Фильм рассказывает о ходе и поражении
восстания Спартака
в
Римской империи
. На фоне восстания происходит развитие любовной истории Спартака и Валерии, жены Суллы.
О съёмках фильма «Спартак» упоминает
Илья Ильф
называя фильм «чем-то весьма древнеримским»
. Вместе с отдельными мотивами других сочинений
Ильфа и Петрова
, скандальная история постановки фильма «Спартак» вошла в первоначальный вариант романа «
Золотой телёнок
»
. В более позднем, сокращённом варианте романа всё же имеется упоминание об этом фильме — именно он имеется в виду, когда «бородатый швейцар» говорит Бендеру:
«Летошный год сняли немой фильм из римской жизни. До сих пор отсудиться не могут по случаю уголовщины»
.
Юрий Яновский
написал о съёмках фильма роман «Мастер корабля» (1928)
.
В записных книжках
Ильи Ильфа
, среди прочего, есть следующие строки, касающиеся художественного качества картины М. Эртогрула
:
Легат посмотрел картину «Спартак» и приказал сжечь одесскую кинофабрику, как настоящий римлянин он не выносил халтуры
Илья Ильф
. Записные книжки, 1925—1937
На роль Валерии Мухсин-Бей пригласил не профессиональную актрису, а жену одесского адвоката мадам Бродскую, известную в Одессе своими выдающимися формами, то есть попросту полнотой, и что по мнению режиссёра должно было отражать типичный образ
римской матроны
.
Библиография
// Кіно: журнал. — 1926. — № 9, лип. — С. 12—13 : фотогр. — (Кіно-трибуна). — На фотогр. кадри з кф. — Без підпису. : [про фільм Одес. кіноф-ки «Спартак» за сцен. Ґ. Шкурупія та М. Гальперіна на основі твору Р. Джованьолі, який ставить «молодий реж.-реформатор» Е. Мухсін-бей]
«Спартак» // Кіно: журнал. — 1926. — № 10, серп. — С. 20. : [реж. Е. Мухсін-Бей, оператор М. Гольдт]
Болотов К.
, Спартак // Кіно: журнал. — 1926. — № 11, жовт. — С. 1-а с. обкл., 1, 8—9. — Арт. М. Ляров : [кадри з худож. фільму]
Френкель Л.
// Кіно: журнал. — 1929. — № 1 (49), січ. — С. 8 : фотогр. — На фотогр. кадри з фільмів ВУФКУ «Спартак», «Тамілла», «Примхи Катерини ІІ»: [про «надмірну красивість», зайву екзотику в іст. кф] / Л. Френкель]
Ремез Г.
Боротьба за фільм // Кіно: журнал. — 1932. — № 19/20 [127/1—8]. — С. 3—5 : [огляд кф, вироблених в Україні з початку XX ст., та їх оцінка з марксист.-ленін. позицій: кф нац.-романт. спрямування — «Тарас Трясило», «Тарас Шевченко», «нацдемівські» — «Микола Джеря», «Василина», «Борислав сміється», «Навздогін за долею»; про активізацію буржуаз. елементів у кф: «За стіною», «Ордер на арешт», «5 наречених», «Бенефіс кловна Жоржа», ерот. кф А. Кордюма та Б. Глаголіна «Кіра Кіраліна»; високо-майстерні, але з натиском буржуаз. елементів: «Темне царство», «Сорочинський ярмарок», «Спартак», «Тамілла»; позит. оцінка кф «Земля», «Арсенал», «Звенигора», «Одинадцятий», «Два дні», «Нічний візник», «Джальма»; негативно про кф
Г. Стабового
, І. Кавалерідзе «Злива» та «Перекоп»; крит. кф «Штурмові ночі», в якому є «ознаки нерозуміння завдань реконструктивного періоду»] / Г. Ремез]
Примечания
↑
403. Спартак.
// Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак,
А. В. Мачерет
, Л. А. Парфенов, П. В. Фионов, О. В. Якубович, под ред. А. В. Мачерета (рук.), Л. А. Парфенова, О. В. Якубовича и М. Х. Зак. —
М.
:
Государственное издательство «Искусство»
, 1961. — Т. I. Немые фильмы (1918—1957). — С. 168—169. — 529 с. —
3000 экз.
Янгиров Р. М.
Илья Ильф о кино (вступительная статья и публикация текстов писателя о кино)
(рус.)
//
Киноведческие записки
: журнал / Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства
Госкино
СССР; под ред.
А. С. Трошина
. —
М.
: ВНИИ киноискусства Госкино СССР, 1989. —
№ 5
. —
С. 123
. —
ISSN
.
Рассказы о музее: Сборник очерков /
Одесский литературный музей
/ Под ред.: Л. Капишевской; редкол.: Т. Липтуга, Е. Каракина, Л. Мельниченко, Г. Семыкина, Е. Яворская. — Одесса: Пласке, 2002. — С. 62. — 200 с. —
1000 экз.
—
ISBN 966-95616-5-5
.