Древний Рим
- 1 year ago
- 0
- 0
Дре́вний Восто́к — историографический термин для обозначения совокупности очень далёких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству .
В рамках понятия « Древний Восток » включаются государства Северо-Восточной Африки (в том числе Древний Ближний Восток ), а также государства и народы Средней , Южной и Восточной Азии (в том числе древняя Индия и древний Китай ).
Латинское слово , означающее « восход » (от «там, где солнце встаёт»), имеет аналоги во многих языках: « Левант » (< фр. ), Анатолия (< др.-греч. ), [Mizrah] на иврите ( ), [sharq] на арабском языке ( ) и « Страна восходящего солнца » по отношению к Японии .
Противоположный термин « Запад » происходит от лат. ([окцидент], «там, где солнце садится»). Для арабов это было важное понятие: Магриб (< ).
Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели . Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «Варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян . Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную.
В Средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция , захваченная турками-османами .
В Новое время , когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией , обширнейших колониальных империй , большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий . Это ещё больше усиливает противопоставление, по мнению некоторых, «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.
Ко II—I тысячелетиям до нашей эры у древневосточных обществ, как отмечает В. М. Строгецкий , сложилась , основанная на разветвлённой бюрократической системе и жреческой идеологии, ограниченном праве частной собственности и отсутствии понятия свободы личности . В 1933 году советский востоковед В. В. Струве обосновал рабовладельческий характер производства в обществах древнего Востока (до этого главенствовала теория извечного феодализма восточных государств) [ прояснить ] .
Принципиальное отличие уклада стран Древнего Востока от античных Греции и Рима состояло в низкой значимости частной собственности, частнособственнических отношений, товарного производства, ориентированного на рынок, и решающей роли сохранившей многие черты патриархально-родовой организации сельской общины .