В Древней Греции наряду с прямоугольными в плане
периптерами
сооружали
толосы
(фолосы) типа круглой хижины с кольцом стен внутри колоннады и конической крышей и
моноптеры
на колоннах, но без стен
наоса
. Такие здания служили жертвенниками и посвящались чаще всего хтоническим (подземным) божествам. Римляне использовали круглые постройки для усыпальниц —
мавзолеев
. Например,
Гробница Цецилии Метеллы
на
Аппиевой дороге
. На
римском Форуме
частично сохранился круглый
храм Весты
типа толоса, а на
Бычьем Форуме
—
храм Геркулеса
, который позднее также стали называть храмом Весты. Круглый храм Весты находится в
Тиволи
близ Рима. Остатки круглых храмов римского времени сохранились на юге Франции. Самая величественная круглая в плане постройка в Риме —
Пантеон
.
Со временем, в эпоху
проторенессанса
,
итальянского Возрождения
и в последующем к таким зданиям стали применять итальянское название: ротонда. В отличие от древнегреческих толосов и моноптеров римские и ренессансные ротонды увенчивали не шатровой крышей, а куполом
. В первые века христианства на Востоке наряду с формированием крестово-купольных и базиликальных построек строили и круглые храмы. Их происхождение объясняют традициями
эллинистического
искусства, однако
символически
христианскую ротонду связывают с ротондой Анастасис — церковью Воскресения, построенной в 326 году
царицей Еленой
, матерью императора Константина, в
Иерусалиме
на
Голгофе
, месте казни и погребения Иисуса Христа. Церковь Св. Елены не сохранилась, но на основании литературных источников её изображали в виде античной ротонды или
кивория
(шатра) на четырёх или шести колоннах и увенчанной шатром с крестом
.
В форме ротонд строили в основном мартирии (святилища мучеников), баптистерии (крещальни), например
Латеранский баптистерий
в Риме в форме
октогона
(восьмигранника), построенный Константином. В IV—VI веках ротонды строили в Греции, Сирии, Палестине, Армении (
Звартноц
, 642—662) и в Грузии. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (VI в.) также построена в форме ротонды. На основе ротонд в архитектуре Армении и Грузии формировался особый тип центрического храма
тетраконх
. В Италии, в Равенне в форме октогонов построены церковь Сан-Витале (526—547), арианский Баптистерий и Баптистерий православных (IV—VI в.). Мавзолей Галлы Плацидии (V в.) построен в виде тетраконха с небольшим удлинением главного нефа.
В Риме выдающимся ротондальным памятником является церковь
Санто-Стефано-Ротондо
. В VIII—IX веках в архитектуре Западной Европы получали распространение дворцовые (имперские) церкви ротондального или октогонального плана по образцу Королевской капеллы Карла Великого в
Ахене
. В эпоху Крестовых походов в XI—XIII веках строили рыцарские, обетные церкви типа «палатиума с ротондой». На пути паломников возникали памятные, рыцарские капеллы
.
Храмы ротонды типичны для стран Центральной Европы: Чехии, Польши, Венгрии, что объясняется проповеднической деятельностью посланцев
Ватикана
Кирилла и Мефодия
. На Руси такие постройки считали «иноверческими», «латинскими». Тем не менее, в исключительных случаях строили ротонды-квадрифолии или ротонды с пристроенными к ним
апсидами
или башнями. Ротонды на основе местных, этнических традиций строили на Украине и в Закарпатье
.
В форме ротонд и полуротонд строили парковые павильоны,
беседки
и
бельведеры
в императорских резиденциях и дворянских усадьбах.
Чарлз Камерон
возвёл в форме ротонды
Храм дружбы в Павловске
, как считается, по образцу Храма-Ротонды в английском парке Стоу.
Гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге в Риме. Ок. 50 г. до н. э. Ксилография 1894 г.
Храм (толос) Геркулеса Непобедимого на Бычьем форуме в Риме. Ок. 120 г. до н.э.
Храм Весты в Тиволи близ Рима. Конец II в. до н. э.
Церковь Санто-Стефано-Ротондо. Рим. Основана в 468—483 гг. Интерьер
Храм дружбы в Павловске. 1781—1784. Архитектор Ч. Камерон
Троицкая церковь «Кулич и пасха». 1785—1790. Архитектор Н. А. Львов. Санкт-Петербург. Фотография 1960-х гг.
Дом Пашкова в Москве. 1784—1786. Архитектор В. И. Баженов. Старинная открытка
Ротонды в России
В древнерусском зодчестве
В
Смоленске
обнаружены остатки ротонды диаметром около 18 м с четырьмя довольно тесно поставленными в центре столбами. Это так называемая церковь «Немецкой Богородицы», построенная во второй половине XII в. по заказу иноземных купцов, живших в Смоленске.
Храмы-ротонды сооружали преимущественно в Южной Руси
— Киеве
, Галиче
, Перемышле
, Владимире-Волынском
, Львове
. Фундаменты небольших ротонд ХІІІ — нач. XIV вв. выявлены в Ужгороде (
Горянская ротонда
), Столпье
, Нижанковичах и Черниховцах
.
