Interested Article - Сенсорама

Сенсорама (англ. Sensorama) — устройство, являющееся одним из наиболее ранних примеров применения технологии мультисенсорного (мультимодального) погружения ; первый в мире виртуальный симулятор . Создана в 1957 году и запатентована в 1962 году американским кинематографистом и изобретателем , часто именуемым «отцом виртуальной реальности » благодаря своим разработкам, положившим начало развитию технологий VR .

Идея и история изобретения

Вдохновившись Синерамой и , Хейлиг использовал свой кинематографический опыт в надежде создать «кино будущего». Именно так называлась опубликованная в 1955 году статья , в которой он отмечал, что Синерама, наряду с 3D-фильмами , была логическим шагом в эволюции искусства:

Действительно потрясающий факт состоит в том, что эти новые устройства четко и ярко продемонстрировали всем то, что полусознательно пытались сделать живопись, фотография и кино вместе — изобразить визуальный мир во всей его красе, так, как он воспринимается человеческим глазом.

Хейлиг считал, что, основываясь на особенностях биологического строения человека и методологии творчества, можно создать качественно новый вид искусства. Другими словами, художник, понимающий биологическую природу человеческого восприятия, значительно развивает свои экспрессивные возможности.

Передовые взгляды Мортона Хейлига столкнулись с проблемой, которую он уже поднимал в своей статье, а именно задержкой развития стереокинематографа и озвученных фильмов. Когда его предложения были отвергнуты в Голливуде, Хейлиг сумел воплотить свои идеи в жизнь на базе Пенсильванского Университета (где он в то время получал степень магистра в области коммуникаций ).

Созданный там аппарат Сенсорамы представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю испытать опыт погружения в виртуальную реальность, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина . Эффект присутствия достигался путем воздействия на все основные органы чувств одновременно: экран демонстрировал запись «от первого лица», сиденье вибрировало, динамик транслировал звуки оживленной улицы, в камеру поступали соответствующие запахи .

Впоследствии Хейлигом была также разработана модель « », делающего возможным коллективное погружение в виртуальную среду по принципу Сенсорамы. Однако недоверие инвесторов к рискованному проекту привело к приостановке работы над симуляторами.

Влияние на последующие разработки

Сенсорама, из патента #3050870

Невзирая на провал проекта Сенсорамы, она стала прототипом сегодняшних виртуальных симуляторов. В частности, , основатель и директор проекта виртуальной среды для рабочих станций (VIEW) Исследовательского центра Эймса , в своей статье упоминает о влиянии идеи Сенсорамы на собственные разработки, среди которых шлемы виртуальной реальности для НАСА , а также гипермедийная карта Аспена . Благодаря работе Фишера, воплощаемые в Сенсораме теория и практика телеприсутствия продолжают задавать тон современным исследованиям в области виртуальной реальности, как и предсказывал Хейлиг.

Модель Сенсорамы была использована в разных конфигурациях в парках развлечения Уолта Диснея — от вибрирующих сидений до дугообразных широкоформатных дисплеев и 360-градусного звука . Аттракционы, основанные на технологиях Сенсорамы, используются в Диснейлендах по сей день.

Интересные факты

Опытный образец Сенсорамы по-прежнему в рабочем состоянии. Он имеет собственный веб-сайт , где легендарное устройство можно приобрести за 1,5 миллиона долларов.

Примечания

  1. . Дата обращения: 1 ноября 2016. 8 октября 2016 года.
  2. . Дата обращения: 31 октября 2016. 27 декабря 2019 года.
  3. . Дата обращения: 31 октября 2016. 1 ноября 2016 года.
  4. Там же.
  5. . Дата обращения: 1 ноября 2016. 1 ноября 2016 года.
  6. . Дата обращения: 1 ноября 2016. 8 октября 2016 года.
  7. . Дата обращения: 1 ноября 2016. 1 ноября 2016 года.
  8. . Дата обращения: 1 ноября 2016. 19 мая 2016 года.
  9. . Дата обращения: 1 ноября 2016. 13 мая 2021 года.
  10. . Дата обращения: 1 ноября 2016. Архивировано из 28 декабря 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Сенсорама