Interested Article - Трезвость
- 2020-01-25
- 1
Трезвость — непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ .
В переносном значении трезвость означает здравую рассудительность, свободу от самообмана , иллюзий («трезвость суждений», «трезвость ума») .
Похожий термин используется в специализированных организациях наподобие Анонимных алкоголиков (АА) , где, однако, под ним понимается много дополнительных специфических условий, таких как «достижение и поддержание человеком общего контроля и равновесия в жизни» . В отличие от других организаций, АА ставит своей целью обретение трезвого образа жизни лишь для тех членов общества, которые страдают болезненной зависимостью от алкоголя и признали своё бессилие перед алкоголем .
Борьба за трезвость в дореволюционной России
Первое трезвенное движение в 1858—1859 годах
В домосковской Руси пьянства как такового не было [ источник не указан 670 дней ] , так как русские употребляли слабоалкогольные напитки: брагу , мёд , пиво , квас (крепостью от 1 до 6 градусов ), причём редко, лишь во время больших праздников [ источник не указан 670 дней ] . Опьянение от слабоградусных напитков несильно и действует непродолжительное время. Привозное (из Византии ) вино было очень дорогим, поэтому малодоступным.
Положение резко изменилось после введения Иваном Грозным вместо привычных корчем (где можно было поесть и выпить) кабаков , которые были только питейными заведениями. Каждый кабак облагался государственной пошлиной . В случае недоимки крестьян ждало суровое наказание. [ неавторитетный источник ]
Первое трезвенное движение — массовый протест в 1858—1859 годах податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку . Главными участниками движения были государственные крестьяне , к которым позже присоединились представители других сословий. К лету 1859 года движение распространились на 32 губернии России , крестьяне принимали решения не употреблять вина. В мае 1859 года начались волнения и массовые разгромы питейных заведений. Трезвенное движение было усмирено войсками. После суда 780 наиболее активных его участников были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь .
Борьба за трезвость в СССР
Общественные и государственные кампании по борьбе за трезвость неоднократно возникали в России . Первая антиалкогольная кампания в СССР была развёрнута на государственном уровне в 1958 году с постановления ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» . Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году с постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» .
Наибольшую известность получила антиалкогольная кампания М. С. Горбачёва . 7 мая 1985 года были приняты постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения », которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. В результате кампании официально зарегистрированные среднедушевые продажи спиртного в 1985— 1987 годах снизились более чем в 2,5 раза, значительно выросла рождаемость и сократилась смертность , ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, существенно снизился общий уровень преступности . В дальнейшем антиалкогольная кампания сошла на нет, но при этом была создана общественная организация «Союз борьбы за народную трезвость».
Борьба за трезвость в современной России
В 2010 году в России была принята Антиалкогольная концепция России , предусматривающая снижение уровня потребления алкоголя на 55 % до 2020 года. В сентябре 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ запустило интернет-проект « Независимость», призванный информировать россиян о последствиях употребления алкоголя, помочь им определить и преодолеть алкогольную и наркотическую зависимость.
Как показывают опросы ВЦИОМ , за последние 15 лет доля населения, придерживающаяся трезвого образа жизни, выросла с 23 % в 1996 году до 30 % в 2011 году, среди молодых людей в возрасте 18—24 лет эти цифры составляют, соответственно, 15 % и 27 %.
Журналист канадской телерадиокомпании CBC Крис Браун в январе 2019 года в беседе с экспертами поделился своим мнением о результатах мер, предпринятых правительством РФ в рамках программы борьбы за трезвость: Россия опустилась с 4-й на 14-ю строчку в мировом рейтинге потребления алкоголя за последние 12 лет и оказалась на уровне Франции или Германии. Кроме того, граждане РФ в среднем теперь выпивают около 10 литров алкоголя в год вместо 15 (для сравнения в Канаде - 8), из них крепких напитков типа водки в общей структуре потребления стало меньше на 31%, то есть на треть .
Отношение к трезвости в религиях
В христианстве
Трезвость в православии — это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр.5:8).
Практически все христианские деноминации не исповедуют полного отказа от алкоголя в быту, допуская употребление вина в тех или иных количествах, и используя вино в Евхаристии и ряде других таинств . Иной позиции придерживаются адвентисты седьмого дня , считающие, что повеление Божие относительно алкоголя — полное воздержание. Для совершения Вечери Господней адвентисты используют неброжёный виноградный сок.
В православии различают богослужебное употребление вина и употребление вина во время трапезы. Богослужебное употребление вина происходит в таинствах Причащения (Евхаристии), Венчания , Елеосвящения (Соборования), а также во время благословения хлеба, пшеницы, вина и елея во время Всенощного Бдения . Употребление вина во время трапезы в определённые дни года, в определённом количестве разрешается Уставом Церковным (Типиконом) .
