Еврейский университет в Иерусалиме
- 1 year ago
- 0
- 0
Руса II ( Урса ) или Руса, сын Аргишти — царь Урарту , правивший около 685 — 639 годов до н. э. , сын царя Урарту Аргишти II . Руса известен благодаря своим сохранившимся надписям, повествующим, в основном, о его строительных достижениях, а также благодаря упоминанию в надписях ассирийских царей Асархаддона и Ашшурбанапала , современником которых он был. Носил титул «Царь могущественный, царь великий, царь вселенной, царь страны Биаинили, царь царей, правитель Тушпа -города» .
Независимое Урартское государство при Русе, сыне Аргишти, не только продолжило существовать, но и, как показали археологические исследования, постепенно усиливалось. Клинописные надписи Русы II свидетельствуют о размахе строительства и укреплении мощи Урарту, что дало некоторым историкам повод назвать этого царя подлинным «реставратором Ванского царства» . О культурном возрождении Урарту в этот период свидетельствуют археологические открытия в Кармир-Блуре (урартский город-крепость Тейшебаини ), (крепость на северном берегу озера Ван ) и Топрах-Кале (город Русахинили ) .
Во время раскопок урартского города Русахинили в Топрах-кале, помимо развалин жилых зданий, были обнаружены руины храма и дворца. При раскопках храма был найден декоративный бронзовый щит с посвятительной надписью ( «Богу Халди , своему владыке, этот щит Руса, сын Аргишти, посвятил ради жизни. Величием бога Халди Руса, сын Аргишти, царь могущественный, правитель Тушпа-города» ), свидетельствующий о том, что храм был построен по указанию Русы II . Восточнее озера Ван, возле искусственного озера была найдена стела с надписью царя Русы, повествующей о создании этого искусственного озера ( «озеро Русы» ) и канала для снабжения водой «города Русы» (Русахинили), построенного этим царём. Однако, поскольку Кешиш-Гёльская надпись не содержит патроним Русы, мнения исследователей относительно идентификации данного урартского царя разделились: ряд учёных (В. Бельк, Леман-Гаупт, Н. В. Арутюнян, Г. А. Меликишвили) высказывались в пользу того, что надпись принадлежит Русе I , однако другие исследователи ( ) считают, что её автором является Руса II .
По мнению Чарльза Берни, именно Руса II, а не Руса I, был основателем Русахинили и, соответственно, именно он создал искусственное «озеро Русы» (Кешиш-Гёл) и провёл от него канал для снабжения нового города водой. Берни предполагает, что город-крепость Русахинили был построен Русой II в качестве его новой столицы, поскольку Тушпа в то время пребывала в руинах после нашествия ассирийских войск Тиглатпаласара III в 735 году до н. э., а предыдущие правители Урарту — Руса I и Аргишти II — использовали в качестве столицы какой-то другой город. По утверждению Берни, нет никаких доказательств существования Русахинили до эпохи Русы II .
Другая внушительная крепость из крупного сырцового кирпича на каменном цоколе , двор которой занимал площадь около 4 гектаров, была возведена Русой II на холме Кармир-Блур, возвышающемся на юго-западной окраине современного Еревана . У южного и западного подножья холма был построен укреплённый город, получивший название Тейшебаини ( «город бога Тейшебы » ). По мнению Б. Б. Пиотровского , характер городских зданий свидетельствует о строительстве города по общему плану. Во вновь построенный город Руса переселил жителей, доставленных из других мест. О строительстве города именно Русой, сыном Аргишти, свидетельствуют несколько надписей с его именем на каменных и бронзовых строительных элементах городских зданий . Надпись на базальтовых блоках, обнаруженная в 1962 году в верхних слоях одного из зданий, повествует о возведении в городе культовых сооружений:
Богу Халди, своему владыке, этот susi Руса, сын Аргишти, построил, а также величественные (?) ворота бога Халди города Тейшебаини страны Аза он воздвиг (и) посвятил богу Халди. Руса говорит: скала (?) была крутой (?), земля — пустынной; ничего здесь не было построено. Когда мне бог Халди царство дал и я воссел на наследственное царственное место, эти величественные (?) ворота бога Халди я построил. Со стороны бога Халди, со стороны ворот бога Халди да будет жизнь, радость, величие, а также сила, милость (и) могущество Русе, сыну Аргишти, царю могущественному, царю (многих) стран, царю страны Биаинили .
Надпись на стеле из армянского храма Звартноц близ Эчмиадзина , которая, по мнению Б. Б. Пиотровского, была когда-то привезена туда из равнины, расположенной напротив Кармир-Блура, повествует об интенсивной ирригационной деятельности Русы II в районе Тейшебаини. По приказу Русы, от реки Илдаруниа (очевидно, современная Раздан ) был проведён ирригационный канал под названием Умешини, вероятно, ставший одним из основных водных источников в долине Куарлини напротив Кармир-Блура. Сохранившийся до наших дней, неоднократно перестраивавшийся, канал Умешини представляет собой большой тоннель, прорытый в толще андезито - базальтовых скал, и сегодня является частью Эчмиадзинского канала. Кроме того, в указанной надписи Руса рассказывает об устройстве в ранее пустынной долине Куарлини виноградников, фруктовых садов и полей с посевами .
|
|
|
Оплывшие кирпичные стены крепости
Тейшебаини
на каменном фундаменте |
Развалины крепости |
Для защиты от военной угрозы с востока от недавно возникшего Мидийского царства Руса II приказал возвести к востоку от озера Урмия несколько крепостей, в частности, мощный город-крепость в 85 км юго-восточнее современного Меренда . Город был построен в холмистом районе, в окружении гор, у ныне высохшего русла реки Селе. На самой высокой точке холма располагалась монументальная цитадель, а у подножия холма раскинулись жилые кварталы и объекты военного назначения. Судя по всему, этот город просуществовал недолго и был разрушен ещё при жизни Русы .
