Interested Article - Митра (божество)
- 2020-02-25
- 1
Ми́тра ( др.-инд. Mitrá , др.-перс. 𐎷𐎰𐎼 Miça , авест. 𐬨𐬌𐬚𐬭𐬀 Miθra — «дружба», букв. «то, что связывает», арм. Միհր , лат. Mithras ) — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом.
Как божество Митра упоминается в четырёх аспектах:
- Ми́тра́ индоариев, как ведийское божество ;
- Ми́тра древних иранцев, как божество зороастризма ( Аша );
- Ми́тра древних армян, как божество солнца в зороастризме ;
- Ми́тра эллинистического периода , как главное божество митраизма .
Имена в разных культурах
- От санскритского слова mitra произошло Майтрея , имя бодхисаттвы в буддизме .
- В эллинистической Малой Азии , авестийское божество объединилось с различными местными и греческими богами, что привело к нескольким ипостасям Аполлона-Гелиоса-Митры-Гермеса.
- Через греческое и анатолийское посредничество, авестийский теоним дал рождение римскому божеству под именем Митра ( Mithras) , главной фигуре римских мистерий первого века, ставших известными как митраизм .
- В среднеперсидском авестийский теоним развился (среди других среднеиранских форм) в согдийское Миши , среднеперсидское и парфянское Михр и бактрийское Миуро .
- В армянском пантеоне, Митра был известен, как Мгер (или Михр) и был одним из наиболее почитаемых богов (дицов) дохристианской Армении. В городе Ван ашвахар Васпуракан Великой Армении находилась священная Ванская скала Мгери Дур (дословно — «Врата Митры»), из которой по преданию родился Митра и в которую ушёл в ожидании воцарения справедливости на земле. В современной Армении восточнее Еревана расположен храм Гарни , посвящённый Мгеру.
- По одной из версий, упоминаемый в Каббале ангел Метатрон восходит своими корнями к Митре.
- По версии Кузнецова Б.И. , Митра — первоначальное имя основателя религии бон Шенраба .
Митра у античных авторов
Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет: «… от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат , а персы — Митра) » . Страбон исправляет его данные, указывая, что персы называют Митрой Гелиоса, то есть солнце . Милитта — это Мулиссу, жена Ашшура .
Все гипотезы, включая остроумные объяснения оговорок переводчика Геродота, де Йонг характеризует как сомнительные . Предполагалось также, что Геродот исходил из отождествления с планетой Венера. Чаще всего считают, что с Афродитой должна отождествляться Анахита .
Э. А. Грантовский вслед за В. В. Струве видит в сообщении указание на андрогинную сущность Митры . Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах .
В произведении Ксенофонта « Домострой » Митрой клянётся Кир Младший , а также перс Артабаз . По Курцию, Дарий III перед битвой при Гавгамелах призывал Солнце, Митру и священный огонь . В передаче Плутарха Дарий клянётся « великим светом Митры » . Армянский царь Тиридат, обращаясь к Нерону, упоминал, что почитает Митру .
В надписи из Ксанфа Аполлон назван xšaθrapati (Митрой), а также Сараписом . В псевдо-Клементинах Митра также отождествляется с Аполлоном .
По изложению Плутарха, Митра занимает середину между Ормаздом и Ариманом , и потому его называют посредником . Де Йонг предлагает оригинальный перевод этого места: «Вот почему персы называют посредника Митрой», ссылаясь на пехлевийское migāncīg («посредник») — эпитет Митры . Та же функция посредничества с Друдж в яштах приписывается Сраоше . По Бенвенисту, она первоначально принадлежала Митре . В парфянских и согдийских текстах Третий Посланец манихейской религии также носит имя Митры .
Армянский автор Езник Колбский приводит такой рассказ: Ареман пригласил Ормазда на праздник, Ормазд отказался, пока их сыновья не сразятся. Сын Аремана победил, духи искали посредника и не находили, и тогда создали Солнце, чтобы оно судило их .
Римский император Юлиан Отступник , ссылаясь на гипотезы мистерий, упоминает о мнении, по которому Гелиос движется в области выше неподвижных звёзд, посредине между тремя мирами , причём срединность Солнца у Юлиана восходит к персидской доктрине, равно как и мнение о его астрономическом положении , хотя и использует аристотелевский термин « месотес » .
Дионисий Ареопагит , рассуждая об упомянутом в Библии дне остановки Солнца при царе Иудеи Езекии , ссылается на персидские священные рассказы и празднования, которые маги совершают тройному Митре .
Лукиан упоминает золотую статую Митры , а Нонн отмечает почитание Митры в Бактрии и Вавилоне .
В известном своими мистификациями сочинении Псевдо-Плутарха «О реках» приведён рассказ о том, как Митра, желая иметь сына, но, ненавидя женщин, совокупился со скалой, которая породила сына Диорфа, а тот, когда вырос, был убит Аресом и превратился в гору, на которой выросло необычное дерево . Де Йонг приводит к сюжету ряд параллелей: хеттскую «Песнь об Улликумми», Армилле из еврейского фольклора, рассказ об Агдистис, эпос нартов и рассказ об Амирани, и считает, что упоминание может отражать существовавший мотив .
Митраизм
В последние века до н. э. возникла особая религия с культом Митры — митраизм , получившая распространение в эллинистическом мире, с I века н. э. — в Риме , со II века — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ- митреумов вблизи римских лагерных стоянок. Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвящённых в него и сулил блаженную жизнь после смерти.
Как пишет Плутарх , распространение таинств Митры по Средиземноморью связано с активностью киликийских пиратов в 60-е годы до н. э., которые совершали их первоначально в ликийском городе Олимп .
