничения могут стать причиной насилия. Эта точка зрения предполагает, что мужское насилие в семье не столько ненормально, сколько является результатом существующих норм и ценностей. С этой точки зрения насилие в отношении женщин нельзя отделить от социального контекста, в котором оно происходит, и от того, что считается нормальным и приемлемым социальным и внутрисемейным поведением .

Феминистские исследовательницы вносят большой вклад в развитие теоретических подходов к проблеме домашнего насилия. Поддерживающие насилие убеждения и ценности имеют фундаментальную связь с насильственным поведением в отношении женщин как на индивидуальном, так и на общественном уровне . Существует несколько феминистских подходов к проблеме домашнего насилия в отношении женщин. Теория зависимости анализирует влияние социально-экономических ресурсов женщины на насилие. Данная теория анализирует, насколько низкие возможности и многочисленные ограничения связанные с положением женщин в социально-экономической структуре влияют на контроль женщин над своей жизнью, делая их зависимыми от своих партнеров-мужчин и повышая вероятность подвергнуться насилию . Основной причиной насилия становится патриархальная структура власти , которая проявляется либо как культурная система сексистского доминирования, либо как социально-экономическая структура уязвимости, каждая из которых может привести к виктимизации женщин.

Теория обмена уделяет основное внимание ресурсам женщин по сравнению с ресурсами мужчин. Данная теория анализирует, как ресурсы способствуют проявлению власти теми, у кого её больше . Таким образом, мужчины применяют насилие к женщинам «потому что могут». Теория обмена считает подчиненное положение женщины фактором, который делает насилие со стороны доминирующего партнёра возможным. В патриархальной системе подчинение женщин оказывается основным элементом и главной экзогенной причиной насилия .

Теория несоответствия статусов основывается на том, что различия в профессиональном и образовательном уровне, подрывают традиционные патриархальные роли, приводя к насилию над женщинами . Насилие — это не просто результат сексистской культурной системы господства: это ключевое выражение системы власти, на которой основан патриархат. Когда патриархальный баланс сил остается неизменным, он проявляется в сексизме или зависимости, но, когда партнер-мужчина имеет более низкий социально-экономический статус или меньше ресурсов, чем его жена, насилие служит для восстановления традиционного порядка . Некоторые ученые объединяют зависимость и непоследовательность статуса в рамках единой теории ресурсов. Наличие ресурсов у женщины сдерживает насилие, но когда они превышают ресурсы партнера, они вызывают бурную реакцию мужчины . В совокупности объяснения, построенные на теории несоответствия статуса, способствуют представлению о патриархате как о многомерной структуре власти, которая подчиняет женщин различными способами. Ни в одном из них не требуется прибегать к насилию, но оно проявляется как окончательное средство установления подчинения. Насилие — это, во-первых, результат сексистской культуры, очерняющей женщин; во-вторых, это результат структуры ресурсов, ставящей женщин в невыгодное положение; и, в-третьих, средство восстановления подчинения, когда оно оспаривается . По мнению некоторых феминистских исследователей, традиционная семья с мужчиной во главе и строгим распределением гендерных ролей способствует сохранению патриархального строя. Таким образом, насилие в отношении женщин является результатом подчиненного положения, которое женщины занимают в социальной структуре, и это подчинение является культурным наследием традиционной семьи .

Несмотря на то, что феминистские исследователи могут руководствоваться положениями любых вышеперечисленных подходов, главная отличительная черта феминистского подхода состоит в том, что первопричиной насилия в отношении женщин считается структура общественных отношений в доминируемой мужчинами ( патриархальной ) культуре .

Групповое насилие

Иногда женщины подвергаются насилию со стороны групп людей. В 2010 году «Международная Амнистия» сообщила о групповых сексуальных нападениях на одиноких женщин в городе Хасси-Мессауд в Алжире . По информации правозащитников, пострадавшие подверглись нападениям не только потому, что были женщинами, но также потому, что были одинокими и экономически независимыми .

Насилие как часть национальных обычаев

Во многих странах существуют традиции и обычаи, связанные с насилием над женщинами. Это, в частности, калечащие операции на женских половых органах , принуждение к браку, включая похищение невесты , убийства чести .

В России, по данным экспертов, несколько тысяч женщин ежегодно выходят замуж не по своей воле . Хорошо известны случаи похищения невест на Кавказе, но они также происходят и в других регионах . Известны также случаи убийств во имя «чести» в Чечне , Дагестане , Краснодарском крае .

Государственное насилие

Война и милитаризм

Милитаризм ведёт к росту насилия над женщинами. С древнейших времён войны сопровождаются изнасилованиями . Во время войны оккупационные власти нередко принуждают женщин к проституции или сексуальному рабству .

Рафаэль Гругман в книге Женщина и война. От любви до насилия рассказал о массовых военных изнасилованиях во время Второй мировой войны, этим запятнали себя абсолютно все армии гитлеровской и антигитлеровской коалиции, об изнасилованиях «своих» и «чужих» женщин, о принуждении к проституции, солдатских борделях, «детях войны», родившиеся на оккупированных территориях, и отметил три характерных признака военных изнасилований.

Первый — публичность. Их совершают открыто, в полной уверенности во вседозволенности. Страх наказания отсутствует, насильник в военной форме не считает преступными свои действия.

Второй — групповое изнасилование. Оно, по мнению насильников, «сплачивает коллектив» (так же как и совместное распитие спиртного). «Герои», не опасаясь венерических болезней, гордо именуют себя «молочными братьями».

Третий признак — убийство женщины после сексуального насилия. Если первые два признака спровоцированы нарушением демографического дисбаланса, необходимостью сексуальной разрядки и временным помутнением разума — движущей силой является алкоголь и избыток мужских половых гормонов, — то убийство изнасилованной женщины — преступление, которому нет оправдания <…>

Массовые военные изнасилования происходили в войнах на рубеже двадцатого и двадцать первого века.

Во время балканских войн, боснийская война (1992-95) и в Косово (1996-99), по оценкам Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), десятки тысяч женщин и девочек стали жертвами изнасилований — по разным источникам, только в боснийской войне — от 20 до 50 тысяч. Большинство из них мусульманки <…>

В 2001 году Международный трибунал по бывшей Югославии признал систематическое массовое изнасилование женщин преступлением против человечества

