Прутков, Степан Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Степа́н Дми́триевич Неча́ев ( 18 [29] июля 1792 , Полибино , Данковский уезд , Рязанская губерния — 5 [17] сентября 1860 , , Данковский уезд , Рязанская губерния ) — русский историк , археолог -любитель и чиновник ( сенатор , действительный тайный советник ). С 1833 по 1836 год — обер-прокурор Святейшего Синода .
Известен главным образом как популяризатор и инициатор мемориализации предположительного места Куликовской битвы на землях своего имения.
Сын богатого помещика Дмитрия Степановича Нечаева (1742—1820) от брака его с Анной Ивановной Сиверс (1764—1834). Его родная сестра Феодосия Дмитриевна (1795—1850) была замужем за С. П. Жихаревым . Отец, занимавший выборную должность предводителя дворянства Данковского уезда , владел в нём усадьбой Полибино .
Получил домашнее образование и, сдав экзамены за Московский университет, в 1811 году получил место в Коллегии иностранных дел. Спустя три месяца определился в канцелярию рижского военного губернатора князя Д. И. Лобанова-Ростовского , при котором находился до 12 декабря 1812 года.
В 1814 году (8 октября) Нечаев был назначен почётным смотрителем Скопинского училища, в 1817—1823 годах состоял директором училищ Тульской губернии (и директором Тульской гимназии ). В Туле он открыл ланкастерскую школу , четыре пансиона и несколько других училищ. Находясь при князе Д. В. Голицыне по особым поручениям (с 9 января 1824 года), Нечаев много работал для различных благотворительных учреждений Москвы, а также и по Комитету для рассмотрения прошений, подаваемых на высочайшее имя.
Согласно признанию, сделанному при подписке о непринадлежности к тайным обществам в 1826 году чиновником Д. И. Альбицким, С. Д. Нечаев являлся членом Союза благоденствия (1818—1820), а также был организатором управы тайного общества в Туле. Возможно, знал о существовании и целях Северного общества , друг А. А. Бестужева, П. Д. Черевина, В. К. Кюхельбекера, знакомый К. Ф. Рылеева и А. И. Якубовича. К следствию не привлекался и наказания не понёс, но в 1826 году в связи с признанием Д. И. Альбицкого III Отделение Собственной Е.И.В. канцелярия собирало сведения о С. Д. Нечаеве. Были отданы распоряжения об установлении места его службы и учреждении над ним секретного надзора .
В 1826 году он был откомандирован в помощь графу А. Г. Строганову , которому поручено было расследование раскола в Пермской губернии . Участвовал в расследовании деятельности управляющего Кыштымскими заводами Г. Ф. Зотова .
В 1827 году Нечаев был причислен в Собственной его величества канцелярии. Пользуясь покровительством князя A. H. Голицына и родного дяди своей жены князя П. С. Мещерского , бывшего синодальным обер-прокурором, Нечаев с 1 декабря 1828 года был определён за обер-прокурорский стол Синода и 6 апреля следующего года был назначен членом Коллегии духовных училищ. С этого времени началось его сближение с Московским митрополитом Филаретом .
Произведённый в декабре 1831 года в действительные статские советники , Нечаев 2 апреля 1833 года был определён, вместо Мещерского, обер-прокурором Синода и занимал эту должность до июня 1836 года. При нём был приведён в порядок синодальный архив и введён государственный контроль денежных сумм в духовном ведомстве. Также ему удалось в ряде епархий ( Пензенской , Московской и др.) учредить секретный жандармский надзор за епархиальным церковным управлением . Когда в феврале 1836 года он взял отпуск и на продолжительное время уехал в Крым , к умирающей жене, его отсутствие позволило сильно не любившим Нечаева синодальным членам , при содействии чиновника А. Н. Муравьева , составить доклад, где Синод просил императора «дать Нечаеву, как человеку обширных государственных способностей, другое, более весомое назначение, а обер-прокурором назначить графа Протасова » . Просьба Синода была удовлетворена: Нечаев был произведен в тайные советники и назначен сенатором .
Занимал различные почётные должности во многих благотворительных учреждениях Москвы. В 1856 году он получил чин действительного тайного советника , а 30 ноября следующего года вышел по болезни в отставку. По отзыву графа M. В. Толстого , Нечаев был « весьма приятный и обязательный в сношениях с людьми посторонними, быль весьма строгим и взыскательным начальником по службе » .
В молодости Нечаев занимался литературой, напечатал в « Вестнике Европы » Н. М. Карамзина , членом исторического кружка которого он являлся, ряд статей о Куликовской битве , о находках старинного оружия на землях своего имения. По его предположению, легендарное Куликово поле , упоминаемое в средневековых источниках, находилось именно у него во владении. Организовал установку 30-метровой мемориальной колонны-памятника (1848—1850) и начал сбор средств на храм Сергия Радонежского . В своей усадьбе Полибино С. Д. Нечаев разместил коллекцию антиквариата, тематически связанную с Куликовской битвой.
Скончался в своем селе Сторожевая Слобода Рязанской губернии и был похоронен рядом с женой в московском Новодевичьем монастыре . Надгробия супругов снесли в 1930-е годы , во время массовой кампании по уничтожению крупных городских кладбищ и переработке каменных могильных памятников на строительные материалы (чаще всего на щебень и бордюрные камни ).
Письма к С. Д. Нечаеву были переданы сыном Дмитрием графу С. Д. Шереметеву (см. / С предисл. и примеч. Н. П. Барсукова. — СПб.: Тип. Стасюлевича, 1905. — 69 с.).
Жена (с 19 июля 1828 года) — Софья Сергеевна Мальцова (1803—1836), дочь корнета Сергея Акимовича Мальцова . По отзывам современницы, была очень мила, с маленьким изящным и вместе с тем кротким лицом. По натуре очень веселая, но оттого, что она проводила жизнь среди монахов и священников, в ней была весьма оригинальная смесь рассудочности, серьёзности, наивности и веселости . Умерла в 1836 году на южном берегу Крыма от чахотки, оставив двух сыновей и двух дочерей: