Interested Article - Ангел

«Ангел». Деталь картины Рафаэля « Воскресение Христа », 1499—1502 годы
«Ангельское пение», Вильям Бугро , 1881 год, музей Гетти

А́нгел ( др.-греч. ἄγγελος , ангелос — «посланник, вестник» , др.-евр. מלאך ‏‎ — «посланник»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Этимология названия

Греческое слово ἄγγελος [ангелос] — прямой перевод древнееврейского מלאך [мал’а́х], от архаичного корня לאכ , представленного практически во всех древнесемитских языках (кроме аккадского), и изначальное значение данного слова — в угаритском — ml’k, в арамейском и древнееврейском — mal’ak — «посланник», из иврита заимствовано арабское слово ملأك ма́лак .

В Библии

В Ветхом Завете

Уже в Ветхом Завете неоднократно присутствует упоминание ангелов под именем херувимов , в оригинале — крувов ( ивр. כְּרֻבִים ‎, круви́м или керуви́м , ед. ч. כרוב , кру́в ). За повествованием о грехопадении в Библии вскоре следует упоминание херувима , сохранившего верность Богу :

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни.

Часть богословов в христианстве и иудаизме придерживались мнения о том, что в ( Быт. ) говорится об ангелах, которые иногда вступали в браки с людьми, порождая исполинов ( нефилим ). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Эти взгляды изложены в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, этого мнения придерживались многие раннехристианские авторы ( Иустин Философ , Ириней , Афинагор , Климент Александрийский , Тертуллиан , Амвросий и другие) . Большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви ( Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , Феодорит Кирский , Кирилл Иерусалимский , Иероним Стридонский , Августин и другие) придерживались мнения, что под «сынами Божьими» здесь подразумевались благочестивые сифиты (потомки Сифа ) .

В Ветхом Завете ангелы являлись многим персонажам: Агари , Аврааму , Лоту , Иакову , Моисею , Валааму , Иисусу Навину , Гедеону , Маною , Давиду , Илии , трём отрокам Вавилонским , пророкам Даниилу и Захарии .

В Ветхом Завете часто личность, которая называется ангелом, впоследствии называется Господом ( Быт. , , , Быт. , , Быт. , и Исх. , ). Большинство святых отцов думало, что во всех этих видениях является не ангел, а сам Бог (Сын Божий), и эти видения были предвосхищением воплощения. Другие видели в некоторых из этих видений Троицу, особенно в трёх ангелах, посетивших Авраама. Третьи видели в этом видении проявление единого Бога, который обнаруживает единство естества в трёх божественных лицах .

В Новом Завете

В Новом Завете ангелы также являлись многим персонажам: священнику Захарии , Деве Марии , Иосифу Обручнику , пастухам , волхвам , Марии Магдалине и другим жёнам-мироносицам , апостолам , Корнилию сотнику .

Ангелы служили Иисусу Христу после искушения Его в пустыне ( Мф. ). Видения Ангелов лежит в основе откровений, данных святому Иоанну Богослову .

В послании к Евреям даётся определение ангелов:

…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога ) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов — прописную.

ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Ангел с цветком. XIV век

В авраамических религиях

В иудаизме

Среди семи ангелов еврейской религии лишь двое названы в Танахе (еврейской Библии) по имени: Михаэль и Габриэль . В апокрифе книга Еноха упоминаются семь высших ангелов или архангелов:

  • Михаэль (Михаил) — архангел, поставленный над лучшей частью людей — над избранным народом;
  • Габриэль (Гавриил) — архангел, поставленный над змеями, раем и херувимами;
  • Рафаэль (Рафаил, Руфаил) — властелин над душами людей;
  • Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира;
  • Регуэль (Рагуил) — архангел, подвергающий наказаниям мир светил;
  • Сариэль — владыка сил, соблазняющих людей;
  • Иерахмиэль (Иеремиил) — архангел, который будет надзирать за воскресением из мертвых .

Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — град), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — кольцо, колесо), Кохавиэль — ангел звезд (кохав — звезда), Метариэль — ангел дождя (матар — дождь) .

В каббале

Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы добра и зла, ангелы милосердия и наказания, ангелы мужского и женского пола. Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (малахей хаббала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью дьявола .

