Interested Article - Леви-Стросс, Клод

Клод Леви́-Стросс (также Леви-Строс , фр. Claude Lévi-Strauss [klod levi stʁos] ; 28 ноября 1908 года, Брюссель — 30 октября 2009 года, Париж) — французско-бельгийский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, создатель собственного научного направления в этнологии — структурной антропологии и теории инцеста (одной из концепций происхождения культуры), исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Леви-Стросс произвел революцию в антропологии, поместив в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук .

Биография

Родился в столице Бельгии Брюсселе в 1908 году в еврейской семье. Его отец, Реймон Леви-Стросс (Raymond Lévi-Strauss), был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви (Emile Lévy) — главным раввином Версаля . В 1909 году семья вернулась в Париж , а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви (Emma Lévy) — вернулась к родителям, и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах Клод Леви-Стросс вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда — композитора (Штраусса; фр. Isaac Strauss , 1806—1888), родом из Эльзаса .

Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне . Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса . Одновременно был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала ; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. В то время находился под влиянием марксизма ; утверждал, что редко берётся «решать социологическую или этнографическую проблему, не освежив мыслей несколькими страницами „ 18 брюмера Луи Бонапарта “ или „К критике политической экономии“» . После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана , молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей — через познание жизни, как антрополог в поле, по его словам, «постоянного физического и психического истощения» — в 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус (Dina Dreyfus) Клод Леви-Стросс направляется в Бразилию , где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу . После первого учебного года супруги совершили экспедицию к индейцам племён и бороро . Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».

После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна , а затем профессором философии в , но был уволен после вступления в силу «расовых законов».

Благодаря Леви-Стросс был приглашён в США ( 1940 ). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном , благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии . Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом , Клод Леви-Стросс познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.

В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года . Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А. Вейля , который написал математическое приложение к этой книге) .

В конце 1940-х и в начале 1950-х Леви-Стросс ведёт активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в , одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека . Наконец, Леви-Стросс возглавляет пятую секцию Практической школы высших исследований , ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий примитивных народов» в « Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».

В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвящённую многообразию культур и межкультурным отношениям.

В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс . На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и учёные из других стран. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году .

В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет. Он стал первым членом Французской академии , достигшим этого возраста, и его юбилей академия широко отметила . При этом Леви-Стросс находился в здравом уме и трезвой памяти. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).

Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября, и в тот же день он был похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор , Бургундия ) .

Теории

В 1949 году К. Леви-Стросс выпустил знаковую книгу «Элементарные структуры родства» по материалу своей диссертации. В ней он описал свои наблюдения за особенностями брачных обычаев в бразильских племенах. Изучая их, он ввел понятие симметричных и асимметричных браков, а также выработал для описания жизни внутри племен универсальные структуры, которые помогли ему в дальнейшем систематизировать межкультурные различия. [ источник не указан 2199 дней ]

Впоследствии он развил свои идеи в дальнейших книгах. Особенно достойна внимания написанная им книга «Раса и история», в которой он размышляет о многообразии культур и о их значении в достижениях современного мира. В этой книге, написанной с целью развенчать идеи расизма, включая расовую теорию Ж. А. де Гобино , Леви-Стросс приводит некоторые похожие или общие черты, свойственные различным расам и объединявшие их на протяжении долгого времени, что говорит об общих закономерностях развития рас и всего человеческого общества [ источник не указан 2199 дней ] .

Леви-Стросс был приверженцем структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра и стремился применить тот же метод к антропологии , полагая, что в основе всех человеческих культурных практик лежат общие повторяющиеся структуры и понять отдельные детали возможно только через описание их места в общей системе. В то время фундаментальным объектом анализа была семья, как замкнутая единица, состоящая из мужа, жены и их детей. Племянники, кузены, тети, дяди, бабки и деды рассматривались как вторичные субъекты. Леви-Стросс возражал против такой точки зрения, утверждая, что, подобно лингвистической значимости , семьи обретают определённую идентичность только через отношения с другими. Таким образом, он перевернул классический взгляд на антропологию, поместив на первое место вторичных членов семей и настаивая, что исследовать надлежит не семьи, а отношения между семьями .

Обнаружил у первобытных племён поведение, подобное феномену Пиаже . Наряду с Р. О. Якобсоном является автором идеи возникновения языка как комбинации жестов и выкриков, которые превратились в фонемы .

К. Леви-Стросс сыграл существенную роль в изучении тотемизма и первобытного мышления. В своих трудах «Тотемизм сегодня» ( Le Totemisme aujourdhui, 1962 ) и «Неприрученная мысль» ( La Pensée sauvage, 1962 ) он рассматривает тотемизм как важный элемент социального устройства первобытных обществ :

За многообразием явлений, составляющих тотемический комплекс (отождествление членами социальной группы себя с животным или растительным видом, соответствующие этой мыслительной связи верования, обряды, пищевые запреты), Леви-Стросс увидел специфические коды, посредством которых происходит "обмен сходствами и различиями между природой и культурой" и различение социальных групп между собой. Тотемические коды суть логические формы, пригодные для выявления сходства-различия. Две другие из основных операций современного мышления, а именно обобщение — конкретизация и расчленение — соединение, также осуществляются, поскольку использование природного вида (тотема) в качестве оператора делает возможным переходы: индивид — социальная группа (половозрастная группа, клан, линидж) — племя. Если же племя использует для поименования кланов части тела природного существа, то при такой мысленной детотализации в означаемом происходит движение от общего к частному, а если имеет место и ретотализация — движение от частного к общему.