Правила святых апостолов 51 и 53 решительно возбраняют христианам гнушение вином (отношение к нему, как к чему-то мерзкому), но допускают «удаление от вина» ради подвига воздержания.
Пьянство в Священном Писании осуждается как один из тяжелейших грехов : «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10); «Не упивайтеся вином, от которого бывает распутство» (Еф.5:18); «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч.20:1); «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк.21:34).
Отцы церкви отмечали духовный и телесный вред от пьянства:
Святитель Василий Великий : «Пьянство — вражда на Бога», «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».
Святитель Иоанн Златоуст : «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница», «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».
Преподобный Ефрем Сирин : «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нём огонь худого пожелания».
Святитель Феофан Затворник писал: "…"Не упивайтесь вином" (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идёт — совсем не пей, — разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость".
Известный богослов начала XX века, священномученик митр. Владимир (Богоявленский) призывал к совершенному отречению от употребления спиртных напитков.
Существуют православные организации, ставящие достижение трезвости в обществе одной из своих целей, например, «Трезвение», председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» ― священник Игорь Бачинин.
В исламе
Ислам запрещает употребление любых опьяняющих веществ в любом количестве . С точки зрения ислама алкоголь, так же, как и любые другие опьяняющие вещества, включая наркотики, — это харам — абсолютно запрещено.
Всякое одурманивающее средство называется по-арабски хамр и полностью запрещено мусульманам . В том числе Мухаммед «не одобрял использования алкоголя в лечебных целях, сколь бы ни был он насущен и необходим» . В Коране неоднократно встречаются аяты , указывающие на вред и недозволенность опьяняющих веществ.
Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»…
— Коран, 2:219
О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь!..
— Коран, 5:90-92
Встречаются различные мнения касательно толкования этих аятов, вплоть до того, что они не содержат прямого запрета на употребление этих веществ и совершение этих действий.
Тем не менее, существует большое количество хадисов Мухаммада, явно запрещающие мусульманам употребление спиртного и наркотических веществ.
Поистине, Аллах проклял вино и того, кто его выжимает и того, кому выжимают и того, кто его несёт и того, кому его несут и того, кто его продаёт и того, кто его покупает и того, кто ест заработанное на этом и того, кто его пьёт и того, кто им поит!
— Абу Дауд; ат-Табарани; аль-Хаким; аль-Байхакъи
Для того, кто пил вино в этом мире и не покаялся в этом, в мире вечном оно будет запретным.
— Аль-Бухари, 1840 (5575)
Когда прелюбодей прелюбодействует, верующим он не является, и когда кто-нибудь пьёт вино, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является.
— Аль-Бухари, 1841 (5578)
При этом, несмотря на то, что речь в основном ведётся о вине (ввиду того, что в то время это было единственным из широко известных опьяняющих веществ), существует хадис, который указывает на запрёт употребления всех веществ, приводящих организм к интоксикации (опьянению).
Та вещь, которая опьяняет в большом количестве, запрещена и в малом количестве!
— Абу Дауд, 3681; ат-Тирмизи, 1865; Ибн Маджах, 3393
Этот хадис также указывает на запрёт так называемого «умеренного» потребления, запрещая данные вещества в любых количествах.
В буддизме
В буддизме существуют пять обетов , которым следуют буддисты-миряне, в число которых входит воздержание от употребления опьяняющих веществ в виде алкоголя и наркотиков. В раннем буддизме существовали разные интерпретации этого обета. С точки зрения сторонников Винаи , Будда Шакьямуни запрещал употребление опьяняющих веществ полностью и без любых исключений, потому что в состоянии опьянения возникают сильные аффекты , человек начинает пренебрегать учением и может с лёгкостью совершить дурной поступок. С точки зрения сторонников Абхидхармы , употребление опьяняющих веществ ограниченно допускалось до того момента, пока человек способен контролировать себя, и при этом он «не пьёт ради утраты трезвости, а лечится».
В философских школах индуизма
Алкоголь присутствует в жизни индусов, хотя обычной является и практика воздержания от него [ источник не указан 4178 дней ] . В Ригведе упоминается сома , особый опьяняющий напиток (растение, из которого его приготавливали, больше не существует). Алкоголь и его производство считаются оскверняющими, но запрет на употребление алкоголя в некоторых индийских штатах имеет социальную подоплёку и не связан с религиозными соображениями [ источник не указан 4178 дней ] .
В иудаизме
Запрета на употребление спиртных напитков нет, наоборот, праздники обычно сопровождаются ритуалами с вином ( Кидуш ), особенно Седер Песах и Пурим . Впрочем, вместо вина можно использовать виноградный сок, а на Пурим достаточно выпить «больше обычного». Талмуд одобряет умеренное употребление вина для развития ума, утешения скорбящих и др., но осуждает чрезмерное увлечение хмелем . То же в библейской Книге Притчей Соломоновых . Библейские примеры злоупотребления алкоголем: Ной , Лот и др.
Сообщества трезвости в других странах
- США — Первая организация трезвости появилась в 1808 г. в штате Нью-Йорк, в 1826 г. — в Бостоне было основано Массачусетское общество для прекращения нетрезвости. Скандально известным борцом за трезвость в США была Кэрри Нейшн .
- Швеция — Первое общество трезвости возникло в 1819 году, состоящее из гимназистов и учителей, а к 1848 году в стране действовало уже 358 трезвеннических организаций, в которых состояло 95 тысяч человек.
- Англия — Общества трезвости распространились с 1829 года. Ирландский преподобный Теоболд Метью, в период с 1838 по 1856, убедил более трех миллионов человек дать обет воздержания от употребления алкоголя.
- Финляндия — в 1883 году было создано общество «Друзья трезвости», в 1887 году общество трезвости студентов, в 1893 г. начали появляться самостоятельные детские трезвенные организации — «Союз надежды». Дети находились в них до 15 лет, после чего они могли вступить в общество трезвости взрослых. Вскоре организации объединились и образовали «Союз трезвости учащейся молодежи Финляндии».
В литературе
Среди наиболее известных художественных произведений о трезвости и её антогонисте - алкоголизме и его жертвах можно назвать:
- повесть Джека Лондона « Джон Ячменное Зерно ».
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 15 февраля 2011. 5 февраля 2013 года.
- от 19 июня 2021 на Wayback Machine в словаре Ушакова
- от 23 декабря 2014 на Wayback Machine в словаре Ефремовой
- Прыжов И. от 14 декабря 2010 на Wayback Machine
- Дата обращения: 6 мая 2011. 17 октября 2015 года.
- от 29 февраля 2008 на Wayback Machine (pdf)
- . Дата обращения: 14 июля 2010. 22 февраля 2014 года.
- от 25 мая 2009 на Wayback Machine — Радио «Маяк»
- Халтурина Д. А. , Коротаев А. В. Русский крест. Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М. : УРСС , 2006. — 128 с. — ISBN 5-484-00528-0 .
- . Дата обращения: 13 сентября 2011. 22 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 15 сентября 2011. 19 октября 2011 года.
- . Дата обращения: 31 января 2016. 11 января 2019 года.
- Дата обращения: 15 сентября 2011. 2 апреля 2015 года.
- Дата обращения: 15 сентября 2011. 2 апреля 2015 года.
- Дата обращения: 15 сентября 2011. 2 апреля 2015 года.
- // Лента.ру. 8 января 2019 года.
- Библейская энциклопедия. М., 1891
- , // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 516-521. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
-
*
Schulte, A.J.
от 5 февраля 2012 на
Wayback Machine
//
Catholic Encyclopedia
. — Vol. 1. New York: Robert Appleton Company, 1907.;
- Pohle, J. от 29 ноября 2011 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 5. New York: Robert Appleton Company, 1909.
- (недоступная ссылка)
- В начале было Слово: Пер. с англ. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — С. 285. — 544 с. — 8500 экз. — ISBN 5-86847-484-1 , 0-8280-0466-8.
- William Patton. Bible Wines – Laws of Fermentation. — Oklahoma City, OK: Sane Press, n.d. — С. 24-41.
- C. A. Christoforides. More on Unfermented Wine. — Ministry, April 1955. — С. 34.
- . Дата обращения: 27 апреля 2011. Архивировано из 29 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2011. Архивировано из 4 мая 2008 года.
- ↑ . Дата обращения: 14 июля 2010. 9 января 2010 года.
- Святитель Феофан Затворник. Толкование на Первое послание св. апостола Павла к коринфянам
- Против ли нас (абстинентов) Библия»: доклад священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, 1912 год.
- . Дата обращения: 10 сентября 2011. 12 сентября 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 20 апреля 2010. Архивировано из 1 октября 2011 года.
- . Дата обращения: 20 апреля 2010. Архивировано из 17 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 20 апреля 2010. Архивировано из 17 ноября 2012 года.
- См. «Сахихуль-джами’» 72, 1802, 5091.
- ↑ Сборник хадисов Мухтасар «Сахих» — Составитель: Имам аль-Бухари . Книга 76: "Книга о напитках". Глава 1372.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб. : « Азбука-классика »; « Петербургское востоковедение », 2004. — С. 172, 174—175. — 256 с. — ISBN 5-85803-268-0 . — ISBN 5-352-00735-9 .
- Трактат Санхедрин, 70А-Б
Дополнительная литература
- Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. В защиту трезвости : Беседы для родителей и учителей. — Хабаровское книжное издательство , 1979. — 96 с.
Ссылки
- 2020-01-25
- 1