Лидер оппозиции в кнессете
- 1 year ago
- 0
- 0
Кайта́гцы , или хайда́кцы (самоназвание — хайдакьан, хайдакьанти ) — группа даргинцев , проживающие в Кайтагском районе. Численность свыше 25 тыс. чел. (2010, оценка) .
Живут в основном на территории Кайтагского района , часть — на равнине и в городах ( Махачкала , Дербент , Избербаш и др.). В 1944 году часть кайтагцев была переселена в Чечню, откуда позднее переселилась на север Дагестана.
Говорят на кайтагском языке даргинской ветви нахско-дагестанской семьи , распространён также даргинский и русский . Верующие — мусульмане - сунниты .
У соседних народов известны под названиями:
Название государственного образования Кайтаг — Хайдак и и народа хайдаки (кайтаги, кайтагцы) народная этимология связывает с местным языком. По предположениям историков Б. Г. Алиева и М.-С. К. Умаханова, название Хайдак выводится из сочетания слов « гъай » и « дакьа », что переводится на русский как «гнать скот», «погонять скот» . Согласно легенде, кайтагцы воровали скот у соседних сёл, те в свою очередь их так прозвали, откуда название разошлось.
Версия Семёна Михайловича Броневского о происхождении названия: «Кайдаки получивший название свое от бывшаго в сих местах древняго города Кадака » .
У самих кайтагцев не сохранилось древних преданий о происхождении кайтагского народа . В дореволюционной и советской литературе встречались версии о монгольском и огузском происхождении кайтагцев, в частности у академика В. В. Бартольда . В советское время монгольская версия фигурировала в некоторых работах лингвистов. Так Н. К. Дмитриев считал, что современые кайтагцы утратили язык монгольского типа . По его мнению, единственное, что сохранилось от их прежней речи — это очень немногие словарные элементы . Монгольский говор кайтагцев был описан Эвлия Челеби . О монгольском происхождении также писал С. А. Токарев .
Востоковед В. М. Минорский называл монгольскую версию чистым заблуждением . Название Хайдак засвидетельствовано с различными ошибками в написании у арабских авторов ещё IX—X вв. н.э. . Далее он писал, что имя «Кай» известно среди алтайских народов, но сочетание «Кайтаг» не встречается в других местах .
Как писала Р. Ф. Агеева , кайтагцы являются коренным населением на своей традиционной территории расселения .
Историю кайтагцев традиционно освещают в рамках их родственных связей с другими дагестанскими народами, в частности с даргинцами . Согласно сведениям из Большой российской энциклопедии , кайтагцы — этническая группа даргинцев, иногда рассматриваются как самостоятельный народ . О родственных связях с дагестанскими народами также свидетельствуют свежие генетические исследования, показывающие, что самой распространенной гаплогруппой среди кайтагцев является J1 , она также преобладает у даргинцев (70-80%, до 91% ).
С момента основания до середины XIX века входили в Кайтагское уцмийство , которое являлось одним из княжеских владений в Дагестане с правителем уцмием (от кайт. уцци «брат»). Военную и политическую силу уцмия составляли верхнекайтагские и даргинские вольные общества Уцми-Дарго, Акуша-Дарго , Каба-Дарго , Буркун Дарго , Муйра , Гапш , Сюрга , и уцмий, дорожа их лояльностью, отправлял новорожденного сына к ним, где женщины прикладывали его к груди ( аталычество ). Тем самым уцмий скреплял политический союз с вольными обществами Верхнего Дарго, роднясь с ними. Столица Кайтагского уцмийства — Кала-Корейш (мавзолей уцмиев), позднее — Уркарах и Маджалис , резиденция в Башлы . Традиционно выделялся верхний узденский Кайтаг Уцми-Дарго, и нижний — раятский, теркеме, Башлы, Янгикент . В XIX в. Кайтагское уцмийство, как политическое объединение, включало не только кайтагцев, но также кубачинцев , даргинцев , кумыков , терекеменцев и горских евреев .
Кайтагцы также принимали участние в Кавказской войне , в Кайтаге проходили множество восстаний. Кайтагский аул Шиляги за 19 век разрушался и восстанавливался 3 раза: в 1831 году при подавлении восстания на стороне имама Гази-Мухаммада , в 1852 году, когда наиб имама Шамиля Бук-Мухаммад предпринял поход в Кайтаг, а также в 1866 году при восстание в Кайтаго-Табаранском округе .
С 1860-х годов кайтагцы включены в Кайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области .
По переписи 1926 года кайтагцы насчитывали 14,4 тыс. человек. Начиная с переписи 1939 года учитываются в составе даргинцев .
Часть кайтагцев в 1944 году была переселена в Чечню .
