Умная розетка
- 1 year ago
- 0
- 0
Розе́тка , розе́тта (от фр. rosette , буквально «розочка» ) — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке .
Подобные мотивы встречаются в искусстве древней Месопотамии , Древнего Египта , древней Персии, Индии (в виде « колеса Сансары »), Китая . Геометризованное изображение 16-лепесткового цветка жёлтой или оранжевой хризантемы является неофициальным гербом и императорской печатью Японии . Наибольшее распространение получили мотивы розеток на основе стилизованного цветка лотоса . В Древней Греции розетки украшали погребальные стелы. В греческой архитектуре дорического и в римской тосканского и композитного ордеров использовали накладные розетки из позолоченной бронзы на фризах и кессонированных потолках.
В раскопках Старой Ладоги VIII—XI веков на Северо-Западе Руси археологи находят женские украшения (подвески: колты, « височные кольца ») из спиралевидных колец и « лунниц », типичных для искусства древней Скандинавии . Розетки в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения, называют «вихревыми». Такие розетки близки древнейшим знакам огня ( свастике ) и воды ( меандру ) . В древнерусском искусстве X—XII веков вихревые розетки называли «водоворот». Такие формы встречаются в изделиях по металлу древних викингов, которые, вероятно, и привнесли их на Русь: в Старую Ладогу и Киев. Похожие украшения из золота и серебра изготавливали в Византии .
Мотив розетки получил распространение в искусстве романского и готического периодов и в эпоху Ренессанса . Трёхлопастная розетка, имеющая не только декоративный, но и символический смысл, получила название трифолия (мотив в виде комбинации двух равносторонних треугольников « Звезды Давида » или трёх лепестков — символ Пресвятой Троицы). Мотив розетки в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками в системе «поворотной симметрии» называется квадрифолием . В сложной орнаментике готической каменной и деревянной резьбы, переплётах витражных окон, вимпергов , резьбе церковной мебели, кресел хоров, мотивы розеток-трифолиев, сохраняя свою символику, превращались в сочетании с другими фигурами в сложные переплетения типа масверка . Мотив квадрифолия применяли в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных периодов и стилей. Розетты бывают рельефные , лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи гризайль .
В архитектуре готики большие круглые окна на западных фасадах и фасадах трансептов , расчленённые фигурными переплётами витражей, с мотивами звезды или распустившегося цветка, получили название: Большая роза . В Византии и в империи Карла Великого изготавливали реликварии — шкатулки из слоновой кости , украшенные позолоченными розетками. Отсюда название: «коробочки с розетками» ( нем. Rosettenkästen ). В западноевропейском средневековье с развитием культа «Мадонны роз» мотив розетки приобрёл новые символические значения. В розариях — изобразительных композициях на тему прославления Мадонны — количество лепестков роз имело литургический смысл. В искусстве классицизма , неоклассицизма и ампира последующих веков мотивы розеток использовали повсеместно: в архитектуре, резьбе по дереву , в мебели, декоративных тканях, изделиях из бронзы, поскольку они свидетельствовали об обращении к классической античной традиции.
Многообразие разновидностей розеток можно свести к следующим основным типам: