Interested Article - Шервуд, Владимир Иосифович

Влади́мир Ио́сифович (О́сипович) Ше́рвуд ( 18 ( 30 ) августа 1832 9 ( 21 ) июля 1897 ) — русский живописец, архитектор, скульптор .

Автор проектов здания Исторического музея на Красной площади в Москве (1875—1881), памятника-часовни « Гренадерам — героям Плевны » (1887).

Племянник Шервуда-Верного , прозванного так за сообщение Александру I о готовившемся восстании декабристов .

Биография

Участники основания Исторического музея в Москве (4-й слева В. Шервуд). 1875—1878 гг.

Родился в селе Истлеево Елатомского уезда Тамбовской губернии , где его отец Иосиф Васильевич (Джозеф) Шервуд владел суконной фабрикой. Отец был «искусным инженером-технологом, приглашённым в Россию для устройства водных путей, соединяющих Балтийское и Каспийское моря». Дед по отцу, английский механик Вильям (Василий), в 1800 году приехал на работу в Санкт-Петербург , — на Александровскую мануфактуру , управляющим которой был А. Я. Вильсон , и навсегда остался в России .

Дед по матери, Елизавете Николаевне — Николай Степанович Кошелевский , выпускник Императорской Академии художеств, архитектор и инженер , прадед Степан Михайлович Кошелевский — значковый товарищ Войска Малороссийского. В источниках встречаются два варианта отчества, но сам архитектор признавал, исходя из его небольшой переписки, отчество Осипович .

В 1838 году остался сиротой и сначала воспитывался у тёти (сестры матери, Д. Н. Кошелевской), жившей в Москве, а затем — в Московском сиротском межевом училище (1840—1848), где в числе предметов преподавалась архитектура ( П. П. Зыковым ). В 1848—1849 годах занимался в архитектурной школе при Московской дворцовой конторе ; затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1857 году, со званием свободного художника пейзажной живописи.

В 1860 году он, по приглашению Чарльза Диккенса , на пять лет уехал в Англию, — писать семейный портрет Диккенсов. В Англии он сделал большое количество портретов, пейзажей, «делал попытки создания архитектурных проектов». Вернувшись в Россию Шервуд продолжал заниматься портретной живописью; им были написаны портреты: Н. Х. Кетчера , Ф. И. Тютчева , И. Е. Забелина , С. М. Соловьёва , В. И. Герье , Д. И. Иловайского , Ф. Е. Корша , Б. Н. Чичерина . В 1868 году за картину «Беседа Христа с Никодимом» Петербургская академия художеств присвоила Шервуду звание классного художника третьей степени; в следующем году, за представленные на выставку портреты — художника первой степени; в 1872 — академика живописи.

Заинтересовался скульптурой и изучением древнерусского зодчества. В 1873 году В. О. Шервуду поручили составление предварительного проекта здания Исторического музея на основе разработанной, специально созданной для устройства музея комиссией, программы. Для постройки музея Московская городская дума в апреле 1874 года уступила землю на северной стороне Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа где она планировала постройку думского здания. Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века, чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся к тому времени архитектурному ансамблю Красной площади . После рассмотрения предварительного проекта в июле 1874 года, объявлен «общий конкурс», на который было представлено семь проектов В мае 1875 года первой премии был удостоен проект В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова .

Когда в 1880 году встал вопрос о новом проекте памятника героям Плевны , И. Е. Забелин предложил кандидатуру В. О. Шервуда. Установка памятника планировалась на кургане Копаная Могила под Плевной, и в объяснительной записке к первоначальному проекту часовни Шервуд указывал: «так как людные пункты и дороги отстоят от места сооружения на значительное расстояние, то необходимо придать памятнику приличную высоту (10 саж<еней>)». По этому проекту памятник представлял собой часовню высотой более 20 метров с четырьмя скульптурными группами. В 1882 году Шервуд составил второй вариант, в котором уменьшил размеры памятника и заменил скульптурные группы на горельефы. В 1887 году было принято решение установить памятник героям Плевны в Лубянском сквере Москвы.

На Всероссийской выставке 1882 года была отмечена премией скульптура В. О. Шервуда «Боян», готовившаяся для Исторического музея .

В 1897 году В. О. Шервуд создал памятник хирургу Н. И. Пирогову , который был установлен 3 августа перед зданием нынешней хирургической клиники академии имени И. М. Сеченова на Большой Пироговской улице . В. О. Шервуд не дожил до открытия этого памятника; он умер 9 июля 1897 года. Похоронен на Старом Донском кладбище .

Могила В. И. Шервуда

В 1895 году была опубликована его работа «Опыт исследования законов искусства. Живопись, архитектура и орнаментика» .

Семья

Жена: Лидия Даниловна Шумахер (1834, Кейданай − 1904, Москва)

Дети:

Работы

Галерея

Примечания

  1. , с. 223.
  2. Воропаев В. от 9 ноября 2010 на Wayback Machine
  3. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine — статья из Большой советской энциклопедии
  4. В Москве им был куплен дом — у Бахметьевой : по-видимому, дом был ею продан, когда у неё произошла размолвка с графом Орловым ; дом сгорел в пожаре 1812 года — см. (недоступная ссылка) . Похоронен с женой на Введенском кладбище в Москве — см. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine — Генеалогическая база знаний
  5. Аникин В. В. Памятник гренадерам, павшим под Плевной. (Скульптор В. О. Шервуд). — М. , Московский рабочий, 1986. — 62 с., ил. — ( Биография московского памятника ). — 50 000 экз.
  6. К этому времени относится его знакомство с Н. В. Гоголем .
  7. При написании ряда работ — портрет прабабушки, «Святое семейство» — В. О. Шервуд использовал оригинальный приём: лессировку тушью, разведённой водой — см. Яковлева А. Хроники пикирующего Эроса. — Издательские решения, 2014. — 144 с.
  8. Кириченко Е. И. Исторический музей: Путеводитель. — М. : Московский рабочий , 1984. — 64 с. — ( Биография московского дома ). — 75 000 экз.
  9. Надписи на надгробном памятнике выполнены в послереволюционной орфографии, что даёт основания предположить, что памятник этот не первоначальный.
  10. . Дата обращения: 14 сентября 2021. 18 июня 2019 года.
  11. . Дата обращения: 16 ноября 2015. 17 ноября 2015 года.
  12. . Дата обращения: 16 марта 2011. 8 июля 2013 года.
  13. Булгаков Ф. И. Наши художники (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы, медальеры) на академических выставках последнего двадцатипятилетия. — СПб, 1890, т. 2, с. 256
  14. Булгаков Ф. И. Наши художники (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы, медальеры) на академических выставках последнего двадцатипятилетия. — СПб, 1890, т. 2, с. 257
  15. . Дата обращения: 21 декабря 2012. 12 августа 2014 года.

Рекомендуемая литература

  • Шервуд В. Воспоминания // Московский журнал. — 1996. — № 1.
  • Династия Шервудов в истории и культуре России / авт.-сост. Е. А. Лукьянов, Ю. Р. Савельев. — М.: « Кучково поле », 2017. — 504 с.: ил.; 44 л. ил.
  • С. Н. Кондаков. . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 223. — 459 с.

Ссылки

Источник —

Same as Шервуд, Владимир Иосифович