В христианстве

«Ангел Рублёва » (миниатюра Евангелия Хитрово )

По христианскому учению ангелы — бесплотные духи, одаренные умом, волею и могуществом . Однако бестелесными и невещественными ангелы называются только по сравнению с людьми, но не по сравнению с Богом, Который совершенно невещественен и бестелесен .

В святоотеческой литературе по вопросу о времени сотворения ангелов чаще других встречаются следующие два мнения. Согласно первому, ангелы сотворены прежде материального мира. Этого мнения придерживались святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , преподобный Иоанн Дамаскин . Согласно второму мнению, ангелы сотворены одновременно с вещественным миром или позже его. Такого мнения придерживались блаженный Феодорит Киррский , блаженный Августин Иппонский , святитель Епифаний . Это мнение следует из того, что ангелы, будучи сотворёнными существами, зависят от времени и пространства как категории сотворённого бытия. Так, ангелы не имеют вида, подобного телам, однако для своего существования они нуждаются в месте, так как не обладают свойством вездеприсутствия. Например, когда они находятся на земле, их нет на небе, и наоборот .

Согласно христианству, Бог использует ангелов для осуществления Своих велений. Он не имеет нужды в них, но по Своей благости, предоставляет им часть Своих дел .

Ангелов значительно больше, чем всех людей. В книге пророка Даниила и Апокалипсисе сообщается, что их тьма тем, то есть миллиарды ( Дан. , Откр. ) . Ангелы бессмертны, поэтому их число не уменьшается. Назначение ангелов: исполнять волю Божию и прославлять Бога. Ангелы, так же как и люди, имеют ум, и ум их много более совершенен, чем человеческий. Согласно преподобному Иоанну Дамаскину , ангелы являются по воле Божией достойным людям и являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуются так, чтобы смотрящие могли их видеть .

В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из девяти ангельских чинов : Серафимы , Херувимы , Престолы , Господства , Силы , Власти , Начала , Архангелы , Ангелы. Люцифер — самый совершенный из всех духов и один из высших ангелов — захотел иметь всё лишь для самого себя, из-за чего был отлучён от Бога. Более того, ему удалось совратить множество других ангелов. Люцифер стал называться дьяволом , сатаной, лукавым и другими именами, а другие падшие ангелы — бесами , демонами . Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими. Но людям помогают добрые ангелы. Согласно Откровению Иоанна Богослова , архангел Михаил и другие ангелы воевали против дьявола и его ангелов и победили. После этого дьявол и его ангелы были низвержены на землю ( Откр. ) .

Белый ангел ( фреска XII века , монастырь Милешева )

В православии отмечается почитание архангелов, известных по имени: Михаил , Гавриил , Рафаил , Уриил , Иеремиил , Иегудиил , Селафиил , Варахиил . Архангелы Михаил и Гавриил упомянуты в книгах Ветхого Завета, которые являются каноническими во всех Церквях. Архангел Рафаил упомянут в книге Товита (являющейся канонической в католицизме), архангелы Уриил , Селафиил , Иеремиил — в неканонической Третьей книге Ездры .

В XV веке монах Амадей Португальский утверждал, что получил откровение о семи именах архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил и Силтиэль. Католическая церковь вмешалась против попытки почтить семь ангелов этими именами. Попытки добиться церковного признания хотя бы Уриила также не увенчались успехом. Католическая церковь почитает трёх библейских ангелов (Михаила, Гавриила и Рафаила) . Только эти три имени есть в Библии в католицизме. Третья книга Ездры в католической Библии отсутствует. Римский собор 745 года определил: «Но мы, как нас учит святое апостольское служение и даёт Божественная власть, не знаем более чем трёх имён ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имён ангелов и демонов была бы открыта» .

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября . Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (около 343 года ), осудившего как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира .

В православии существует представление об ангелах-хранителях , посылаемых Богом каждому человеку сразу после его крещения: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф. ).

Также ангелы поставлены для управления стихиями, небесами, миром и всем, что в нем .

Ангельская иерархия в христианском вероучении

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(новгородская икона, конец XV века )

Шестикрылые серафимы описаны в книге пророка Исаии ( Ис. ). Херувимы упоминаются в Ветхом Завете множество раз ( Быт. , Пс. , 1Цар. , 2Цар. , Ис. ). В книге пророка Иезекииля они предстают в виде четырёхкрылых существ ( Иез. ). В четырёх Посланиях апостола Павла названы дополнительно к Ангелам: Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти и Силы ( Рим. , Еф. , Еф. , Кол. , 1Фес. ).

В своём творении святитель Григорий Богослов пишет, что существуют девять ангельских чинов: «Разве простремся в той мере, в какой знаем, что есть какие-то Ангелы (ἀγγέλους), Архангелы (ἀρχαγγέλους), Престолы (θρόνους), Господства (κυριότητας), Начала (ἀρχάς), Власти (ἐξουσίας), Светлости (λαμπρότητας), Восхождения (ἀναβάσεις), умные Силы или Умы (νοερὰς δυνάμεις, ἢ νόας), природы чистой, беспримесные, непреклонные или неудобопреклоняемые ко злу, непрестанно ликовствующие окрест первой Причины» .

Святитель Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 1:6 и 10:21), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33:4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6:2—3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами» .

Святитель Афанасий Великий упоминает в своём «Послании к Серапиону»: « 13) … Ангелы …Серафимов… Херувимов… Архангелов …Господств… Престолов… Начал… иного чего» .

В «Слове на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» святитель Амфилохий Иконийский (ум. 394 ) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти .

В одной из проповедей, приписываемой Иоанну Златоусту , перечисляются 9 ангельских чинов, в том же порядке, что у Кирилла Иерусалимского: «Божественная мудрость, воспользовавшись этим светильником, отыскала одну потерянную драхму и присоединила к девяти ангельским драхмам. Необходимо, возлюбленные, сказать, кто это жена, имеющая десять драхм. Это мудрость Божия, имеющая десять драхм. Какие? Сосчитай: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, престолы, господства, херувимы, серафимы и первозданный Адам» .

В чин литургии византийского обряда входит песнопение, называемое херувимской песнью : « Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе… ». Она состоит из двух частей, разделяемых , перед ней раскрываются царские врата алтаря.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в конце V века книга, приписываемая Дионисию Ареопагиту , «О небесной иерархии» ( греч. «Περί της ουρανίας» , лат. «De caelesti hierarchia» ). Согласно этой книге, все небесные Существа в общем можно называть ангелами, однако конкретно ангелами называются последний ангельский чин. Ангельские чины в этой книге располагаются в следующем порядке:

Девять ангельских чинов под светящимся треугольником, символом Троицы (Греческая икона XVIII век )

Первый лик

  • Серафимы ( ивр. שׂרפים ‎, др.-греч. σεραφίμ ) — горящие, пламенеющие. Их имя показывают быстрое, непрестанное, неослабное и постоянное стремление к Божественному, имеют способность возводить низших в горние.
  • Херувимы ( др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים ‎) — обилие познания или излияние мудрости. Их имя означает знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие, преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
  • Престолы ( др.-греч. θρόνοι ) — высочайшие и превыспренные. Их имя означает, что они совершенно чужды всякой низкой земной привязанности, они, постоянно возвышаясь над всем дольним, стремятся в горние, принимают внушение от Бога во всяком бесстрастии и невещественности, они носят Бога, и раболепно выполняют Его повеления.

Второй лик

  • Господства ( др.-греч. κυριότητες ; лат. dominationes ) — их имя означает совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, их господство в этом, которое стоит выше всякого унизительного рабства, постоянно стремящееся к истинному Господству, и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как самих себя, так и всё им подчиненное.
  • Силы ( др.-греч. δυνάμεις ; лат. virtutes ) — их имя означает могущественное и непреоборимое мужество, отражающееся во всех их действиях, для того, чтобы удалять от себя всё то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, они неуклонно взирают на высочайшую и всеукрепляющую Силу, и, сколько возможно, по своим силам становятся Её образом, к низшим силам богоподобно нисходящие для сообщения им могущества.
  • Власти ( др.-греч. ἐξουσίες , лат. potestates ) — их имя означает устройство духовного владычества, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти.

Третий лик

  • Начальства ( Начала , др.-греч. ἀρχαί ; лат. principates ) — их имя означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, всецело обращаться к Богу и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ Начала, способность выражать премирное начальство Бога в благоустроении начальствующих Сил.
  • Архангелы ( др.-греч. ἀρχάγγελοι ) — их имя означает чин, определенный для научения ангелов и людей. Они обращаются через Начальства к премирному Началу, сообразуются с Ним, сколько возможно, и хранят между ангелами единение сообразно своему водительству. Они приемлют Божественные озарения чрез первые Силы и передают их ангелам, а через ангелов сообщают людям по мере того, сколько кто способен к Божественным озарениям.
  • Ангелы ( др.-греч. ἀγγελοι ) — их имя означает чин, который окончательно заканчивает все небесные чины, они последние между небесными существами имеют ангельское свойство, они наиболее близки к людям.

В исламе

В исламе ангелы — это «посланцы» («посланники») и слуги Аллаха, исполнители Его воли. К ним неприменимы понятия мужской и женский род. Согласно Корану, ангелы живут на небесах, охраняют рай и ад, окружают трон и престол Аллаха поют Ему хвалу ( аз-Зумар , Гафир ) , обладают двойными, тройными и четверными крыльями ( Фатир ) .

Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Коран 2:177), это второй из столпов веры мусульманина, после веры в Аллаха .

Согласно исламу, по велению Аллаха ангелы играют активную роль в жизни людей, оберегают и сопровождают каждого человека от рождения до смерти и даже в могиле. Каждого человека сопровождают два ангела. Зачатому в утробе матери ребенку Аллах дает душу через ангела. Специальные ангелы записывают все земные деяния человека. Физическая смерть человека также наступает через отправленного Аллахом ангела, который забирает его душу .

Ангелы передают пророкам слова Аллаха. Коран выделяет несколько категорий ангелов. Высшие среди них — мукаррабун («приближенные»), находящиеся у престола Аллаха. К высшим ангелам относятся Джибрил , Микаил , Исрафил . Джибрил, по преданию, является главным посредником между Аллахом и Мухаммедом, а также Исой и Марьам .

Девятнадцать грубых и сильных ангелов, называемых Аз-Забания (стражи), охраняют ад. Главой стражей ада называется Малик. В послекораническом предании появились имена двух ангелов, допрашивающих умерших в могиле, — Мункар и Накир .

Согласно Корану, ангелы были созданы до человека и пытались отговорить Аллаха создавать Адама. После его сотворения Аллах заставил их пасть ниц перед человеком. Это сделали все, кроме Иблиса , который был низвергнут за это с небес и обречен на муки ада после Суда. На мучения в этой жизни, до Суда, были обречены на земле два других ангела, не устоявших перед мирскими соблазнами, — Харут и Марут .

Мусульманская ангелология, развивавшаяся как комментирование соответствующих мест Корана, находилась в большой степени под влиянием христианства .

Аналоги в других религиях

В буддизме

В буддизме идея ангелов находит своё отражение в концепции бодхисаттвы — некого Просветлённого Существа, подобного ангелам в авраамических религиях .

В зороастризме

Для последователей зороастризма Амеша Спента , язаты .

Ангел в чувашской мифологии

Пирешти (чуваш. Пирĕшти) — в чувашской мифологии антропоморфное и зооморфное существо, включено в полисистемность божеств и духов , обладает многочисленными функциями и выступает в различных образах: человекоподобный вестник, передающий через Кепе или Пулех Верховному богу Турă просьбы людей, или, наоборот, от богов небесного мира доносящий до людей добрые вести; ангел-защитник человека, сидящий на его плечах, часто их двое; дух-хранитель души, в виде неопределённой птицы; божество дома, в отличие от Хэртсурт (чуваш. Хĕртҫурт), способное делать только добро; покровитель лошадей , вообще скота .

Образ и функции Пирешти восходят к древнеиранской культуре: авест. Фраваши — податель жизни, защитник, дух-хранитель, вечные души предков в облике птиц; перс. Фереште — ангел, вестник.

В сикхизме

Азраил (как Азраа-иил) — имя ангела смерти в Гуру Грантх Сахиб , священной книге и последнему гуру сикхизма .

В других источниках

В мифологии Розы мира

Ангелы низшего круга:

  • Херувимы — хранители людей,
  • Серафимы — хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, религиозных общин, этических объединений),
  • Престолы — хранители наций.

Ангелы высшего круга:

Также в Розе мира упоминаются .

В Книге Урантии

« Книга Урантии » говорит, что «ангелы — это попечительские духи времени», а про другие чины, среди названных в Библии ( 1Петр. ; Еф. ), уточняет: « власти — воинство посланников пространства ; силы — высшие личности Бесконечного Духа ». Эти три чина — основные «категории личностей Бесконечного Духа» (третьего лица Троицы ) .

Ангелы принадлежат к категории попечительских духов (включает семь ангельских чинов и один чин промежуточных созданий) :

Ангелы — это духовные попечители и товарищи восходящих эволюционных волевых созданий всего пространства; они также являются коллегами и партнерами вышестоящего воинства божественных личностей сфер. Ангелы всех чинов представляют собой ярко выраженные и высокоиндивидуализированные личности .

Ангелы в «Книге Урантии» классифицируются следующим образом :

Ангельский корпус центральной вселенной — это супернафимы, в сверхвселенной — это секонафимы, а в локальной вселенной — это серафимы с херувимами и сановимами .

Как следует из книги, есть и другие нераскрытые ангельские чины .

Ангелы в виде детей на почтовой марке 2007 года

Изображения ангелов

Ангелы обычно изображаются в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами.

Ангелы и астрология

В Эпоху Средневековья сформировались представления о соотнесении ангелов-покровителей и семи известных тогда в Европе планет Солнечной системы. В средневековую Европу пришли арабские представления об ангелах-покровителях планет. Так, мусульманский мыслитель аль Барселони полагал, что Луной управляет ангел Гавриил, а Солнцем — Рафаил. В рамках Каббалы также была разработана своя система соответствий, которая позднее использовалась в прорицаниях и магии .

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. . bible-center.ru . Дата обращения: 26 июля 2019. 26 июля 2019 года.
  3. Книга Еноха, 6
  4. А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Бытие. Глава 6. Издание исправленное и дополненное, 2003 год.
  5. . от 27 февраля 2022 на Wayback Machine . Библейский словарь.
  6. // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1900—1911.
  7. Дата обращения: 27 февраля 2022. 27 февраля 2022 года.
  8. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  9. Дата обращения: 27 февраля 2022. 27 февраля 2022 года.
  10. Дата обращения: 27 февраля 2022. 27 февраля 2022 года.
  11. . Дата обращения: 22 июля 2013. 1 августа 2013 года.
  12. . Дата обращения: 22 июля 2013. 2 мая 2013 года.
  13. . Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано из 19 сентября 2012 года.
  14. Дата обращения: 2 января 2013. 15 июня 2011 года.
  15. Дата обращения: 29 декабря 2012. 29 марта 2015 года.
  16. (недоступная ссылка)
  17. (недоступная ссылка)
  18. (недоступная ссылка)
  19. (недоступная ссылка)
  20. (недоступная ссылка)
  21. . Дата обращения: 2 января 2013. 2 июня 2013 года.
  22. Пиотровский М. Б. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 153-154. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
  23. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  24. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Энциклопедия ангелов. Сер. «Энциклопедии». Пер. с англ. П. В. Алтухова, 1997. — С. 101
  25. Section 7, part 165 ( . от 19 октября 2016 на Wayback Machine ), and section 25, part 31 ( . от 12 октября 2013 на Wayback Machine ). Hosted on the
  26. . Sacred-texts.com. Дата обращения: 30 июля 2012. 9 июня 2012 года.
  27. . Sacred-texts.com. Дата обращения: 30 июля 2012. 24 октября 2012 года.
  28. Дата обращения: 4 марта 2022. 4 марта 2022 года.
  29. . от 30 июля 2022 на Wayback Machine / Книга Урантии
  30. . Дата обращения: 30 июля 2022. 30 июля 2022 года.
  31. . Дата обращения: 30 июля 2022. 30 июля 2022 года.
  32. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Указ. соч. Р/н/Д., 1997. — С. 88, 284.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Ангел