Казыбек-би
- 1 year ago
- 0
- 0
Казыбек «Каз Дауысты» Кельдибекулы ( каз. Қазыбек «Қаз Дауысты» Келдібекұлы , 1667 , прибрежья Сырдарьи — 1763 (по другим данным, 1764 и 1765 ), зимовка у ключа Теракты в современном Каркаралинском районе Карагандинской области Казахстана ) — великий казахский бий , великий оратор, общественный деятель и посол.
Казыбек Кельдибекулы принадлежал к Среднему жузу , к роду Каракесек племени Аргын .Вместе с Толе би и Айтеке би один из трёх великих биев (судей) казахского народа и один из авторов первого систематизированного свода казахских обычаев «адат» (законов) « Жеты Жаргы ».
Казыбек Кельдибекулы был известен в народе как «Каз Дауысты» Казыбек . По преданию, это прозвание он получил от заклятого врага казахов, хунтайджи Галдан-Цэрэна , очарованного и поражённого его красноречием. Прозвище «Каз Дауысты» переводится с казахского языка буквально как гусиноголосый и имеет переносный смысл обладающий пронзительным голосом , обладающий голосом достающим до глубины души и т. п.
Родился на берегах Сыр-Дарьи (точное место рождения неизвестно), детские и юношеские годы провёл в Каратау и Улытау. Отец Келдибек, дед Шаншар. Имя Шаншара было настолько известно и популярно, что дед по материнской линии — Сулеймен издалека прикочевал к Шаншару, которого за начитанность и мудрость прозвали Шаншар абыз.
Благодаря семейным традициям, Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием . Ему приписывается следующее обращение к джунгарскому правителю, когда он ещё совсем молодым, впервые, участвовал в посольской миссии:
«Ты — калмык , а мы — казахи,
Ты — железо, а мы уголь, который плавит железо.
Пришли мы для того, чтобы
Лицом к лицу по-мужски поговорить,
Решить разделяющие нас проблемы.
Нечего отыгрываться на пленённых детях и женщинах!
Хотим узнать, какова
Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь.
Если не хочешь переговоров,
Будем решать вопросы на поле брани!
И готовы драться как львы до конца!
Готов к переговорам, скажи, не хитри!
Во всяком случае без дураков
Скажи всё напрямую».
Казыбек Кельдибекулы активно участвовал в делах государственного правления во времена ханов Тауке , Самеке , Абилмамбета , Абылая , способствовал действенности внутренней и внешней политики казахских ханов. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгаров. Поддерживая налаживание дружеских отношений с Россией , он одновременно выступал против тесной связи с Цинской империей .
Казыбек Кельдибекулы вместе с Толе-би и Айтеке-би вошёл в историю как инициатор объединения трёх жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хане и названных «Жетi жарғы» (Семь устоев). В нём нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землёй, имущественными отношениями, семьёй, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов.
Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан-Цэрэном , отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к джунгарскому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай попал в плен после нападения джунгар в 1741 году на Средний жуз и два года провёл в зиндане . Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан-Цэрэна, сына которого — Шарыша, Аблай, по одной из легенд, якобы убил в единоборстве. Видя в Аблае большой потенциал, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек Кельдибекулы проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где он сразу же возглавил ханство в Сары-Арке , не будучи формально ханом.
Неустанно на всём протяжении жизни призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами.
Имел пятерых сыновей: Бекболат, Казымбет, Базаргелди, Баркы, Сырымбет, дочь Манкан (Камка) .
Умер в декабре 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи.
Похоронен в Туркестане , в мавзолее Ахмета Яссави .
При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .