Interested Article - Лагич
- 2020-01-25
- 1
Лаги́ч или Лахидж ( азерб. Lahıc , по азербайджанской кириллице Лаһыҹ , а по азербайджанской латинице конца 1920-х годов Lahiç ; татск. Löhij ) — посёлок городского типа , расположенный в Исмаиллинском районе Азербайджана .
Лагич — старинный центр кустарного производства медной посуды . Построенный по принципу квартальной застройки, он представляет собой оригинальный памятник средневекового градостроительного и архитектурного искусства с мощёными улицами и площадями, развитой системой канализации и водоснабжения и построенными из камня, но переложенного деревянными реями, зданиями.
Физико-географическая характеристика
Географическое положение
Лагич расположен на юго-восточных склонах Кавказа, в горах Ниальского хребта , почти у самых истоков реки Гирдыманчай (по произношению местных жителей — Гирдман) , на её левом обрывистом берегу, который отстоит от начала реки у горы Бабадаг примерно на 20 — 21 км . На правом берегу реки, Гирдыманчай в 2 км южнее Лагича, расположен Лагичский минеральный источник . Это серный родник с холодной водой .
В пределах посёлка ширина Гирдыманчая около 250—300 м . Посреди Лагича протекает речка Люла-Дарам или Луло , которая впадает в Гирдыманчай и делит Лагич на две части .
Посёлок раскинулся на высоте примерно 1230—1300 м над уровнем океана, уступая высокогорной Шуше (1320 м), но значительно превосходя Баскал (1110 м), Нахичевань (850 м) и Шеки (750 м) . Приводится отметка высоты в 1211 м , а также 1375 м над уровнем моря .
Посёлок лежит в глубокой котловине , небольшой в несколько квадратных километров , под Ниальским хребтом и со всех сторон он закрыт кольцом непроходимых гор . Территория, на котором расположен Лагич, состоит из террасообразных возвышенностей и холмов, которые прилегают к речной долине . К югу от посёлка возвышается гора Ниялдаг (2083,5 м) .
Местность малодоступна . Между горами Эль-Гядук и Ниал-даг река Гирдыманчай прорезывает Лагичский хребет и, выходя возле селений Тулляр и Зарнова в низменность Хорасо, образует узкий прорыв, открывающий проход в село со стороны Ахсуйской равнины .
Лагич расположен в 25 км от районного центра и в 71 км к северо-востоку от железнодорожной станции Мюсюсли (на линии Тбилиси — Баку) . Ближайшим населённым пунктом к Лагичу является селение Ахан , расположенное к востоку от посёлка. К северу от Лагича и Ахана лежит небольшое селение Химран .
В августе 2018 года была открыта автомобильная дорога Демирчи — Лагич , связывающая Лагич с высокогорной деревней в соседнем Шемахинском районе . Из Лагича можно попасть в отдалённые населённые пункты, расположенные за рекой Гирдыманчай к северу и западу от посёлка (например Мюдри , Ваша , Гафтасов и другие).
Климат
Климат Лагича — умеренно-холодный с прохладным летом и мягкой зимой . Начало зимы, как правило, приходится на ноябрь, а кончается в конце марта, но снег иногда выпадает даже в мае и в сентябре . Весна поздняя — с апреля .
Сейсмичность
Сейсмичность района Лагича довольно высока и приравнивается к 8 баллам . Посёлок не раз был затронут землетрясениями.
- В 15:25 часов 28 апреля 1904 года в Шемахе произошло сильное землетрясение. Направление землетрясения в самом Лагиче было с северо-запада на юго-восток .
- В 20:54 часа 20 февраля 1906 года восточную часть Закавказья сотрясло сильное землетрясение. В Лагиче его направление было с запада на восток, а 23 июня в селении ощущалось ещё одно землетрясение .
- 8 июня 1907 года продолжительность землетрясения, затронувшее Лагич, составила 15 секунд, направление северо-запад — юго-восток .
- В 04:54 часа 21 марта 1956 года в Шемахинском районе произошло 7-бальное землетрясение, которое с максимальной силой проявилось в нескольких населённых пунктов северо-западнее Шемахе и в их числе был Лагич, результатом чего стали незначительные повреждения и оползни .
- 6 декабря 1965 года в 02:54 часов землетрясение силой 5-6 баллов произошло уже в районе села Лагич .
Этимология
Название населённого пункта в течение долгих лет несколько раз изменялось, принимая различные формы: «Аль-Абхаз», «Ланджан», «Аль-Айджан», «Лагиджан», «Лиран» . Некоторые исследователи связывают название «Лагич» с названием местного племени . Другие считают, что это название принесли с собой переселенцы из Гилянского . По одной из легенд, название «Лагич» появилось после того, как сильнейшим землетрясением был стёрт с лица земли город Ла в Иране .
История
О происхождении лагичцев в народе сохранилось несколько преданий, согласно которым они являются выходцами из иранского Лахиджана (провинция Гилян ) . По одной из легенд, тысячу лет назад персидский шах Кей-Хосров , убив в поединке соседнего правителя, бежал, спасаясь от мести, на север. Укрывшись в здешних горах, он и провёл остаток своих дней, предавшись молитвам. В чужой стране, у обрыва реки, под горой Ниялдаг был похоронен изгнанник, а над могилой его поставили памятник с единственной надписью: «Кей-Хосров Первый». Слуги покойного шаха построили рядом селение и назвали его Лагич .
Востоковед Владимир Минорский предполагал, что расположение и название современного Лагича соответствует княжеству Лайзан , одному из вассальных сасанидских княжеств, позднее ставшему частью Ширвана . Также считается, что столицей Лайзана был одноимённый город — ныне посёлок Лагич (современное селение Лагич). Лайзаншах владел Лайзанской (Лагичской) долиной и прилегающими предгорьями .
Считается, что умение плавить железо и медь лагичцы вынесли из персидского города Хамадана , превратив свою новую родину в ремесленный центр. По всему Лагичу были разбросаны плавильные печи и мастерские. Сюда ежедневно приходили караваны, привозившие хлеб, слитки меди, ткани, руду, а покидали его нагруженные медной посудой, которую покупали не только в Азербайджане — она шла в Армению , Грузию и Дагестан , в Персию и Турцию . Близ Лагича, у подошвы горы Нияз, в 1903 году было найдено 8 серебряных сефевидских монет конца XVII и начала XVIII веков, из которых два поступили в Эрмитаж .
Лагич превратился в большое поселение с улицами, выложенными белым речным камнем со дна реки Гирдыман, с двухэтажными и трёхэтажными домами, с общественными банями и мечетями, водопроводом и канализацией. Отмечается, что как крупный центр ремесленного производства Лагич сложился в эпоху позднего средневековья и прославился в XVII—XVIII вв. Слава его достигла апогея во второй половине XIX века . По некоторым данным, к середине XIX века в Лагиче проживало десять тысяч человек .
Лагич в XIX — начале XX веков
К началу XIX века, когда Закавказье стало частью Российской империи , Лагич входил в состав Ширванского ханства и был центром одного из его магалов — административной единицы ханства. Лагичским магалом управлял сын ширванского хана Мустафы — Джапар Кули-ага и после его бегства в Персию управление магалом перешло к мелику Тагиру . О том, какими были ханские поборы с Лагича сохранилась следующее свидетельство:
Местечко же Лагич мало платит сурсата и малджегата, потому что вовсе почти не занимается хлебопашеством, а жители оного все мастеровые — оружейники и медники; впрочем самый главный побор с оного состоял в том, что Мустафа-хан и сын его Джапар Кули Ага в год брали в лагичских мастеров до 100 ружей и пистолетов и медной посуды неопределительно, платя иногда за взятые вещи ничтожную сумму, а иногда вовсе без платы .
В конце XIX века в связи с приходом машинного производства ручное изготовление медной посуды в Лагиче резко сократилось. Жители целыми семьями уезжали в Баку , Шемаху , Кюрдамир , и само поселение стало медленно угасать .
В начале XX века Лагич относился к Кошунскому полицейскому участку (местопребывание пристава было в Шемахе) Шемахинского уезда Бакинской губернии и здесь было 4 мечети, 1 школа .
Советский Лагич
Революция 1917 года ознаменовала кардинальные социальные и политические изменения, но в то же время привела к ожесточённой гражданской войне на просторах распадающейся империи между различными политическими, национальными и социальными группами. Революционные потрясения не обошли стороной Лагич. В конце того же года сюда прибыл уроженец Лагича Касум Исмаилов , которого жители села позже изберут в Шемахинский уездный Исполнительный комитет (уездисполком) . Вместе с приехавшим тогда , Исмаилов создал из крестьян красногвардейский отряд, который активно участвовал в боевых действиях .
28 апреля 1920 года правительство Азербайджана было свергнуто , а вся полнота власти в республике перешла к (Азревкому). На местах же стали создаваться местные органы власти — революционные комитеты (ревкомы). 1 мая образовался Шемахинский уездный ревком . Шемахинским уездно-городским ревкомом был издан приказ об организации Али-Байрамлинского участкового ревкома с местопребыванием в Лагиче .
После падения АДР в Лагиче нашёл временное прибежище Мамед Эмин Расулзаде . Здесь он написал своё произведение « Сиявуш нашего века » .
Во второй половине XX века Лагич был административным центром Лагичского поселкового Совета Исмаиллинского района Азербайджанской ССР, в составе которого в разное время числились разные населённые пункты. Если на 1 января 1961 года поселковый Совет объединял посёлок Лагич и 7 селений ( , Багали , , Ахан , , и Химран ) , то на 1 января 1977 года он включал 6 населённых пунктов: посёлок Лагич и селения Аракит, Багали, Гарча, , , в то время как селения Ахан, Дуварян, Койдан и Химран теперь составляли отдельный Аханский сельский совет (сельсовет) .
В 1980 года Лагич был объявлен историко-культурным заповедником . 18 мая 1981 года Совет Министров Азербайджанской ССР издал постановление № 227 об утверждении Положения о Лагичском историко-культурном заповеднике . Заповедник охватывает площадь в 80 га. В заповедник входит 93 строения, в частности 71 частный дом и 22 строения иного назначения. Расположенные в этом селе мечети, водопровод и канализация, Гирдманская крепость находятся под охраной государства. В селе продолжаются и развиваются ремесленные традиции.
Несколько лет назад при раскопе земли для создания фундамента дома были обнаружены могилы, напоминающие подземные колодцы. Помимо останков в каждой могиле находились также ритуальные кувшины. Экспертиза, проведённая институтом археологии, постановила, что кувшинам, состоящим из глины, 4 тысячи лет .
Население
XIX век
В «Обозрении русских владений за Кавказом», изданном в 1836 году, о населении говорилось следующее:
В верхней части Ширвана, в горах, есть магал Лагишский (Лагишъ), населённый племенем, отличающимся от Татар как физиогномиею, так и нравственными качествами. Они говорят отменным языком от Татарского и занимаются почти исключительно обработыванием металлов. Не выходцы ли это из Персии, в котором есть город Лагишанъ? .
По сообщению жившего в первой половине XIX века Бакиханова жители магала Лахидж «суть племена древних персов, переселённых сюда Аношарван Хосровом в VI веке (христианской эры) и сохранивших до сих пор одно из наречий пехлевийских или древних персов» .
Статистические данные, относящиеся ко второй половине XIX века, показывают, что по количеству проживающих Лагич был крупным населённым пунктом, но его жители фиксировались либо как таты , либо как «татары» (то есть азербайджанцы ). Материалы того же времени сообщают о наличии здесь мусульман-шиитов и мусульман-суннитов .
Согласно « Кавказскому календарю » на 1856 год Лагич (لاﻫﻴﺞ) Лагичского магала населяли «татары» (азербайджанцы), которые между собой говорят «на испорченном фарсийском и татарском», то есть на татском и азербайджанских языках .
По данным списков населённых мест Бакинской губернии от 1870 года , составленных по сведения камерального описания губернии с 1859 по 1864 год, в селении Лагич (Лаичъ) Шемахинского уезда имелось 598 дворов и 5,228 жителей-татов, состоящих из мусульман-шиитов и 10 дворов мусульман-сунниты .
По сведениям 1873 года, опубликованным в изданном в 1879 году под редакцией Н. К. Зейдлица «Сборнике сведений о Кавказе», в казённой деревне Лагич (Лаич) было уже 708 дворов и 5,750 жителей, но на этот раз они фигурировали как «татары» (азербайджанцы), причём подавляющее большинство из них также мусульмане-шииты и лишь 10 дворов мусульман-суннитов . По данным 1874 года численность населения Лагича ниже — 5,377 человек, а этнический состав указан как «татары»-сунниты и «татары»-шииты (азербайджанцы-сунниты и азербайджанцы-шииты) .
По материалам посемейных списков на 1886 год, в Лагиче насчитывалось 6,914 человек (686 дымов), но теперь они все отмечены как таты -шииты, которые состоят из 6,753 крестьян на казённой земле (673 дыма), 121 представителя высшего мусульманского сословия и 40 представителей шиитского духовенства . Согласно данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона , изданного в 1896 году, в Лагиче проживают таты и тоже количество 6,914 жителя . По результатам переписи 1897 года в Лагиче проживало 5,142 человека и все мусульмане по вероисповеданию .
XX век
К началу XX века Лагич оставался крупным населённым пунктом с населением в несколько тысяч человек, но в дореволюционной литературе его жители чаще именуются «татарами» (азербайджанцами), а не татами.
По свидетельству автора краеведческого описания Лагича (1901), учителя Лагичского училища М.-Г. Эфендиева, кроме коренного населения здесь также проживало несколько семейств шемахинцев , сферой деятельностью которых была торговля; несколько семейств персидскоподанных, часть из которых переселилась сюда ещё до времён ширванского хана Мустафы и несколько семейств лезгин , которые переселились несколько десятков лет назад, преимущественно из с. Мискинджа ( Самурский округ Дагестанской области ) .
В одной из статистических ведомостей, приложенной к Обзору Бакинской губернии за 1902 года и показывающей национальный состав коренного населения населённых пунктов Бакинской губернии на 1 января 1903 года, по Лагичу Кошунского участка Шемахинского уезда указаны 688 дымов и 6,864 жителя, «татар»-шиитов (азербайджанцев-шиитов) по национальности .
Согласно сведениям « Кавказского календаря » на 1904 год, опирающихся на данные статистических комитетов Кавказского края, в Лагиче было 6,777 жителей, в основном таты . Зато очередной «Кавказский календарь» на 1910 год сообщает другое: в Лагиче за 1908 год проживало 6,515 человек, в основном «татары» (азербайджанцы) .
По сведениям Списка населённых мест, относящегося к Бакинской губернии и изданного Бакинским губернским статистическим комитетом в 1911 году, население Лагича составляло 6,735 человек (674 дыма) и они также были указаны как «татары» (азербайджанцы) . Те же материалы показывают, что из 6,735 жителей 6,526 были поселянами на казённой земле (650 дымов), 147 — дворянами и беками (10 дымов) и 62 — представителями духовенства (4 дыма), а по уровню грамотности только 380 мужчин имели грамотность на языке местного населения и 67 мужчин — на русском языке .
В Русской энциклопедии (1914) сказано, что жителей Лагича на 1911 год 6,542 человека и они «татары» (азербайджанцы) . Ту же численность и тот же этнический состав повторяет «Кавказский календарь» на 1912 год . Следующий выпуск «Кавказского календаря» на 1915 года фиксирует в Лагиче 6,630 жителей и вновь указывает «татар» (азербайджанцев) . Эти сведения (численность и этнический состав) повторяются в «Кавказском календаре» на 1916 год .
По Азербайджанской сельскохозяйственной переписи 1921 года Лагич населяли 372 человека и преимущественно таты (из них 9 грамотных), при этом трое человек отсутствовало (из них один находился в Красной армии), а из 937 хозяйств сельским хозяйством занимались только 45 хозяйств . Та же перепись показала, что всё население Лагичского сельского общества, состоящего из трёх сёл (Лагич, Аган, Химран) и трёх отсёлков (Намязгяр, Мушкамир, Кейдан) исчисляется 1141 татом .
По материалам издания «Административное деление АССР», подготовленным в 1933 году Управлением народно-хозяйственного учёта Азербайджанской ССР (АзНХУ), по состоянию на 1 января 1933 года Лагич являлся центром Лагичского сельсовета Исмаиллинского района Азербайджанской ССР. В селе проживало 5606 человек, (1020 хозяйств, 3310 мужчин и 2296 женщин). Национальный состав всего сельсовета, (Бегала, Эрегерт, Кена, Мушгемир, Намазгях) состоял преимущественно из татов — 97,0 % .
По сообщению советского ираниста Б. В. Миллера , относящегося к 1929 году, более тысячи лагичцев (лахиджцев) проживали в Баку и несколько десятков семейств в с. Бюль-бюли близ Сурахан . Так родом из Лагича были революционеры Али Байрамов и Касум Исмаилов , деятельность которых до и во время революции была связана с Баку. Ещё один уроженец Лагича — писатель Манаф Сулейманов в тот же период (1930 год) окончил школу в Баку.
В 1926 году в посёлке проживало 4,082 человека . Перепись населения СССР 1959 года показала в Лагиче 1,981 жителя . Следующая перепись 1970 года зафиксировало сильное снижения численности населения посёлка до 853 человек . Затем, по переписи 1979 года наблюдается незначительный рост до 862 жителей , но очередная и последняя общесоюзная перепись 1989 года вновь показала снижение численности населения Лагича — до 842 человек .
XXI век
По данным переписи 2009 года , в посёлке Лагич проживало 837 человек. В Араките по той же переписи население составляло 887 человек . В 2013 году в Лагиче проживает около 900 человек .
Лингвистическое описание
Языки
Население Лагича в большинстве своем двуязычно: помимо родного языка широко используется также и азербайджанский язык . Ещё в « Кавказском календаре » на 1856 год говорилось о том, что жители между собой говорят «на испорченном фарсийском и татарском» . К началу XX века по-татски лагичцы общались дома и с жителями соседних селений, а «татарский» (азербайджанский) употребляли в общении с представителями другой национальности . М.-Г. Эфендиев нам сообщает какой язык в то время использовался в смешанных семьях: «при смешанных браках домашним языком делается или татарский, или татский, смотря по тому, едет ли невеста в село, где говорят на татарском или на татском языке» . А. П. Фитуни, побывавший в 1915 году в Лагиче, оставил следующую запись:
Родным и домашним языком лагичцев считается татский, но для сношений с внешним миром они пользуются тюркским языком, и каждый лагичец, помимо своего татского языка, знает ещё тюркско-азербайджанский язык… Лагичцы сами себя считают выходцами из Персии и письменные сношения ведут исключительно на персидском языке . Читают по большей части персидские или арабские книги .
Советский иранист Б. В. Миллер в 1929 году, напротив, сообщал, что в Лагиче были старики, не знавшие тюркского языка и что его не знали женщины и дети дошкольного возраста .
Лахиджский говор татского языка
Речь селений северо-востока Азербайджана (Лахидж, Конахкент , Афруджа и ряд других) и Апшеронского полуострова , относится к южному диалекту татского языка .
Здесь стоит немного сказать о самом языке. Понятие «татский язык» (язык кавказских татов) в оборот ввёл Б. Дорн . Это язык не только мусульман (татов-мусульман или собственно татов), но а также иудеев ( горских евреев ) и христиан («армяно-татов» или татоязычных армян ). Вместе с тем, между наречиями татоязычных мусульман, иудеев и христиан была довольно большая разница, но речь армяно-татов примыкала к речи татов-мусульман. Для характеристики двух основных разновидностей татского языка, этнограф и языковед, академик В. Ф. Миллер впервые ввёл в науку термины мусульманско-татский и еврейско-татский языки . Из мусульманских говоров типичны для татского апшеронские и североазербайджанские, чем лахиджский говор .
Лахиждский говор изучал упомянутый ранее В. Ф. Миллер . Он работал с учеником Бакинского технического училища, уроженцем Лагича — Агабалой Джанбахшевым и по показаниям последнего тот же говор, на котором говорят его односельчане, слышится в таких селениях Шемахинского уезда как Аган , Химран , Намазджа, Гарсала, а также в ряде селений Геокчайского уезда (Джандуо, Дуворьюн, Чандувор, Даребабо, Быгыр, Улджудж, Воша, Мюдри, Джулиан и др.) .
По сообщению Фитуни татское наречие мусульман Халтана ( Кубинский уезд ) и жителей Лагича «более близко к персидскому языку, хотя между первым и вторым всё таки не мало разницы. Всякий, кто знает хорошо персидский язык, свободно может понимать наречие лагичцев и халтанцев» .
О взаимопонимании жителей Лагича и остальных татских селений Азербайджана в прошлом, довольно интересные сведения оставил советский иранист Б. В. Миллер , обследовавший татов в 1928 году. Апшеронские таты ( сураханцы и балаханцы ) утверждали, что говор Лагича настолько отличается от их говора, что даже плохо понятен; плохо понятным речь лахиджцев находили и хизинские таты . Рустовцы же могли объясняться с жителями Лагича, «хотя у тех есть „свои слова“» . Что касается мнения самих лагичцев о своей речи и языке других татов, то Б. М. Миллер писал:
Интересны отзывы лахиджцев о своём языке. Они его называют татским и находят, что из всех татских говоров он самый «правильный»… Говоры соседних татских селений, по отзывам лахиджцев, совпадают с ихним; мне отмечали только, что склонны «тянуть» слова… Язык «армяно-татов» с. Матрасы лахиджцы находили плохо понятным для себя и называли его по-тюркски «фарс-дили». Говоры апшеронские (напр., балаханский) они понимают хорошо, а кубинские и хизинский с некоторым затруднением, не находя между ними разницы; лахиджцы полагают, что все другие татские группы (апшеронцы, кубинцы, хизинцы и даже кубинские евреи) лучше понимают их, лахиджцев, чем они, лахиджцы, их… .
Внутреннее деление и планировка
Под Лагичем обычно подразумеваются два больших района, находящихся на расстоянии около 350 метром друг от друга — посёлок Лагич и селение Аракирд (Аракит). Разделяющее их пространство занимают обширные кладбища и пойма речки Лулочай , которая протекает посреди Лагича .
Вдоль реки Гирдыманчай всё поселение вытянулось почти на 2 км . По своей планировке, как считала искусствовед Н. М. Миклашевская , Лагич несколько напоминает Шеки , но только здесь более скученные улицы .
Из-за скученности его застройки и ограниченности пригодной для заселения территории, на прилегающей к Лагичу территории образовалось несколько мелких обособленных отселков в количестве нескольких дворов. Вначале они представляли собой землянки («казма»), в которых жители «зимою держат ненужную при доме скотину, а летом живут во время уборки хлеба и сена» , пока в дальнейшем на их месте не были построены жилища, куда переселились часть лагичцев . Наиболее крупными отселками являются «Багмужа», «Ундасил» .
Баадван
Самый крупный и основной район ремесленного производства Лагича — Баадван . По мнению учителя Лагичского училища, автора краеведческого описания Лагича начала XX века, М. Эфендиева название Баадван состоит из двух слов, где первым является арабское слово в значении «после», а второе — персидское в значение «него» .
Баадван и с. Аракирд вытянулись вдоль реки Гирдыманчай, а протекающая между ними речка Лулочай способствуют разобщённости этих районов . Их соединяет построенный из речного камня однопролётный мост, который перекинут через горную речку .
Баадван состоит из кварталов ( махалля ). Территории кварталов «Аголлу» и «Бадойун» занимают площадь 9 и 7 га соответственно, самый высокорасположенный квартал «Пиште» — 5 га, а остальные три квартала («Муродун», «Дер-Гасан» и вклинившийся между ними «Дулуз») невелики и вместе занимают территорию в 5 га . Из всех 6 кварталов Баадвана только в трёх («Бадойун», «Дер-Гасан» и «Пиште») имеются общественные площади . Из них довольно крупными по размерам являются площадь «Бадойун» (800 м²) и площадь «Дер-Гасан» (725 м²), в то время как площадь «Пиште» значительно меньше их (400 м²) .
В Баадване узкие улицы, ширина которых не превышает трёх метров, а обычно менее; большое количество переулков, тупиков с неожиданными поворотами и изгибами . Не узкой является главная ремесленно-торговая улица Баадвана — «Серроста» (ныне улица М. Гусейнова), которая посередине пересекает весь район и является его композиционной и функциональной осью . Основная масса мастерских, лавок и других производственно-торговых заведений, определяющих облик всего Лагича, сосредоточена на этой улице .
Главная улица начинается на юго-западной окраине, у моста, и, пересекая Баадван, доходит до моста через речку Лулочай. За мостом, в районе Аракирд, она тянется до северной окраины, откуда берёт начало горная дорога на Шемаху .
Аракирд
Аракирд или Арагирт , Аракит — наиболее тихая часть Лагича, которая расположена на высоком обрывистом берегу реки Гирдыманчай , в северо-восточном конце посёлка . Слово «Аракирд» — «татарского» ( азербайджанского ) происхождения, означающее «вошёл в середину», что, видимо, отражает его положение среди гор . Автор краеведческого описания Лагича (начало XX века), учитель Лагичского училища М.-Г. Эфендиев допускал мысль, что это название дано не татоязычными лагичцами, а скорее жителями других близлежащих селений .
Эта часть Лагича утопает в зелени садов и занимает наиболее удобные для застройки территории . М.-Г. Эфендиев считал Аракирдский участок красивее остальных частей Лагича . Побывавший здесь в 1915 году Фитуни называл Арагирт более культурной частью Лагича, «в которой соблюдаются до некоторой степени элементарные требования гигиены» , в отличие от более грязной второй половины (собственно Лагича), где «кипит подлинно городская шумная жизнь» .
Также как и Баадван, Аракирд состоит из кварталов ( махалля ). Один из них, квартал «Ахмедли», вытянулся вдоль дороги, ведущей к перевалу, в то время как другой квартал — «Рагимли» сформировался вдоль дороги, которая ведёт в Шемаху . Между «Ахмедли» и «Рагимли» вклинился небольшой квартал «Сеидлер» .
В здешних кварталах отсутствуют тупики, мощённые плоскими каменными плитами улицы достигают длины 500—550 метров при ширине до 5 метров, да и каждый квартал имеет свою главную улицу, на которых также размещены ремесленные и торговые помещения . Наиболее «жилой» улицей, где сравнительно немного мастерских и лавок, является улица Самеда Вургуна . Для кварталов Аракирда характерно преобладание застройки линейного типа, при этом она, преимущественно, двухэтажная .
В этой части посёлка находятся наиболее крупные квартальные площади Лагича. Только площадь «Ахмедли» своими размерами (1200 м²) превышает самую большую квартальную площадь города Ордубад — Сер-шехер (820 м²) . Площадь же «Рагимли» достигает размеров 900 м² .
Заваро
Наиболее возвышенную часть посёлка занимает район Заваро, расположенный на сравнительно небольшой территории (по-татски «завар» означает «верхний») . Этот район вытянулся вдоль речки Ильдересу, которая протекает в глубоком ущелье (с юго-запада Лагича) и впадает в Гирдыманчай .
В отличие от Баадвана и Аракирда, он не разделялся на кварталы . Здесь почти нет тупиков и переулков, а улица К. Исмаилова, являющееся продолжением главной улицы, по существу единственная улица в Заваро, которая в южном своём конце разветвляется на два направления, выходящие за пределы района . Преобладающим в Заваро типом застройки является линейный тип .
Жилая застройка
В строительстве жилья применялись: для фундамента и стен — речной камень, в качестве связующего раствора — глина, для междуэтажных перекрытий, дверных переплётов и т. п. — дерево . Во многом колорит посёлка определяет светло-серый тон речного камня . Дома строились с учётом сейсмичности района : каменную кладку прослаивали деревянными балками с замками, которые предохраняли дома от трещин .
В Лагиче также есть одна примечательная конструкция. С площади «Бадойун», расположенной в одноимённом квартале Баадвана, устроен проход в глубину квартала, ведущий к обрыву над рекой, а над проходом воздвигнут дом. Как писала исследовательница Мехин Мамедбейли: «Это редкий для Лагича пример двух ярусной постройки, очевидно, имевшей более широкое распространение в старину, когда дома с целью экономии территории сооружались над улицами и проходами» .
Архитектура жилого дома
Жилая застройка Лагича в основном была двухэтажной. Первые этажи были заняты мастерскими и торговыми лавками, но а также служили для приготовления пищи и хозяйственных нужд. В находившихся там особых кладовых хранилось только сырьё и готовая продукция ремесленного производства. В верхних этажах размещались жилые комнаты. Кроме двухэтажной застройки, в Лагиче также встречались одноэтажные и трёхэтажные дома .
Жилые комнаты верхних этажей сообщались между собой и вместе с тем каждая из них имела самостоятельный выход на эйван . Количество комнат варьировалось в зависимости от зажиточности владельца. Так, беднейшая часть ремесленников имела не более трёх комнат, со средним достатком — обычно 8-10 комнат . Зато на квартальной площадь Бадойун (район Баадван) расположен трёхэтажный дом с 75 комнатами, но к началу XXI века он стоял полуразрушенным . А. Фитуни писал, что «больное место лагичцев это то, что при постройке домов стараются сделать побольше комнат» .
Особенностью Лагича, отличавшей его от других населённых пунктов Азербайджана, являлись вмонтированные в стену жилых домов каменные плиты, причём эта традиция продолжается и в настоящее время. Эти плиты содержат даты строительства, имена владельцев, но и даже мастеров строителей и каллиграфов . Их можно встретить на разных участках стены дома, будь то над проёмом уличного балкона или на деревянном столбе дворовой веранды, но обычно камень с надписью помещается над входом или сбоку. Даты, встречающиеся в строительных надписях, относятся к началу XIX века и реже к XVIII веку. В квартале «Ахмедли», например, есть дом Дамара Мамедова, на котором имеются аж два камня с надписями, указывающих дату строительства: на стене дома — 1274 год, а на деревянном столбе балкона — 1120 год . Кроме Лагича, в пределах Азербайджана встречаются в качестве исключения и другие жилые дома с указанием даты постройки, а в городах Баку, Гяндже, Нухе оно стало практиковаться лишь с конца XIX века .
В архитектурном облике жилья значительную роль играют летние помещения — открытые площадки-террасы (секи), крытые обходные балконы и веранды . Как веранды, так и крытые обходные балконы устраивались часто лишь на уровне второго этажа, но, в отличие от обычно узких обходных балконов, веранды были намного шире, доходя до трёх метров . Большая часть жилых домов, у которых имеются веранды, сосредоточена в Баадаване, в гораздо меньшей степени — в Аракирде и совсем немного — в Заваро . Что касается летних площадок-террас, то они обычны для домов наиболее бедной части ремесленников и в их качестве обычно служил придомовой участок .
Интерьер
Традиционными элементами интерьера лагичского жилища являются ниши разных размеров ( тахча , джомохатан ) и стенные полочки ( рэф ), на которые ставят декоративные посуду и другие предметы. Одной из особенностей жилого дома является наличие встроенной в стену каморки — оваро , то есть бани, предназначенной для обязательного ритуального омовения — гусл .
Жилищно-коммунальное хозяйство
Водоснабжение
Лагич обеспечивался питьевой водой из горных родниковых вод. Высоко в горах на расстоянии в 5-6 км выходы вод собирают в бассейне и уже от него вода по водоводам поступает к булагам (родникам) посёлка, причём обычно один водовод обеспечивает несколько расположенных в одном районе родников . Так, четыре булага, находящихся в районе Аракирд, получает воду из одного источника — Агбулаг . В начале XX века М.-Г. Эфендиев о родниках писал следующее:
...вода в них пресная, здоровая и холодная, как лёд, и при том имеется в достаточном количестве. Каждый родник, или скорее фонтан называется по имени того, кто израсходовал несколько сотен, а иногда и тысячу рублей на то, чтобы провести воду с горы подземными трубами на участок .
В городке сохранилось всего девять булагов. Кроме четырёх упомянутых булагов Аракирда, остальные расположены в следующих местах: один у въезда в Лагич, три — в районе Баадван и ещё один — в районе Заваро . Расположены родники, в основном, на квартальных улицах, но имеются они и на некоторых площадях (например на площади Дер-Гасан) . От булагов до жилых домов вода доставлялась в специальных медных кувшинах .
Канализационная система
Лагичский городок имеет разветвлённую канализационную систему и это весьма редко для городов средневекового периода истории Азербайджана . Канализация не только удаляла с территории городка сточные и фекальные воды. Уличные коллекторы служили также для сбора ливневых вод .
В районе Баадван имелось шесть самостоятельных канализационных коллекторов разной протяжённости. По центральной части, в районе улицы М. Гусейнова, проходил наиболее крупный из них. Те канализационные коллекторы, что располагались в районе Аракирд, составляли два бассейна стока. Один из них, с высокого и крутого берега реки Гирдыманчай, сбрасывал в реку стоки, а другой — в овраг, выходящий к речке Луло . В третьем районе Лагича — Заваро — имелась собственная канализационная система со сбросом стоков в овраг «Гулям-дереси» .
Канализационная система посёлка была реконструирована в 2011—2012 годах при финансовой поддержке посольства Японии .
Только Лагичу характерно наличие на квартальных площадях общественных туалетов и оно не встречается среди городов Азербайджана для того времени . Они размещались в одном из углов квартальных площадей, в укромных местах. Эти небольшие по размеру (примерно 110x160 см) кабины были сложены из речного камня .
Социальные институты
Образование
В начале XX века здесь была одна школа . В конце XIX века в Лагиче преподавал педагог и этнограф Азербайджанского политехнического института защитит дипломную работу на тему «Лагич в экономическом отношении» .
. В 1902—1908 годах здесь учительствовал географ, педагог и просветитель , который при окончании в 1927 году экономического факультетаВ 1985 году в посёлке было открыто профессионально-техническое училище по обучению мастериц ковроткачества, мастеров по изготовлению медной посуды, обработке камня, лудильщиков, швей и механизаторов .
5 октября 2017 года вышло распоряжение президента Ильхама Алиева «О мерах по строительству здания новой общеобразовательной школы в посёлке Лагич Исмаиллинского района», предусматривающее выделение 3,5 млн манатов на строительство в посёлке новой общеобразовательной школы количеством 400 мест . Уже 26 августа следующего года И. Алиев вместе со своей супругой, Первым вице-президентом Мехрибан Алиевой приняли участие в открытии новой Лагичской школы .
Иные учреждения социального и общественного назначения
-
Участковая больница посёлка Лагич, 2019 год
-
Почтовое отделение посёлка, 2019 год
Ремёсла
Основным занятием населения является производство ковров и медной посуды .
Медное производство
Лагич издавна славился медным производством («мискярлик»), а своими высокохудожественными работами по орнаментации медной посуды и отделке оружия лагичские мастера соперничали с кубачинцами (жителями одноимённого аула в Дагестане) . Лагичская посуда шла по всему Закавказью, на Северный Кавказ, а также для вывоза, например в Персию и Малую Азию . Тех лагичцев, что вели торговлю медными изделиями, до революции делили на три категории: скупщиков (на месте их называли «хозяева»), на производителей — медников (мискарников) и торговцев-развозчиков («сагрягяров») .
На быт лагичцев и структуру самого посёлка как в прошлом, так и в настоящее время развитие здесь этого ремесла наложило специфический отпечаток. Народные способы и приёмы медного производства Лагича сохраняются и поныне. Развитие медного производства способствовало возникновению ряда вспомогательных ремёсел — лудильного, кузнечного, производства древесного угля. В целом, в XIX веке в Лагиче было развито около 40 видов ремёсел и вспомогательных отраслей .
Медное производство в Лагиче в основном было сосредоточено в квартале «Агалы», называемом ещё из-за расположенных по обеим сторонам улицы большого количества медных мастерских «мисгяр базары» («базар медников»). Изготовленные медные изделия продавались тут же, в мастерской, фасад и часть помоста которых являлись своеобразной лавкой. Сведения о количестве медных мастерских Лагича в XIX веке содержатся в исследованиях о кустарном производстве на Кавказе. Так, О. Евецкий отмечал наличие здесь 200 лавок медников .
На выставке произведений Закавказского края 1850 года были отмечены изделия мастера Мамеда Кадыра, представленного к денежной награде за медную посуду. Лагичские мастера демонстрировали свои товары и на Всемирной Венской выставке 1873 года . В специальной газете выставки по этому поводу писалось :
Деревня Лагич (Шемахинского уезда) издавна и высоко славится медной посудой, и коллекция этой посуды, которая представлена на Венскую выставку, может поддержать и распространить эту славу. Выставленные блюда, чаши, кружки чрезвычайно красивы, характерны и решительно принадлежат к совершеннейшим произведениям в своём роде. Вся эта посуда богата и изящно гравирована. Записки Кавказского общества сельского хозяйства. Тифлис, 1873
Следует отметить, что медная посуда из Лагича представлена в Лувре . В Бернском музее хранятся винтовки, сабли и кинжалы лагичских оружейников, богато украшенные орнаментом и инкрустацией .
Однако к концу XIX века число мастерских значительно сокращается по причине ввоза более дешёвой российской фабричной продукции. Также сокращаются и другие ремёсла — кузнечное, кожевенное, оружейное. Но несмотря на значительное сокращение медного производства, традиционное устройство и оборудование мастерских, трудовые процессы плавки меди, литья пластин, ковки и гравировки изделий сохраняются по сей день .
Действующая по сей день кузнечная мастерская Хаджи Гюльшада имеет 200-летнюю историю и находится под охраной государства в качестве национального достояния .
Кожевенное производство
После металлообработки самым развитым ремеслом в Лагиче издавна было кожевенное производство . «Заваро», один из кварталов Лагича, был заселён главным образом кожевниками, мастерские и дома которых выстроились вдоль речки Дарел-Ия. Сафьяновые кожи местных кожевников считались одними из лучших в Закавказье . Лагичские кожевники выделывали шагрень , сафьян , юфть , из которых изготовлялись всевозможные изделия — обувь, ремни, кожанки-телогрейки, переплёты книг, уздечки. На базе развитого местного кожевенного промысла, носящего кустарный характер, расцвели и другие ремесла: шорное, седельное, башмачное, шапочное, скорняжное .
Ковроделие
Навыки ремесленного производства и традиции создали условия для развития и распространения в Лагиче .
Развитие ковроделия в Лагиче связано с Гюльгез Сейфалиевой — лезгинской мастерицей из села Галаджик Исмаиллинского района. Она привлекала женщин Лагича к ковроделию, а в 1955 году в Лагиче впервые начали ткать ковры
В середине XX века здесь была создана ковровая артель . Традиционные разнообразные орнаменты лагичских мастеров-медников, ювелиров, кузнецов и других использовали также мастера и художники коврового искусства .
Благодаря своим художественным качествам лагичские ковры также приобрели известность и получили важное экспортное значение. Считается, что они отличаются особой красотой, многоцветием и пользуются большим спросом на мировом рынке .
Другие ремёсла
Русский финансист и экономист Ю. А. Гагемейстер , в одном из своих сочинений, отмечал, что жители Лагича Ширванского уезда, известны выделыванием « белого оружия » .
На Всемирной лондонской выставке 1851 года житель Лагича, Исмаил Абдул-Рагим оглы был удостоен бронзовой медали ( «за ружейные стволы хорошей работы» ) .
Также в Лагиче было развито изготовление сельскохозяйственных орудий (серпов и кос). Местные серпы носили название «лагиччини» .
В Лагиче со средневековья производились курительные трубки. Они были двух видов «ширази» и « тэрэкэмэ ». Первые считаются более ценными и украшаются драгоценными металлами .
Достопримечательности
Фотогалерея
-
Мечеть «Заваро» , 1805 год.
-
Нижняя мечеть «Аракит», XIX век.
-
Мечеть Бадойун
-
Дом Мамеда Манафова, построенный в 1870 году.
-
Дом А. Дамирова, построенный 1870 году.
-
Дом Гаджиаги Султанова, XIX век.
-
Дом М. Дамирова, построенный в 1897 году.
-
Дом Башира Мусаева, построенный в 1903 году.
-
Баня Гаджи Мола Хусейна (XIX в.)
-
Мемориал в память о погибших в Великой Отечественной войне
Краеведческий музей
Музей Этнографии расположен на территории, построенной в 1914 году мечети Агаоглу. Во времена Советского Союза данное помещение использовалось в качестве хранилища. После проведённых в 1987 году реставрационных работ, на базе помещения был основан краеведческий музей. Музей включает в себя более 1000 экспонатов, из которых возраст некоторых составляет более 2000 лет .
Карта посёлка
Известные уроженцы
- — депутат Верховного Совета СССР
- Байрамов, Али Байрам оглы — азербайджанский революционер, один из руководителей « Гуммет »
- Ибрагимов, Надир Баба оглы — азербайджанский астрофизик
- — лауреат Государственной премии СССР
- Исмаилов, Касум Исмаил оглы — азербайджанский революционер, активный участник борьбы за установление Советской власти в Азербайджане
- — министр народного просвещения Азербайджанской ССР, первый секретарь компартии города Баку и Насиминского района
- — Народный художник Азербайджана
- Салимова, Шовкет Шахбаз кызы — первая женщина-азербайджанка, капитан дальнего плавания
- (1905—1986) — министр здравоохранения Нахичеванской АССР
Документальные фильмы о Лагиче
Год | Название | Оригинальное название | Режиссёр | Производство | Ссылка на Youtube |
---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания
- (недоступная ссылка — ) .
- ↑ Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — Баку, 1953. — Т. 24. — С. 211.
- Грюнберг А. Л. Татский язык // Языки народов Российской Федерации и соседних государств: энциклопедия: 3 т. — М. : Наука, 2005. — Т. 3. — С. 76, 78.
- Исаев М. И. Татский язык // Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник. — М. : Academia, 2002. — С. 174.
- ↑ Азәрбајҹан ССР-ин изаhлы ҹоғрафи адлар лүғəти. — Бакы: Азәрбајҹан ССР Елмлəр Академијасы Нəшријјҹаты, 1960. — С. 161.
- ↑ , с. 9.
- , с. 124.
- ↑ , с. 75.
- , с. 50, прим. 2.
- ↑ , с. 22.
- , с. 23.
- ↑ , с. 77.
- , с. 20, прим. 1.
- . Дата обращения: 4 октября 2012. 25 октября 2012 года.
- ↑ , с. 20.
- ↑ Лист карты K-39-109 Исмаиллы. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1978 г.
- . Азертадж (26 августа 2018). Дата обращения: 18 июня 2019. 1 марта 2021 года.
- , с. 24.
- Султанова З. Землетрясения Азербайджана. Каталог землетрясений Азербайджана. (С 1139 г. по 1965 г.). — Баку: Гянджлик, 1969. — С. 31—32.
- Султанова З. Землетрясения Азербайджана. Каталог землетрясений Азербайджана. (С 1139 г. по 1965 г.). — Баку: Гянджлик, 1969. — С. 33.
- Султанова З. Землетрясения Азербайджана. Каталог землетрясений Азербайджана. (С 1139 г. по 1965 г.). — Баку: Гянджлик, 1969. — С. 35.
- Султанова З. Землетрясения Азербайджана. Каталог землетрясений Азербайджана. (С 1139 г. по 1965 г.). — Баку: Гянджлик, 1969. — С. 79.
- Султанова З. Землетрясения Азербайджана. Каталог землетрясений Азербайджана. (М 1139 г. по 1965 г.). — Баку: Гянджлик, 1969. — С. 86.
- ↑ Manaf Süleymanov. Azərbaycan diyarı Lahıc. Etnoqrafik-bədii lövhələr / Под ред. проф. Тофика Рустамова. — Баку: Vətən, 1994. — 272 с. — ISBN 5-89968-067-9 .
- ↑ . // журнал : İRS. — 2005. — № 4 . 6 марта 2021 года.
- ↑ В. Ивченко. // журнал : Вокруг Света . — 1984. — № 3 . 30 мая 2017 года.
- В. Минорский. История Ширвана и Дербенда в X-XI вв. — М. : Издательство Восточной литературы, 1963. — С. 107. — 296 с.
- . История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). — М. : Издательство Тан Заря, 1994. — С. 41. — 227 с.
- Пахомов Е. А. Монетные клады Азербайджана и Закавказья. Труды Общества Обследования и Изучения Азербайджана. Вып. 3. — Баку: Издание Общества Обследования и Изучения Азербайджана, 1926. — С. 67.
- . Играр Алиев. Рожденный побеждать. — Баку: Elm, 2004. — С. 98. — 202 с.
- ↑ , с. 15.
- ↑ Описание Ширванской провинции, составленное в 1820 году. — Тифлис, 1867. — С. 236—237.
- ↑ Сборник сведений по Бакинской губернии. Вып. 1. Список населённых мест, количество земли и податное обложение поселян. — Баку: Типография губернского правления, 1911. — С. 154, 158—159.
- Саркисов А. А. Касум Исмайлов. (Биографический очерк). — Баку: Азернешр, 1978. — С. 6.
- Саркисов А. А. Касум Исмайлов. (Биографический очерк). — Баку: Азернешр, 1978. — С. 6—7.
- Городские и уездные революционные комитеты Азербайджанской ССР (1920—1921 гг.) (обзор документальных материалов). — Баку: Объединённое издательство, 1961. — С. 4.
- Городские и уездные революционные комитеты Азербайджанской ССР (1920—1921 гг.) (обзор документальных материалов). — Баку: Объединённое издательство, 1961.
- Мәммәд Әмин Рәсулзадә. Әсримизин Сијавушу. Чағдаш Азәрбајҹан әдәбијјаты. Чағдаш Азәрбајҹан тарихи / Под ред. Арифа Аджалова. — Б. : Ҝәнҹлик, 1990. — С. 17. — ISBN 5-8020-0772-9 .
- Азербайджанская ССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1961 года. — Баку: Азернешр, 1961. — С. 62.
- Азербайджанская ССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1977 года. — 4-е изд.. — Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1979. — С. 45.
- (азерб.) . Дата обращения: 21 сентября 2018. 28 марта 2019 года.
- , с. 14.
- . ИА REGNUM . Дата обращения: 19 сентября 2018. 19 сентября 2018 года.
- Обозрение российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях. Ч. 3. — 1836. — С. 75.
- А. К. Бакиханов. Сочинения. Записки. Письма. — Баку: Элм, 1983. — С. 133.
- ↑ Кавказский календарь на 1856 год. — Тифлис, 1855. — С. 320.
- Список населённых мест Бакинской губернии // Списки населенных местностей Российской империи. По Кавказскому краю. Бакинская губерния. — Тифлис, 1870. — Т. LXV. — С. 30.
- Сборник сведений о Кавказе / Под ред. Н. Зейдлица . — Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1879. — Т. 5.
- Кавказский календарь на 1886 год. — Тифлис, 1885. — С. 123.
- Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлечённых из посемейных списков 1886 г. — Тифлис, 1893.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. — Санкт-Петербург, 1905. — С. 24.
- , с. 78—79.
- Обзор Бакинской губернии за 1902 год. Приложение ко всеподданнейшему отчёту. — Баку: Типография губернского правления, 1903. — С. Лит. А.
- Кавказский календарь на 1904 год. III отдел. — Тифлис, 1903. — С. 3, 14.
- Кавказский календарь на 1910 год. Часть 1. — Тифлис. — С. 307.
- ↑ Сборник сведений по Бакинской губернии. Вып. 1. Список населённых мест, количество земли и податное обложение поселян. — Баку: Типография губернского правления, 1911. — С. 158—159.
- Русская энциклопедия. — Петроград, 1914. — Т. 11. — С. 122.
- . — Тифлис. — С. 177.
- Кавказский календарь на 1915 год. Отдел статистический. — Тифлис. — С. 150.
- Кавказский календарь на 1916 год. Отдел статистический. — Тифлис. — С. 24.
- ↑ Азербайджанская сельско-хозяйственная перепись 1921 года. Итоги. Т. I. Вып. I. Шемахинский уезд. — Издание Аз. Ц. С. У.. — Баку, 1922. — С. 52—53.
- Административное деление АССР.. — Баку: Издание АзУНХУ, 1933. — С. 39.
- Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Баку: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1976. — Т. 1. — С. 545.
- Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Баку: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1980. — Т. 4. — С. 550.
- Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Баку: Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1986. — Т. 9. — С. 100.