Традиционная культура типична для дагестанских народов . Основным пахотным орудием в Верхнем Кайтаге был горский плуг (дерецц), в Нижнем — отвальный. С XIX в. занимались шелководством . Было развито ткачество из шерсти, конопли, хлопка и шёлка, в Верхнем Кайтаге — резьба по дереву (детали жилищ, мебель) и камню (надгробия, архитектурная резьба , в том числе с фигурами животных, сюжетными сценами), кузнечество , в Нижнем — вышивка гладью на тёмно-синем фоне (вставки на подушки, занавески, одежда) .
Торговали (в основном с Дербентом) скотом, мёдом, фруктами, мареной , строительным лесом, деревянной утварью и др. С декабря по май большинство мужчин Верхнего Кайтага занимались отходничеством в район Дербента . В XX в. образовалась интеллигенция .
Традиционные занятия кайтагцев — земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах — земледелие, садоводство и виноградарство). Основные культуры в долинах гор: кукуруза, которую сеяли вместе с фасолью, ячмень, голозерный ячмень, конопля, лён, пшеница. В горной зоне — ячмень, пшеница, морковь, картофель, рожь. В предгорье — озимая пшеница и ячмень, полба, просо, кукуруза, овёс. Из подсобных отраслей была развита охота. С декабря до мая большинство мужчин из Верхнего района уходило в отхожий промысел в район Дербента. Были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шёлковых тканей. В Верхнем (лесном) районе были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колёс, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари и пр.), кузнечное и камнерезное дело. Незначительное кузнечное производство существовало и в Нижнем районе. Торговали (в основном с Дербентом) скотом, мёдом, фруктами, мареной, строительным лесом, деревянной утварью и др.
В наше время основными занятиями кайтагцев остаются земледелие, садоводство, виноградарство, а также скотоводство; развито отходничество в города России.
Традиционные селения западных кайтагцев — скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения восточных кайтагцев сближаются с типом соседних кумыкских и вообще предгорных поселений. Дома чаще каменные. Характерны для кайтагцев дома с верандой на фасадной солнечной стороне. Внутреннее убранство дома: огромные, во всю длину стены лари, шкафы для посуды и продуктов с несколькими полками, украшенные резьбой, деревянные тахты и кровати с фигурными украшениями и резьбой, стулья, маленькие табуретки со спинками и без, табурет на трёх ножках .
В Верхнем Кайтаге известны боевые и сторожевые башни; в с. Ицари Дахадаевского района (к западу от Кайтага) сохранились стены и круглая сторожевая башня — вероятно, часть системы укреплений XV—XVI веках, шедшей от Дербента .
В XIX веке каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп — тухумов (жинсов) , большие семьи (хола кулпет) .
Традиционная одежда кайтагцев сходна с одеждой даргинцев. Мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, овчинные папахи, у зажиточных кайтагцев — шапки из каракуля, башлык, войлочные шляпы. Обувь — шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и не пришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и другая обувь. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремнёвый пистолет со сплошь обложенной чернёным серебром ручкой, шашка и т. д. Нарядные черкески обшивали позументом .
Традиционный женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, жёлтого, зелёного, оранжевого и т. д.), архалука, платья типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. Головные уборы: чухта, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки .
В питании представлены мясо-молочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Из традиционных блюд характерны блины ( бурщина ), пироги из кукурузной муки (ава мучери), пирог с курятиной (аркъвалла бацбик), фигурный хлеб в виде куропатки с запечённым внутри яйцом (къакъба), халва (мучная — арбиш, ореховая — метух). Из напитков получило распространение вино из кипячёного виноградного сока «мусти» .
Даргинское чуду получило начало от кайтагцев (но кайтагцы добавляли ещё и орех).
Народные праздники и обряды: прополки (ахърарцдила байрам) черешни, вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца .
Характерен погребальный обряд (погребальную одежду для покойника могла шить только вдова, мыть пол после выноса тела — только незамужняя и т. д.). Основные календарный праздники: весенний Новый год (Гевла байрам; девушки качались на качелях, мужчины состязались в скачках, кидании камня и др.), ( Икъри хьурсан бари ) и др. Распространены обряды вызывания солнца, вызывания и прекращения дождя и т. п.
Из традиционных видов народного искусства: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т. д.), вышивание и др. В них традиционные солярные и спиральные мотивы, на стенах домов часто встречаются вырезанные фигуры людей, животных, солнечные диски, состязания, стрельба из лука и т. д. В доисламских религиозных верованиях обнаруживается специфичность отдельных элементов и обрядов .
Из жанров фольклора наиболее распространён прозаический жанр (рассказы и сказки) .