Interested Article - Цахуры

Флаг цахурского народа

Цаху́ры (самоназвание — цахур. yixbı, tsaxbı / йихъбы, цIaIхбы ) — один из дагестанских народов лезгинской группы , один из коренных народов Кавказа , исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане , один из титульных народов Дагестана. Говорят на цахурском языке , который относится к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи северо-кавказских языков .

Цахуры, как и другие народности лезгинской языковой группы , в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана . Предки этих народностей исторически входили в состав многоплемённого государственного объединения — Кавказской Албании — и были известны под общим именем « албанов (агванов) » .

Расселение

Расселение цахур в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

По официальным данным, общая численность цахуров составляет около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, в том числе 10 тыс. в Дагестане ) и Азербайджане (12,3 тыс.). По неофициальным оценкам, общая численность цахуров может составлять 50 — 100 тыс.

Цахуры проживают в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону и верховья р. Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Загатальского и Гахского районов Азербайджана.

В Дагестане имеется 13 цахурских аулов: Цахур , Гельмец , Курдул (Лек) , Микик , Мишлеш , Хиях , Сюгют , Муслах , Аттал , Корш , Джиных , Кальял , Мухах .
В Азербайджане цахуры проживают в 16 селениях: Дагъайбна-Мухах (7,2 тыс.), Сувагел (Ени Сувагиль) (5,5 — 6 тыс.), , , Даглы (3 тыс.), Мамрух (2,1 тыс.), Сабунчи (2 тыс.), Кум (1,5 — 2 тыс.), Гёзбарах (2 тыс.), (7 — 7,5 тыс.), (1,2 тыс.), Лякит-Кетюклю (1,2 тыс.), , , , (1— ,5 тыс.) .

Более десяти цахурских поселений: Новый Кальял, Камбулат , Казанкулак , Свердлово , Новый Мишлеш, Ленино Правда — Новый Цахур и другие — возникли на прикутанных хозяйствах в Бабаюртовской зоне. Также цахуры живут в крупных городах: Махачкала (3167 чел.), Каспийск (117 чел.), Дербент (99 чел.), Кизляр (96 чел.), Южно-Сухокумск (61 чел.), и др.

В семи населённых пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов Азербайджана представлено смешанное население: ( азербайджанцы и цахуры), ( аварцы и цахуры), (азербайджанцы, цахуры и аварцы), Гюллюк (азербайджанцы и цахуры), (азербайджанцы и цахуры). По данным переписи 1999 года 83 % азербайджанских цахуров проживали в сельской местности .

В части входивших в селений говорят на азербайджанском языке .

Список населённых пунктов, в которых проживали или проживают цахуры, с указанием языков, на которых говорят жители .
Гахский район
  • Гах (Къах) — смешанное население.
  • Сарваг ( Сарыбаш ) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Илису — население говорит на азербайджанском языке.
  • Агъчей (Агчай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Гашгачей (Гашгачай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Абрамчей (Абрамчай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Кум (Гум) — население говорит на цахурском языке.
  • Чинар — население говорит на цахурском языке.
  • Агъези (Узюмлю) — население говорит на цахурском языке.
  • Лекит — частично сохранён цахурский язык.
  • Лекит-Кётюклю — население говорит на цахурском языке.
  • Зарна — частично сохранён цахурский язык.
  • Джиных (Гюллюг) — частично сохранён цахурский язык.
Загатальский район
  • Загатала — смешанное население.
  • Агъдам-Калел (Агъдам-Калял) — население говорит на цахурском языке.
  • Джимджимех — частично перешли на азербайджанский язык.
  • Сувагел (Сувагиль) — население говорит на цахурском языке.
  • Кьас (Касс) — население говорит на цахурском языке.
  • Кьаркьвай (Каркай) — население говорит на цахурском языке.
  • Къалял (Галал) — население говорит на цахурском языке.
  • Эзгилли — частично перешли на азербайджанский язык.
  • Сапынджий (Сабунчи) — население говорит на цахурском языке.
  • Гъаласкьар (Аласкар) — население говорит на цахурском языке.
  • Мамрых, Мамрий (Мамрух) — население говорит на цахурском языке.
  • Гудьбарах (Гёзбарах) — население говорит на цахурском языке.
  • Заган (Заган) — население говорит на цахурском языке.
  • Мухах (Мухах) — частично сохранён цахурский язык.
  • Чобанкол (Чобанкёл) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къымыр (Гымыр) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къымырбазар (Гымырбазар) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Мишлеш-Тала (Юхары Тала) — частично сохранён цахурский язык.
  • Чинчар (Мишлеш) — население говорит на цахурском языке.
  • Даглы — частично сохранён цахурский язык.
  • Къандах (Гандах) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Лагьидж — население говорит на цахурском языке.
  • Чардахлар — частично сохранён цахурский язык.
Рутульский район
  • Лек (Курдул) — население говорит на цахурском языке.
  • Гелмец (Гельмец) — население говорит на цахурском языке.
  • Хийагь (Хиях) — население говорит на цахурском языке.
  • Цах, Цахур — население говорит на цахурском языке.
  • Хьойик (Согуют, Сюгют) — население говорит на цахурском языке.
  • Мишлеш — население говорит на цахурском языке.
  • Муслах — население говорит на цахурском языке.
  • Корш (Корш) — население говорит на цахурском языке.
  • Джинагь, Джинний (Джиных) — население говорит на цахурском языке.
  • Аттал — население говорит на цахурском языке.
  • Калел (Кальял) — население говорит на цахурском языке.
  • Мухах, Баш Мухах — население говорит на цахурском языке.
Бабаюртовский район
  • Новый Цахур (Правда)
  • Новый Мишлеш
  • Калел (Новый Кальял)
  • Камбулат
  • Нов. Гельмец
  • Нов. Муслах (Свердлово)