- . Дата обращения: 4 октября 2012. 22 ноября 2018 года.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 12 декабря 2011. 21 мая 2012 года.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 16 мая 2019. 28 сентября 2013 года.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 12 декабря 2011. 21 сентября 2013 года.
- . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 12 декабря 2009. 4 февраля 2012 года.
- Azərbaycan Respublikası Əhalisinin Siyahıyaalınması (азерб.) . — Б. : Azərbaycan Respublikasının Dövlət Statistika Komitəsi, 2010. — Т. XVI. — С. 123.
- . Архивировано из 25 октября 2013 года.
- ↑ , с. 80—81.
- ↑ , с. 90—91.
- , с. 10.
- Грюнберг А. Л. Татский язык // Языки народов Российской Федерации и соседних государств: энциклопедия: 3 т. — М. : Наука, 2005. — Т. 3. — С. 76, 77.
- Семенов И. Кавказские таты и горские евреи. Некоторые сведения о них и проблемы происхождения. — Казань, 1992. — С. 24.
- Мусаханова Г. Б. Татская литература. (Очерк истории. 1917—1990). — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1993. — С. 6.
- Грюнберг А. Л. Язык североазербайджанских татов. — Л. : Изд-во АН СССР, 1963. — С. 3.
- , с. 26.
- Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 1. Тексты и татско-русский словарь. — М. , 1905. — С. I.
- , с. 82.
- , с. 6—7.
- , с. 8.
- , с. 10—11.
- , с. 39.
- , с. 32, 39.
- ↑ Миклашевская Н. М. Стенные росписи Азербайджана XVIII — XIX вв. // Архитектура Азербайджана. Очерки. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1952. — С. 471.
- ↑ , с. 40.
- ↑ , с. 48.
- , с. 32, 34.
- ↑ , с. 158.
- ↑ , с. 64.
- ↑ , с. 49.
- , с. 127.
- ↑ , с. 55—56.
- , с. 126.
- , с. 49, прим. 1.
- , с. 55.
- , с. 56.
- ↑ , с. 37.
- , с. 49—50.
- , с. 182.
- , с. 49, 50.
- ↑ , с. 50.
- , с. 50, прим. 1.
- , с. 23, 34.
- , с. 104.
- Архитектура Советского Азербайджана. — М. : Стройиздат , 1986. — С. 40—41. — 316 с.
- Лагич. Режиссёр Р. Исмайлов. —
- , с. 176.
- , с. 99, 101.
- , с. 107.
- , с. 101.
- , с. 127, 175-176.
- , с. 127.
- , с. 101—104.
- , с. 104, прим. 1.
- . Архитектура Советского Азербайджана. — М. : Стройиздат , 1986. — С. 40—41. — 316 с.
- ↑ , с. 128.
- , с. 130.
- , с. 82—83.
- ↑ , с. 83.
- , с. 82.
- , с. 64.
- , с. 29.
- ↑ , с. 86.
- , с. 85.
- . Азертадж (22 июня 2012). Дата обращения: 17 июня 2019. 17 июня 2019 года.
- Казиев С. Мамед-Гасан Эфендиев // Азербайджанский этнографический сборник. Вып. II. — Баку: Издательство АН Азербайджанской ССР, 1965. — С. 235.
- Юзбашев Р. Гафур Рашад — выдающийся географ Азербайджана (К восьмидесятилетию со дня рождения) // Труды Азербайджанского географического общества. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1966. — Т. III. — 202, 204 с.
- , с. 95.
-
. АЗЕРТАДЖ. 05.10.2017.
из оригинала
2 марта 2021
. Дата обращения:
21 мая 2020
.
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) -
. АЗЕРТАДЖ. 26.08.2018.
из оригинала
25 октября 2019
. Дата обращения:
21 мая 2020
.
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - Лагич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ , с. 80.
- ↑ . Дата обращения: 21 сентября 2018. 21 сентября 2018 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.
- Гагейместер Ю. А. Промышленность издельная и торговая // Закавказские очерки. — Санкт-Петербург, 1845. — С. 4.
- Обзор двадцатипятилетней деятельности Кавказского общества сельского хозяйства (1850-1875). — Тифлис: Типография Главного управления наместника кавказского, 1875. — С. 292.
- Джавадов Г. Д. Народная земледельческая техника Азербайджана. — Б. : Elm, 1989. — С. 130.
- Материалы к сессии, посвященной итогам полевых археологических и этнографических исследований 1971 г. в СССР: тезисы докладов археологов и этнографов Азербайджанской ССР. — Б. : Элм, 1972. — С. 54, 55.
- . БСЭ. Дата обращения: 4 ноября 2010. 10 марта 2012 года.
- Чингиз Алескер. Дағлар гызы, дәнизләр фатеһи // газета : «Сәһәр». — 11 июля 1991.
Литература
Статьи
- Али-заде А. Некоторые вопросы семьи и семейного быта Лагича (по материалам полевого исследования 1978 г.) // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане 1978 г.. — Баку: Элм, 1982. — С. 68—71 .
- Али-заде А. Семейно-бытовые традиции Лагича // Азербайджанский этнографический сборник. Вып. 5. — Баку: Элм, 1985. — С. 142—151 .
- Ализаде А. Некоторые вопросы перестройки быта населения Лагича // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане (1985 г.). Тезисы докладов, Баку, 28-30 мая. — Баку: Элм, 1986.
- Бретаницкий Л. С., Мамиконов Л. Г., Ревазов У. Лагич (К вопросу связи планировочной структуры города с его производственной спецификой) // Советская этнография . — 1964. — № 3 . — С. 124—136 .
- Мамедбейли М. Н. Архитектура жилища Лагича // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. — 1974. — № 4 . — С. 118—127 .
- Мамедбейли М. Н. Особенности планировочной структуры с. Лагич // Доклады Академии наук Азербайджанской ССР. — 1974. — Т. XXX , № 4 . — С. 66—70 .
- Мамедбейли М. К изучению Лагича XVIII — XIX вв. // Актуальные проблемы развития архитектуры и искусства Азербайджана. Сборник материалов конференции молодых учёных. — Элм, 1979.
- Фитуни А. История последней столицы Ширвана. (Историко-этнографический и археологический очерк.) // Известия Азербайджанского комитета охраны памятников старины, искусства и природы (Азкомстарис). Вып. 3. — Баку, 1927.
- Эфендиев М.-Г. Сел. Лагич, Геокчайского уезда, Бакинской губернии // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа . Вып. 29. — Тифлис, 1901. — 45-96 с.
Книги
- Мамедбейли М. Лагич. Историко—культурный заповедник. — Баку, 2004. — 225 с.
- Миллер Б. В. Таты, их расселение и говоры (материалы и вопросы). — Баку: Издание Общества Обследования и Изучения Азербайджана, 1929. — 225 с.
- Süleymanov M. Azərbaycan diyarı Lahıc. Etnoqrafik-bədii lövhələr / Под ред. проф. Тофика Рустамова. — Баку: Vətən, 1994. — 272 с. — ISBN 5-89968-067-9 .
Ссылки
- Лагич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // журнал : İRS. — 2005. — № 4 .
- . Sputnik Азербайджан.
- 2020-01-25
- 1