Беседка Некрасова
над крутым берегом
Волги
в
Ярославле
(1840-е гг.) послужила образцом для ряда подобных сооружений в Ярославле и других верхневолжских городах (например,
в Костроме, 1956)
Также в г.
Воронеже
находится
памятник Ротонда
— остатки разбомбленого в годы Великой Отечественной Войны вестибюля детской областной больницы, на ул.
Бурденко
.
В городе
Боровске
Калужской области
на центральной городской площади установлена ротонда-беседка. Эта ротонда воздвигнута на месте разрушенного храма.
В
Волгограде
ротонда расположена на центральной набережной города.
В Красноярске, на пересечении пр. Мира и улицы Кирова, находится ротонда со скульптурной композицией «Александр Пушкин и Наталья Гончарова», год открытия 2008. Поэт читает жене стихи, и несмотря на то, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», которое высечено на листе из бронзы, посвящено не Наталье Гончаровой, авторами проекта памятника оно было выбрано, как наиболее узнаваемое.
В
Торжке
ротонда расположена в центре города на набережной.
В
Оренбурге
ротонда находится в парке Ленина на улице Советской.
В Уральске ротонда расположена в Некрасовском садике (быв. Столыпинский бульвар).
В
Кирове
, в архитектуре ансамбля Александровского сада, расположены береговые деревянные ротонды (архитектор А. Е. Тимофеев, 1835 год).
В
Благовещенске
на новой набережной реки Амур построена ротонда со стеклянной крышей, год постройки 2013.
В Петрозаводске ротонда, сооруженная в 1995 г. на оси Левашовского бульвара при выходе его к берегу Онежского озера, стала своеобразной композиционной точкой на набережной. Архитектор Н. Н. Овчинников. По преданию, на этом месте в XVIII веке находился источник, из которого брала воду для умывания императрица Екатерина I, посещавшая этот край вместе с Петром I. На фотографиях начала XX века, запечатлевших Левашовский бульвар, хорошо видно: в том месте, где бульвар «встречается» с набережной, на берегу Онежского озера, расположена небольшая деревянная беседка с двускатной крышей. Беседка, одно из привычных мест отдыха петрозаводчан, сохранялась в городе до 1920-х годов, позже она была разрушена.
Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 541
Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. — Harmondsworth, 1979. — Pp. 135—136
Власов В. Г.
. Экфразы в архитектуре [Электронный ресурс] //Архитектон: известия вузов. — 2020. — № 1(69). — URL:
от 4 мая 2021 на
Wayback Machine
Власов В. Г.
. Ротонда // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII , 2008. — С. 294—297
Иоаннисян О. М. Храмы-ротонды в Древней Руси // Иерусалим в русской культуре. — М.: Наука, 1994. — С. 102
Шаталина Л. В. Ротондальные формы в архитектуре европейского неоклассицизма: Автореф. дис.канд. иск-я. М., 1993
Клименко Ю. Г. От античных мавзолеев к ротондальным постройкам эпохи классицизма. Генезис архитектурной формы и конструкции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. ст. Вып 5. — СПб.: НП-Принт, 2015. — С. 530—539
(недоступная ссылка)
Диба Ю., Петрик В. До проблеми ґрафічної реконструкції церкви пророка Іллі у княжому Галичі // Вісник інституту «Укрзахідпроектреставрація».- Львів: Інститут «Укрзахід-проектреставрація», 1999.- Число 10.- С.15-26.
Диба Ю. Архітектура ротонди св. Миколая в Перемишлі // VI-а Дрогобицька Міжнародна наукова історико-краєзнавча конференція «Перемишльщина в контексті історії Центрально-Східної Європи» / Дрогобицький державний педагогічний університет імені Івана Франка. Дрогобицький осередок УІТ імені Михайла Грушевського. Інститут Центрально-Східної європи (Дрогобицька філія). Дрогобич, 29-30 жовтня 2002 р. Матеріали опубліковано: Дрогобицький краєзнавчий збірник.- Дрогобич: «Вимір», 2002.- Вип. VI.- С. 66-79.
Диба Ю. Архітектура ротонди «Святого Михаїла Великого» у Володимирі // Сакральне Мистецтво Волині. Матеріали ІХ міжнародної наукової конференції / Волинське обласне управління культури. Волинський краєзнавчий музей. Музей волинської ікони. Луцьк, 31 жовтня — 1 листопада 2002 р.- Луцьк, 2002.- Вип. 9.- С. 60-64.
Диба Ю. Про архітектуру первісної церкви св. Юра у Львові // Давня і середньовічна історія України (історико-археологічний збірник).- Кам’янець-Подільський: Інформаційно-видавничий центр Кам’янець-Подільського державного педагогічного університету, 2000.- С.328-336.
Диба Ю. Каплиця на вежі в Столп’ї та її волинські аналоги // Do piękna nadprzyrodzonego. Sesja naukowa na temat rozwoju sztuki sakralnej od X do ХХ wieku na terenie dawnych diecezji chełmskich kościoła rzymskokatolickiego, prawosławnego, greckokatolickiego.— Chełm: Muzeum Chełmskie, Chełmskie Towarzystwo Regionalne, 2003.— T. 1: Referaty.— S. 36—51.