Этноним

Этноним «цахуры» (цахи) происходит от наименования аула Цахур . В отношении цахуров и рутульцев, населяющих верховья реки Самур, лезгины употребляют название «ванавац» , что значит «верхняя часть реки» . Сами себя цахуры называют цIaIхбы' . В прошлом, в разные периоды цахурцы были известны как албаны , леки (лакзы) , лезгины или цахурские лезгины .

В Дагестане лезгины называют цахуров цӏахурар , рутулы гъалтахъар , аварцы хъалтагъал, лакцы цӏахъюр . В Азербайджане их называют лезгинами — лезгилер либо сахурами — saxurlar (сахурлар).

Этническая история

Этногенез

По языку цахуры относятся к нахско-дагестанской (северо-восточной) семье, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков . Этноним «йихъбы» обнаруживает идентичность со всеми этнонимами народов Северо-Восточного Кавказа. Общность цахуров (цахов) с дагестанскими и нахскими народами прослеживается не только в языке, культуре, антропологии, но и в истории.

Ранняя история

Кавказская Албания (выделена зелёным цветом) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.
Лекия в середине XI в.

Происхождение цахуров уходит в глубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец IV тысячелетия до н. э.) . Цахуры — одна из самых древних упоминаемых в источниках Закавказья и Дагестана народностей . Непосредственными предками современных цахуров и других лезгиноязычных народов являются албанские племена, объединившиеся в конце II — середине I веков до н. э. в Кавказскую Албанию.

Предки цахуров с другими лезгиноязычными народами занимали цельную территорию на юго-западе Кавказской Албании, граничащую с Арменией и Иберией . Есть предположение, что цахуры в прошлом занимали значительно бо́льшую территорию, чем в XIX—начале XX вв.

Древние памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум , Лекит (Кахский район Республики Азербайджан), и Мамрух (Закатальский район Республики Азербайджан):

а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма , датированные исследователями VI веком.

б) в Леките — развалины круглой церкви , входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса строений, датированных VII веком.

в) в Мамрухе — развалины средневекового храма , датируемого III—IV вв. н. э.

Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.

Цахуры в XV—XIX вв.

Первые сведения о цахурах встречаются в грузинских и армянских источниках VII века: в одних упоминается страна Цукети, а в других — её жители — «цахайки» . Главное селение дагестанских цахуров — Цахур — существовало уже в XI—XII вв., о чём свидетельствуют найденные и датированные этим периодом надписи . В XIII веке о Цахуре сообщает арабский учёный Закария аль-Казвини . Он писал, что это

…большой город, густонаселённый, расположенный в шести переходах от Ганджи. Это главный город страны Лакзан . Холод в нём очень силён. Вода города из реки, называемой Самур … Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии.