В отличие от Л. Леви-Брюля , выдвигавшего концепцию, согласно которым людям традиционных обществ свойственно дологическое мышление, управляемое мистической верой и неспособное к усмотрению противоречий, К. Леви-Стросс вывел модели, позволяющие анализировать специфические логические формы мифологического мышления: это наука конкретного, бриколаж и тотализирующее мышление. Наука конкретного — способ упорядочения в классификациях: внимание к конкретному сочетается с одновременным стремлением к символизации. Символы играют роль специфических единиц мышления, обладают промежуточным логическим статусом между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями. Бриколаж предполагает, что мыслительная деятельность свободна от подчинения средств цели, в отличие от проектирования. Интенция мысли определяется рекомбинацией образов-символов. Тотализирующее мышление — использование классификаций различного типа, одни формы переходят в другие, дополняя друг друга .

Награды

Избранные работы

  • La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara ( 1948 ).
  • Les Structures élémentaires de la parenté ( 1949 )
  • Race et histoire ( 1952 , рус. пер. Раса и история, 2000 )
  • Tristes tropiques ( 1955 , рус. пер. Печальные тропики, 1984 )
    • Печальные тропики / К. Леви-Строс; пер. с фр. Г. А. Матвеева; науч. конс., авт. предисл. и коммент. Л. А. Файнберг . — М. : Мысль, 1984.
  • Anthropologie structurale ( 1958 , рус. пер. Структурная антропология, 1983 )
    • Леви-Стросс К. [yanko.lib.ru/books/cultur/stross_struktur_antrop.htm Структурная антропология] = Anthropologie structurale / Пер. с фр. В.В. Иванова. — М. , 2001. — 512 с.
  • Le Totemisme aujourdhui ( 1962 , рус. пер. Тотемизм сегодня, 1994 .)
  • La Pensée sauvage ( 1962 , рус. пер. Неприрученная мысль, 1994 )
  • Mythologiques I—IV (Мифологики)
    • Le Cru et le cuit ( 1964 , рус. пер. Сырое и приготовленное, 2000 , ранее в русской литературе упоминалась под названием «Сырое и варёное» )
    • Du miel aux cendres ( 1966 , рус. пер. От мёда к пеплу, 2000 )
    • L’Origine des manières de table ( 1968 , рус. пер. Происхождение застольных обычаев, 2000 )
    • L’Homme nu ( 1971 , рус. пер. Человек голый, 2007 )
  • Anthropologie structurale deux ( 1973 , Структурная антропология-2)
  • La Voie des masques ( 1972 , рус. пер. Путь масок, 2000 )
  • Paroles donnés ( 1984 )
  • Le Regard éloigné ( 1983 , Взгляд издалека)
  • La Potière jalouse ( 1985 , рус. пер. Ревнивая горшечница, 2000 )
  • De Près et de loin ( 1988 )
  • Histoire de lynx ( 1991 , История рыси)
  • Regarder, écouter, lire ( 1993 )
  • Saudades du Brasil , ( 1994 )

Примечания

  1. Claude Lévi-Strauss // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  2. Claude Lévi-Strauss // (англ.)
  3. (англ.) // The New York Times / J. Kahn — Manhattan, New York City: , , 2009. — ed. size: 443000 — ISSN ; ;
  4. Dosse, François. History of Structuralism. Volume I: The Rising Sign, 1945—1966. — L., Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997. — С. 21. — ISBN 0-8166-2239-6 .
  5. . Дата обращения: 29 ноября 2008. 16 декабря 2008 года.
  6. Сьюзен Зонтаг . от 29 апреля 2018 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано из 19 апреля 2009 года.
  8. Weil A. Sur l'étude de certains types de bois de marriage (Système Murngin). — С. Lévi-Strauss. Les structures élémentaires de la parenté. P., 1949 (2 éd. P., 1968).
  9. от 27 июля 2014 на Wayback Machine // Газета.ру , 05.11.2009
  10. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 10 сентября 2017 года.
  11. Алексеева А. А. Многообразие культур по К. Леви-Строссу // МГУ имени М. В. Ломоносова.
  12. Moore, Jerry D. (англ.) . — AltaMira Press , 2009. — P. 237. — ISBN 9780759111462 .
  13. Lévi-Strauss,, Claude. (неопр.) . — Basic Books , 1963. — С. 51. — ISBN 9780465095162 .
  14. [www.lib.ru/PSIHO/SAKS/chelowek.txt Человек, который принял жену за шляпу] = The Man Who Mistook His Wife for a Hat. — СПб. : Science Press, 2006. — 301 с. — 5000 экз. экз. ISBN 5-902626-01-3 .
  15. Иванов В. В. от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // Новая газета , № 92 от 17 августа 2012
  16. Островский А. Б. // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М. : Республика, 1994. — С. 3—14 . 8 марта 2018 года.
  17. Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Путь масок. М., 2000
  18. Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1994
  19. Примечания переводчика //Клод Леви-Стросс. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М., СПб., 1999, с. 344

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Леви-Стросс, Клод