Литьё
- 1 year ago
- 0
- 0
Касли́нское литьё — народный промысел и художественные изделия ( скульптуры , предметы декоративно-прикладного искусства, архитектурные изделия) из чугуна , производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли , Челябинская область , Россия .
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков за 500 рублей приобрёл 250 тысяч десятин земли и основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод . Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной для производства угля. Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии .
Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев , заплативший за завод в 1809 году 700 тысяч рублей . После смерти Расторгуева заводы унаследовали две его дочери, которые привлекли для непосредственного управления свекра одной из них, знаменитого управляющего Г. Ф. Зотова . Именно он по итогам поездки в Германию организовал в 1824 году на базе обычного чугунолитейного производства еще и литье сложных форм в сухие песчаные формы . Выпускались подсвечники, тарелки, садовые диваны. Но для высокохудожественного литья не хватало модельщиков и скульпторов. С 1850-х годов на производство привлекаются новые талантливые скульпторы, художники, чеканщики и формовщики. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах , которые позже организовали художественную школу при заводе.
Долгое время эталоном каслинского литья были скульптуры П.К. Клодта , предоставленные страстным коллекционером В. Г. Дружининым (через брак ставшего совладельцем заводов), купившим права на тиражирование моделей .
1860—1890 гг. — время расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; завод участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. Примечательна Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896) , на которой каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне. Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, для которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена . Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При». На выставке было много желающих купить павильон, однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нём экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного — они отказались продать скульптуру «Россия», символизировавшую Российскую империю, и заявили: «„ Россия“ не продаётся! ». Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась в Россию. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.
Современники критиковали фабрику за однообразие моделей. Предпоследний пермский губернатор И. Ф. Кошко про «косность известных Каслинских заводов Кыштымского горного округа, производящих чугунное художественное литье: модели этого литья все те же, что были еще в моем раннем детстве, лет 50 тому назад» .
Первая Мировая война , Октябрьская революция и Гражданская война в России в начале XX века, Вторая Мировая война негативно сказались на промысле каслинского чугунного литья, а также на его мастерах и изделиях. В последующие годы буквально по крупицам пришлось восстанавливать почти утраченное ремесло и богатейшую коллекцию изделий. Лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи в Екатеринбурге состоялось открытие восстановленного павильона — символа и вершины искусства работы мастеров каслинского художественного чугунного литья .
Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий чёрной краской особого рецепта — голландская сажа ) сложились в XIX веке .
Скульптура по моделям П. К. Клодта , Е. А. Лансере , П.-Ж. Мэн , О. Таёжной , Н. А. Лаверецкого , Р. И. Баха и его двух сыновей Р. Р. Баха и Н. Р. Баха , М. Д. Канаева , а также местных мастеров — В. Ф. Торокина , К. А. Клодта и других.
Большая коллекция каслинского литья представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и в Каслинском историко-художественном музее .