Годунова, Ксения Борисовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ксе́ния Гео́ргиевна Держи́нская ( 1889 — 1951 ) — русская советская оперная певица ( сопрано ), педагог , публицист . Народная артистка СССР ( 1937 ) . Лауреат Сталинской премии l степени ( 1943 ). Одна из ведущих оперных певиц своего времени.
Родилась 25 января ( 6 февраля ) 1889 года в Киеве .
Училась в Киеве и в Санкт-Петербурге . В 1907 году окончила педагогические курсы Фундуклеевской женской гимназии , преподавала общеобразовательные предметы. С 1905 по 1909 годы брала уроки пения у Флоры Паш (Пашковской). Впервые выступила в 1911 как камерная певица в авторском концерте С. В. Рахманинова , высоко оценившего артистическое и вокальное дарование певицы . С 1911 до осени 1912 года обучалась пению в Санкт-Петербурге у Е. И. Териан-Коргановой.
С 1913 по 1914 год — солистка оперной труппы антрепризы Сергиевского народного дома в Москве . Дебютировала в партии Марии в опере « Мазепа » П. И. Чайковского . Летом 1913 года готовила оперные партии в Киеве под руководством дирижёра Л. П. Штейнберга . В феврале-июле 1914 года совершенствовалась в вокальном искусстве в Берлине у певицы и педагога Матильды Маллингер .
С 1915 по 1948 год — солистка Большого театра в Москве. Исполнила 25 партий в 1044 оперных спектаклях .
Значительное влияние на формирование творческих взглядов певицы оказали режиссёр К. С. Станиславский и дирижёр В. Сук . Под управлением последнего спела наиболее выдающиеся партии своего репертуара — Лизу (« Пиковая дама » П. И. Чайковского ) , Настасью (« Чародейка » того же автора), Февронию (« Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » Н. А. Римского-Корсакова ), Ярославну (« Князь Игорь ») А. П. Бородина и многие другие.
10 февраля 1917 года, в постановке Большого театра оперы Дж. Верди « Дон Карлос », пела партию Елизаветы вместе с Ф. И. Шаляпиным (партия Филиппа ). Эта постановка примечательна тем, что Ф. И. Шаляпин выступал не только в своём обычном амплуа певца-солиста, но и как режиссёр . В 1926 году исполняла партию Февронии в Париже на сцене « Гранд-Опера ».
Выступала как камерная певица. Вела концертно-исполнительскую деятельность. В её обширный репертуар входили произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Шуберта , Р. Шумана , старинные романсы.
Обладала широким диапазоном, силой и красотой тембра голоса, большим драматическим мастерством. Искусство певицы отличалось большой музыкальной культурой и высокой вокальной техникой" .
Педагогическую деятельность начала в Государственном оперном театре им. К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко ) (1935—1936 и 1943—1947). В 1941—1943 годах занималась с солистами Ташкентского оперного театра . В 1947 — 1951 годах — преподаватель вокального класса в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1947 — профессор кафедры сольного пения, до 1949 — также декан вокального факультета) .
Автор статей, посвящённых вокальному искусству, а также воспоминаний .
«Артист должен смотреть (и не только смотреть, но и видеть) прекрасное во всех областях своего и чужого искусства и жизни, ему нужны впечатления от хороших спектаклей и артистов, концертов, музеев, путешествий, хороших картин всех направлений — от самых левых до самых правых, так как никто не знает, что взволнует его душу и вскроет творческие тайники». Этому мудрому требованию Станиславского всегда следовала К. Г. Держинская.
Член Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства , член Художественного совета Радиовещания и редакционного совета Музыкального государственного издательства, член жюри конкурсов профессиональных и самодеятельных исполнителей.
Умерла 9 июня 1951 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище .
В 1969 году на доме, где в 1931—1951 годы жила Держинская (улица Медведева , 16), была установлена мемориальная доска (архитектор К. А. Держинский).
Образ оперной певицы вдохновил целый ряд художников. М. В. Нестеров писал К. Держинской:
Когда-то я слышал больших мастеров пения: Марчеллу Зембрих , Ван-Занд , Марию Дюран, «оперную Дузе» — Беллинчиолли (в «Тоске») и наших лучших своего времени… У вас счастливо совпадает (говорит с вами художник) такая приятная внешность, ваше милое лицо, с чудесным тембром, фразировкой, с вашим искренним, «пережитым» чувством. Такое сочетание даров Божьих со школой, умением дают этот эффект, коим вы так легко покоряете слушателей — старых и молодых, восторженных или рассудочных. Важно то, что вы их покоряете «комплексом» «данных» вам природой и хорошей старой школой.
— С. Н. Дурылин. «Нестеров»
Некоторые известные портреты певицы: два портрета М. Нестерова (первый — 1937, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея ; второй — в роли Ярославны , «Князь Игорь», акварель, 1938), В. Белянина, Е. Лансере (в роли Лизы — «Пиковая дама», рисунок), П. Скотаря (в роли Купавы — «Снегурочка», карандаш, акварель, 1951) , Н. Кузьмина (в роли Ярославны — «Князь Игорь» — музей Большого театра ).