Существование цахурских населённых пунктов в указанный период, однако, не закрывает вопрос об этногенезе цахурского народа. Степень генетического родства лезгинских языков показывает, что цахуро-рутульский язык наряду с другими языками этой группы до VI—VII веков являлся локальной единицей, «видимо, с выраженной диалектной обособленностью» . В X веке на территории, занимаемой носителями лезгинских языков, в том числе и цахурами, существовало раннефеодальное государственное образование Лакз . При этом ни один из авторов IX—XV вв. ни словом не упоминает о лезгинах, цахурах, рутульцах и агулах. Все эти народы, а порой и другие, объединялись под названием «жители страны Лакз» . Как пишет Ихилов , «мы склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами , хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры» .

В XV веке на территории проживания цахуров возникло феодальное образование с центром в ауле Цахур — Цахурское ханство .

С течением времени цахуры продвинулись к югу и расселились также в Кахском и Джарском эриставствах . Процесс переселения части цахуров из Дагестана на юг, в пределы северо-западного Азербайджана, завершился в XVII веке . Среди русских историков XIX века (Линевич, Эсадзе и других) существовало мнение, что цахуры, которых они называли «лезгинами», являются пришельцами, захватившими в XVII веке часть территории Кахетинского царства . Однако эта точка зрения является неверной. От царевича Вахушти известно, что уже в XVI веке в нагорных частях Кахетии существовало множество цахурских поселений . К началу XVIII века на указанной территории окончательно оформились аварские и цахурские вольные общества, более известные как Джаро-белоканские вольные общества .

В состав Илисуйского султаната также вошли три цахурских вольных общества, сохранивших при этом своё внутреннее самоуправление . Население султаната находилось под сильным влиянием азербайджанской культуры . Илисуйский султанат просуществовал до 1844 года, пока он не был ликвидирован российскими властями. После его ликвидации здесь была введена русская администрация. Часть цахурских селений вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ , а остальные — в Самурский округ , входивший первоначально в Каспийскую область , а затем в Дербентскую губернию и Дагестанскую область .

В 1852 году российские власти с целью лишить движение Шамиля поддержки цахуров насильно переселили их на Приалазанскую равнину; 15 селений в верховьях Самура были до основания разрушены войсками . Лишь в 1861 году цахурам было разрешено вернуться в прежние места проживания . По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи», цахуры общей численностью 2430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области . По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года, цахуры общей численностью 5149 человек населяли Гельмецкое, Джинихское, Кальяльское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в Самурском округе .

Язык

Цахурский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее близок он к рутульскому языку , с которым у него имеется существенная близость структурных характеристик и лексики . Ввиду длительных контактов цахурцев с азербайджанцами цахурский язык подвергся значительному влиянию азербайджанского языка . Выделяются цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сабунчинский диалекты. Среди дагестанских цахуров распространены также русский и азербайджанский языки , а для азербайджанских цахуров вторым языком является азербайджанский .

Первые сведения о цахурском языке были опубликованы в работе Р. Эркерта «Die Sprachen des kaukasischen Stammes». В последующем цахурскому языку была посвящена ценная работа А. Дирра «Цахурский язык» .

До 1864 года цахуры для письма использовали модифицированную арабскую письменность. В начале 1930-х гг. А. Н. Генко разработал цахурский алфавит на основе латинской графики . В 1935—1938 годах в начальных школах велось обучение на цахурском языке . В основу формирующегося литературного языка был положен говор села Цахур. Однако уже в 1938 году преподавание и книгоиздание на цахурском языке было прекращено; было решено, что культурные нужды цахурского народа могут обслуживать азербайджанский и русский языки .

До 1952 года в цахурских школах обучение велось на азербайджанском языке, а с 1952 года — на русском . В 1990 году постановлением Совета министров Дагестанской АССР для цахурского, агульского и рутульского языков был определён статус письменного языка. В том же году на основе кириллицы был создан новый цахурский алфавит , а в 1996 году в Баку была опубликована цахурская азбука на латинской основе .

В настоящее время цахурский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан . В Республике Дагестан цахурский язык и цахурскую литературу в школах изучают с первого класса. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4 классов начальной школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по цахурскому .

Общие сведения

Верующие цахуры исповедуют ислам суннитского толка ( шафиитский мазхаб ) . Принятие цахурами ислама относится к X—XI вв. . Закария аль-Казвини, посетивший в середине XIII века селение Цахур, сообщал, что «жители этого города все шафииты . В нём медресе, основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак…» .

Антропологически относятся к каспийскому типу европеоидной расы . По пигментации им близки табасаранцы .

Культура

В 1992 году было создано культурно-историческое общество «Цахуры», целью которого является возрождение и развитие культуры цахурского народа и улучшение его социальной сферы . В Дагестане на цахурском языке издаётся газета Нур , выходит детский журнал «Лачин», музыкальная телепередача «Алшан»; ежедневно ведутся теле- и радиопередачи. В ДГПУ функционирует факультет дагестанской филологии, в ДГУ — отделение дагестанских языков, где готовят специалистов по цахурскому языку. В 2014 году в Москве было создано цахурское национально-культурное общество ( национально-культурная автономия ), которое возглавил общественный деятель Рафаэль Алиев . С 2009 года на цахурском языке начал издаваться детский журнал «Соколёнок» . Существует танцевальный ансамбль «Цахур».

В Азербайджане функционирует Цахурский культурный центр в Загатале , занимающийся развитием танцевальных и певческих коллективов. Один из них, «Джейранум», выступает в Загатале и Баку . В 2009 году был снят короткометражный фильм «Спиной к Кыбле» ( цахур. Kiblayıka yıkыhiyna , азерб. Arxası qibləyə ) ставший первым в мире художественным фильмом на цахурском языке . Песенно-музыкальная культура цахуров испытала влияние культуры соседей-азербайджанцев .

Примечания

  1. . Дата обращения: 4 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 30 января 2012. 23 декабря 2021 года.
  3. . Дата обращения: 30 января 2012. 5 января 2012 года.
  4. . Дата обращения: 30 января 2012. 1 июня 2012 года.
  5. . Дата обращения: 13 июля 2014. Архивировано из 11 октября 2017 года.
  6. от 9 декабря 2021 на Wayback Machine : от 18 октября 2012 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
  8. . Государственный комитет статистики Украины. Дата обращения: 9 сентября 2011. 8 марта 2012 года.
  9. от 6 апреля 2023 на Wayback Machine (латыш.)
  10. . belstat.gov.by. Дата обращения: 16 октября 2011. 3 февраля 2012 года.
  11. от 1 мая 2012 на Wayback Machine ( от 11 мая 2011 на Wayback Machine .rar)
  12. Г. Х. Ибрагимов, Ю. М. Нурмамедов. Цахурско-русский словарь. — М. : Издательство Российской Академии Наук. Дагестанский научный Центр. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, 2011. — С. 6. — ISBN 9785944341006 .
  13. . Дата обращения: 2 сентября 2016. 8 октября 2017 года.
  14. . Дата обращения: 2 сентября 2016. Архивировано из 11 октября 2016 года.
  15. . Дата обращения: 2 сентября 2016. 15 сентября 2016 года.
  16. . — Olma Media Group, 2007. — С. 566. — ISBN 537301057X , 9785373010573.
  17. Алексеев В. П. Избранное. Происхождение народов Кавказа. — Наука, 2009. — Т. 5. — С. 229. — ISBN 978-5-02-035547-7 .
  18. Исламмагомедов А. И. Цахуры // / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М. : «Наука», 2002. — С. —449. — ISBN 5-02-008808-0 .
  19. . Дата обращения: 13 февраля 2015. 25 ноября 2020 года.
  20. Qax rayon İcra Hakimiyyəti: Rayon haqqında: Əhalisi
  21. Гусейнов Ф. М. К истории цахуров. — Махачкала, 1998 г. стр 7
  22. . Дата обращения: 6 декабря 2015. 15 декабря 2015 года.
  23. . Дата обращения: 6 декабря 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  24. М. М. Ихилов. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов / Дагестанский филиал АН СССР — Мх. , 1967. — 370 с.
  25. Магомедов Р. М. Происхождение названия Лезгинстан, «Учёные записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
  26. . Дата обращения: 18 мая 2011. 12 ноября 2013 года.
  27. Талибов Б. Б. Цахурский язык // Языки народов СССР: в 5 томах. Иберийско-кавказские языки. — М. : Наука , 1967. — Т. 4. — С. 591.
  28. Алексеев, Михаил; Казенин К. И.; Сулейманов Мамед. . — М. : Европа, 2006. — С. . — ISBN 5-9739-0070-3 .
  29. Ибрагимов, Гарун Халилович. / Климов Г. А.. — Наука, 1990. — С. 7. — 237 с.
  30. Г.Х.Ибрагимов, Ю.М. Нурмамедов. Цахурско-русский словарь. — М. : Издательство Российской Академии Наук. Дагестанский научный Центр. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, 2011. — С. 499—501. — ISBN 9785944341006 .
  31. John M. Clifton, Calvin Tiessen, Gabriela Deckinga, and Laura Lucht. . 10 августа 2017 года.
  32. Агеева. Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник 2000 г.
  33. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 22.
  34. Л.Б.Панек . Сборник очерков по этнографии Дагестана. Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1996. —С.47
  35. Р.М. Магомедов . История Дагестана: очерки и документы. Дагестанское книжное издательство, 2004. — С.33
  36. от 28 ноября 2020 на Wayback Machine
  37. Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. — М. : Наука , 2001. — Т. 3. — С. 334—335. — ISBN 5-02-011237-2 .
  38. от 20 апреля 2016 на Wayback Machine Народы России: Цахуры
  39. Гамзат Мусаев. Цахуры в XVIII—XIX вв.: историко-этнографическое исследование XVIII—XIX вв. — Махачкала, 2009. — 2 стр.
  40. Сергеева Г. А. // Расы и народы. Вып. 26. — Наука, 2001. — С. 16. — ISBN 5-02-008712-2 .
  41. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М. : Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 178.
  42. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. / Ответств. ред. Б.Б. Пиотровский. — М. : Наука, 1988. — С. 154.
  43. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 49.
  44. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 62.
  45. Косвен М. О. Народы Дагестана: сборник статей. — Издательство Академии наук СССР, 1955. — С. 219.
  46. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. — М. : Наука, 1988. — С. 278.
  47. Петрушевский И. П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX века. — Махачкала, 1993. — С. 74.
  48. Перушевский И. П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX века. — Махачкала, 1993. — С. 43.
  49. Агеева Р. А. . — Academia, 2000. — С. . — ISBN 5-87444-033-X .
  50. Сергеева Г. А. Цахуры // Расы и народы. Вып. 26. — Наука, 2001. — С. 17. — ISBN 5-02-008712-2 .
  51. . « Демоскоп ». Дата обращения: 23 сентября 2011. 5 февраля 2012 года.
  52. / Е. И. Козубскій. — Темиръ-Ханъ-Шура: "Русская типографія", 1895. — С. 376—381. 29 ноября 2021 года.
  53. Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник. — М. : Academia, 2002. — Т. 4. — С. 220. — ISBN 5-87444-149-2 ББК 81.2.я2 УДК 802/809(=1.470)(031) К 782.
  54. . Дата обращения: 1 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  55. . Дата обращения: 1 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  56. Ибрагимов Г. Х. . — М. : Наука, 1990. — С. . — ISBN 5-02-010989-4 .
  57. Г. Х. Ибрагимов. . — М. : "Наука", 1990. — С. —4. — 239 с. — ISBN 5-02-010989-4 .
  58. . — Olma Media Group, 2007. — С. 566. — ISBN 537301057X , 9785373010573.
  59. Алексеев, Михаил; Казенин К. И.; Сулейманов Мамед. . — М. : Европа, 2006. — С. . — ISBN 5-9739-0070-3 .
  60. Согласно Конституции Республики Дагестан, государственными языками республики являются русский язык и все языки народов Дагестана.
  61. Алексеев, Михаил; Казенин К. И.; Сулейманов Мамед. . — М. : Европа, 2006. — С. . — ISBN 5-9739-0070-3 .
  62. П.И. Пучков. . www.isras.ru. Дата обращения: 16 октября 2011. 3 февраля 2012 года.
  63. Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 71.
  64. Гаджиев А.-Р. Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии). — Махачкала, 1965. — С. 52. — ISBN 978-5-02-035547-7 .
  65. Исламмагомедов А.И. Цахуры // . — Наука, 2002. — С. . — ISBN 5-02-008808-0 .
  66. Амина Сулейманова. (16 февраля 2017). Дата обращения: 30 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
  67. Байрам Абдуллаев (19 января 2009). . РИА “ДАГЕСТАН”. из оригинала 24 сентября 2015 . Дата обращения: 4 июля 2012 .
  68. . Агентство Международной информации TREND. 01.04.2009. {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  69. Исламмагомедов А. И. Цахуры // / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М. : «Наука», 2002. — С. . — ISBN 5-02-008808-0 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)

Литература

  • Цахуры // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
Источник —

Same as Цахуры