Полиция и представители власти

В случаях, когда сотрудники полиции злоупотребляют своим положением и осуществляют физическое или сексуальное насилие над женщинами, потерпевшим значительно труднее заявить о совершённом насилии . Российские правозащитники сообщают о многочисленных случаях психологического, физического и сексуального насилия над женщинами со стороны сотрудников правоохранительных органов .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 17 января 2013. 4 марта 2013 года.
  2. Krug, Etienne G; Mercy, James A; Dahlberg, Linda L; Zwi, Anthony B (October 2002). «The world report on violence and health». The Lancet360 (9339): 1083—1088. от 1 февраля 2014 на Wayback Machine
  3. Watts, Charlotte; Zimmerman, Cathy (April 2002). «Violence against women: global scope and magnitude». The Lancet 359 (9313): 1232—1237. от 1 февраля 2014 на Wayback Machine
  4. UN General Assembly. « от 1 февраля 2014 на Wayback Machine ». United Nations. Retrieved 2 December 2013.
  5. (англ.) . www.pbs.org . Дата обращения: 12 сентября 2020. 10 июня 2022 года.
  6. Stedman, Berne. (англ.) . Virginia Law Register (1917-1918). Дата обращения: 12 сентября 2020.
  7. Penelope Harvey & Peter Gow Sex and violence : issues in representation and experience (1994) pg 36 Routledge ISBN 0-415-05734-5 .
  8. (англ.) . Дата обращения: 18 января 2014. Архивировано из 18 февраля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 18 января 2014. Архивировано из 17 июля 2013 года.
  10. Ahand Kirti, Prateek Kumar, Rachana Yadav. от 18 февраля 2015 на Wayback Machine . International Journal of Criminal Justice Sciences. Vol. 6, Is. 1&2, 2011
  11. Дата обращения: 18 января 2014. 24 сентября 2015 года.
  12. Uma Narayan, Cross‐Cultural Connections, Border‐Crossings, and «Death by Culture»: Thinking about Dowry‐Murders in India and Domestic‐ Violence Murders in the United States. In Dislocating Cultures: Identities, Traditions and ThirdWorld Feminism (New York: Routledge, 1997): 83—117.
  13. UN Women. « от 24 сентября 2023 на Wayback Machine ». UN Women. Retrieved 2 December 2013.
  14. от 24 декабря 2013 на Wayback Machine . World Health Organization
  15. Maffly, Brian (21 March 2009). 2 февраля 2010 года. The Salt Lake Tribune
  16. [Matthew Stearmer, Chad F. Emmett. The Great Divide: Revealing Differences in the Islamic World Regarding the Status of Women and its Impact on International Peace. от 19 января 2019 на Wayback Machine ]
  17. ЮНИСЕФ (1999 год), « от 7 сентября 2015 на Wayback Machine ». Региональный мониторинговый доклад № 6, Флоренция: Международный центр развития ребёнка ЮНИСЕФ.
  18. от 19 марта 2013 на Wayback Machine World Health Organization. 2002.
  19. A Pourreza; A Batebi; A Moussavi (2004). от 28 февраля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3886 дней] — , ) Iranian Public Health Journal 33 (2): 33-37.
  20. от 11 февраля 2007 на Wayback Machine Centers for Disease Control and Prevention. 2006.
  21. Дата обращения: 4 октября 2017. Архивировано из 29 января 2010 года.
  22. от 19 января 2019 на Wayback Machine BBC. 13 April 2011.
  23. Дата обращения: 17 января 2013. Архивировано из 20 марта 2012 года.
  24. . МВД РФ (24 января 2008). Дата обращения: 27 февраля 2019. Архивировано из 22 июля 2010 года.
  25. Girshick, Lori B., «No Sugar, No Spice: Reflections on Research on Woman-to-Woman Sexual Violence.» Violence Against Women Vol. 8 No. 12, December 2002, pgs. 1500—1520.
  26. // Family Process. — 1983-12. — Т. 22 , вып. 4 . — С. 555–555 . — ISSN . — doi : .
  27. Rebecca Knibb. // Psychology & Health. — 2004-10. — Т. 19 , вып. 5 . — С. 685–687 . — ISSN . — doi : .
  28. Arthur J. Lurigio. // Criminal Justice Review. — 2007-12. — Т. 32 , вып. 4 . — С. 449–451 . — ISSN . — doi : .
  29. Walter DeKeseredy, Martin Schwartz. . — 2020-05-28. — doi : .
  30. Donna M. Grandbois. // Journal of Family Violence. — 2004-10. — Т. 19 , вып. 5 . — С. 327 . — ISSN . — doi : .
  31. James F. Anderson, Kimberly Kras. // Women & Criminal Justice. — 2005-10-01. — Т. 17 , вып. 1 . — С. 99–124 . — ISSN . — doi : .
  32. Frances Degen Horowitz. // Science. — 1980-02-08. — Т. 207 , вып. 4431 . — С. 634–635 . — ISSN . — doi : .
  33. Bonnie E. Carlson. // Social Service Review. — 1984-12. — Т. 58 , вып. 4 . — С. 569–587 . — ISSN . — doi : .
  34. DAMIAN O'NEILL. // Violence Against Women. — 1998-08. — Т. 4 , вып. 4 . — С. 457–490 . — ISSN . — doi : .
  35. LORI L. HEISE. // Violence Against Women. — 1998-06. — Т. 4 , вып. 3 . — С. 262–290 . — ISSN . — doi : .
  36. A Heflin. // Clinical Psychology Review. — 1993. — Т. 13 , вып. 7 . — С. 691–692 . — ISSN . — doi : .
  37. Jinseok Kim, Karen A. Gray. // Journal of Interpersonal Violence. — 2008-02-21. — Т. 23 , вып. 10 . — С. 1465–1482 . — ISSN . — doi : .
  38. George W. Hoskins, D. Finkelhor, R. J. Gelles, G. T. Hotaling, M. A. Straus. // Family Relations. — 1985-01. — Т. 34 , вып. 1 . — С. 142 . — ISSN . — doi : .
  39. Hyman Rodman. // Journal of Comparative Family Studies. — 1972-04-01. — Т. 3 , вып. 1 . — С. 50–69 . — ISSN . — doi : .
  40. Kristi L. Hoffman, David H. Demo, John N. Edwards. // Journal of Marriage and the Family. — 1994-02. — Т. 56 , вып. 1 . — С. 131 . — ISSN . — doi : .
  41. Greer Litton Fox, Michael L. Benson, Alfred A. DeMaris, Judy Wyk. // Journal of Marriage and Family. — 2002-08. — Т. 64 , вып. 3 . — С. 793–807 . — ISSN . — doi : .
  42. Jorge Rodríguez-Menés, Ana Safranoff. // European Journal of Criminology. — 2012-11. — Т. 9 , вып. 6 . — С. 584–602 . — ISSN . — doi : .
  43. DEL MARTIN. // On Violence. — Duke University Press, 2007-12-06. — С. 255–260 .
  44. // W♀men at Risk: Domestic Violence and Women's Health. — 2455 Teller Road,  Thousand Oaks  California  91320  United States: SAGE Publications, Inc.. — С. 192–200 .
  45. 3 сентября 2011 года. Amnesty International.
  46. Ни закона, ни справедливости: Насилие в отношении женщин в России. // Под ред. Марины Писклаковой-Паркер и Андрея Синельникова. — М.: Эслан, 2010 г.
  47. . Дата обращения: 19 января 2013. 20 июня 2012 года.
  48. Levinson, Bernard M (2004). Gender and Law in the Hebrew Bible and the Ancient Near East. p. 203. ISBN 978-0-567-08098-1 .
  49. Рафаэль Гругман, Женщина и война. От любви до насилия — Москва: Алгоритм, 2018, стр.78
  50. Рафаэль Гругман, Женщина и война. От любви до насилия — Москва: Алгоритм, 2018, стр.348-355
  51. Barbara Laker and Wendy Ruderman, hosted by Terry Gross (3 May 2010). от 4 марта 2011 на Wayback Machine Fresh Air. NPR. WHYY.

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3886 дней] — , )
  • Беньямин Кнаак. . Профиль (7 марта 2014). Дата обращения: 29 марта 2014. Архивировано из 29 марта 2014 года.
Источник —

Same as Насилие над женщинами