В ассирийских источниках Руса впервые упоминается в отчёте царя Асархаддона богу Ашшуру о своём походе на царство Шубрия около 673 года до н. э. Ассирийский царь указывает, что всех обнаруженных в Шубрии беглых урартов он вернул урартскому царю Русе, который ранее безрезультатно требовал их возвращения от царя Шубрии. В следующий раз Руса II упоминается в запросе Асархаддона к оракулу бога Шамаша относительно возможности нападения урартов и киммерийцев на Шубрию, находившуюся уже в составе Ассирии. Кроме того, в одном из отчётов Ашшурушаллима царю Асархаддону, помимо прочего, докладывается об организации наблюдения на границах с Урарту. Таким образом, в период правления Асархаддона и Русы II Ассирия и Урарту мирно сосуществовали, избегая открытых военных столкновений .
Совместное упоминание в запросе Асархаддона к оракулу Шамаша урартов и киммерийцев в своё время дало повод ряду советских учёных (в частности И. М. Дьяконову , Г. А. Меликишвили , ) сделать вывод о существовании в тот период военно-политического союза между Русой II и киммерийцами . Сохранилась надпись на камне, происходящем, вероятно, из развалин урартской крепости в 4-5 км западнее , упоминающая о военном походе Русы II на запад:
Руса... (Руса), сын Аргишти, говорит: я угнал женщин из вражеской страны... народ (?) стран Мушкини, Хате, Халиту... этой крепости, а также городам, которые (окружают ?) эту (крепость?)... к этой крепости я присоединил. Пусть никогда... пусть чему-нибудь из этих предметов (созданий) не (повредит кто-нибудь и т. д.)... Руса, сын Аргишти, говорит: бог Халди даровал(?) мне... Для бога Халди я эти деяния (совершил)... Величием бога Халди Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь (великий?)... царь страны Биаинили, царь стран, правитель (Тушпа-города) .
Упоминание в данной надписи стран Мушкини (Мушки), Хате, Халиту позволило Г. А. Меликишвили утверждать, что в 676—675 годах до н. э. Руса II совместно со своим союзником, царём киммерийцев Тугдамме , совершил большой поход в Малую Азию против Фригии , Мелида и страны халдов , что привело к гибели Фригийского царства . Возражая против этой версии событий, Ч. Берни отметил, что хотя упоминание племён мушки и хаттов в надписи Русы и свидетельствует о его кампаниях в западном направлении, нахождение этих племён во Фригии и Каппадокии маловероятно и нет достаточных оснований предполагать, что в этот период урартские войска продвинулись на запад дальше, чем раньше. Также маловероятно, по мнению Берни, что Руса II установил свой контроль над черноморским побережьем в районе Трабзона , где в то время проживали халды. Даже если мушки и жили во Фригии, то далеко не всегда, а отождествление вождя мушков Мита с царём Фригии Мидасом недостаточно хорошо документировано, чтобы на его основании можно было сделать вывод о том, что царство, существовавшее в тот период вокруг долины Сакарьи на северо-западе Малой Азии, и страна мушков из ассирийских или урартских источников — суть одно и то же .
Судя по всему, относительно мирные отношения Руса II сохранял и со следующим ассирийским царём Ашшурбанапалом . На одном из рельефов дворца Синаххериба в Ниневии изображён приём Ашшурбанапалом послов царя Урарту, имевший место вскоре после победы ассирийского царя над Эламом около 654 года до н. э. Подпись к рельефу гласит :
Я — Ашшурбанапал, царь Ассирии, который в надежде на Ашшура и Иштар, моих владык, покорил своих врагов и удовлетворил своё сердце. Русá, царь Урарту, услыхал о силе Ашшура, моего владыки, и страх перед моей царственностью охватил его, и послов (?) своих он послал в Арбелу для вопрошения о моём благополучии. Я поставил им в пример (?) Набудамика и Умбадару, послов (?) Элама, прибывших с письмом, содержавшим дерзкое послание .
Речь в этом тексте идёт о простом дипломатическом акте, предпринятом независимым царством Урарту по отношению к своему более могущественному соседу. Очевидно, в период правления Ашшурбанапала и Русы II, в ситуации, когда киммерийские и скифские орды свободно бродили как по урартским, так и по ассирийским территориям, совершая опустошительные набеги, Ассирия и Урарту вынуждены были придерживаться некоего подобия взаимного мира и дипломатического общения .