В мистериях и надписях Митра ассоциируется с орфическим божеством Фанетом . Мирча Элиаде считает, что легендарные детали биографии Митридата VI Евпатора (а отчасти также Кира Великого) отражают представления митраизма .
Во время мистерий говорится, что Митра родился от камня, а место совершения мистерий называют пещерой . Иустин Философ указывает, что диавол сообщил жрецам Митры это название, ибо Христос родился в пещере . Согласно Стацию , Аполлона ахеменийцы называют Титаном, а в пещере Персея его зовут Митрою, гнущим рога .
Порфирий , ссылаясь на некоего Евбула , отмечает, что пещеру в горах, цветущую и богатую источниками, впервые посвятил Митре Зороастр , причём эта пещера — образ космоса, созданного Митрой, а находившееся внутри — символы космических стихий и сторон света (аналогично, по Порфирию, космос сравнивали с пещерой пифагорейцы и Платон ). Митра носит меч Овна (знака Ареса) и едет на быке Афродиты .
Христианский автор Иустин Философ называл предложение хлеба и чаши с водой вступающим в таинства Митры подражанием злых демонов христианству . Использование в них мёда отмечает Порфирий . Степени посвящения в мистерии Митры известны из надписей и письма Иеронима .. При посвящении в таинства Митры проводились истязания и испытания через огонь
По Тертуллиану , в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения . Цельс рассказывает, что в мистериях даются символы движения звёзд и планет в небе и прохождения душ через них, причём символом служит семивратная лестница (семь врат связаны с семью металлами и семью божествами), и утверждает, что христиане многое заимствовали из этого учения (под христианами он понимает прежде всего секту офитов ) . У Клавдиана Митра назван вращающим звезды , а император Юлиан Отступник упоминает тайное халдейское учение о семилучном .
С конца II в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан ) покровительствовали культу Митры. Во II—IV вв. митраизм был одним из главных соперников христианства.
Юлиан говорит о почитании Митры и справлении игр в честь Солнца раз в 4 года . В 303 году волшебник Феотокл, скрывшись в пещере, сделал Галерию прорицание, возбуждая к гонению на христиан .
Согласно историографам Августов , император Коммод запятнал священнодействия Митры убийством человека, хотя обычно страшное в них лишь говорится или изображается .
Пещеру Митры, которую Констанций II передал александрийской церкви, в 362 году Георгий Александрийский приказал очистить, и там нашлось множество черепов (по утверждению христиан, человеческих), которые по указанию Георгия Александрийского носили по городу как доказательство возможно совершавшихся там человеческих жертвоприношений и гаданий по внутренностям. Тогда в городе произошли беспорядки, и Георгий и некоторые другие христиане были убиты язычниками .
Одно из распространённых изображений на митраистских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой), например: Рельеф Митры . Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причём фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каутопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причём им прислуживают слуги в звериных масках .
Также есть изображения испытаний при инициации. Обнажённый мист сидит с повязкой на глазах, а перед ним жрец с мечом . В сюжетах так называемого «митраистского объятия» Митра в виде льва покрывает быка (или другое парнокопытное животное ), схватив его передними лапами; на фреске в капуанском митреуме на месте быка изображён обнажённый юноша, которого мистагог валит на землю, обняв сзади, в чём некоторые авторы видят гомоэротическое содержание такого ритуала, включающее ритуальную кастрацию неофита и излитие в него семени .
Происхождение римского митраизма
В 1971 году в Манчестерском университете состоялся первый международный конгресс, на котором собрались исследователи митраизма. На этом конгрессе многие учёные поставили под сомнение иранское происхождение античного митраизма. Р. Гордон и Джон Хиннелс высказали предположение, что античный митраизм — это новый культ, не связанный с иранским, а имя Митры было позаимствовано им для придания авторитета и духа древности (первоначально гипотеза о неиранском происхождении культа была развита С. Викандером в работе 1950 года).
Как указывает М. Дрезден, иранские элементы в мистериях слишком значительны, чтобы отрицать их происхождение, однако сцены убийства Митрой быка на рельефах нельзя полностью свести к описанию убийства первобыка Ахриманом из пехлевийских сочинений . Согласно М. Элиаде , убийство быка скорее следует сопоставить с совершаемым Саошьянтом эсхатологическим жертвоприношением быка Хатайоша, с использованием жира которого и белого хома будет изготовлен напиток бессмертия, который дадут всем людям . В. Н. Топоров сравнивает этот мотив с участием индийского бога Митры в убийстве Сомы .
По одной из версий, Митра был рождён из камня в пещере. Епифаний Кипрский же говорит о рождении от богини-девы Коры бога Эона , которое отмечалось в Александрии 6 января (а Эон мог отождествляться с Фанетом и тем самым с Митрой) .
См. также
Примечания
- Russell J. R. . — Harvard University Press, 1987. — P. 261—289.
- , с. 113.
- Геродот. История I 131, пер. Г. А. Стратановского
- Страбон. География XV 3, 13 (с. 732).
- Jong, Albert de. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin literature. Leiden etc. Brill, 1997. P. 107.
- ↑ de Jong 1997, p. 108.
- например: Бойс М. Зороастрийцы. СПб, 2003. С.99; Геродот. История. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. М., 1999. С. 632 (примечание 98 к книге I).
- Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. 2-е изд. М., 2007. С. 347—349, ср. также комм. в: Авеста. «Закон против дэвов». СПб, 2008. С. 166—167.
- Ксенофонт. Домострой 4, 24.
- Ксенофонт. Киропедия VII 5, 53.
- Курций Руф. История Александра Великого IV 13, 12
- Плутарх. Александр 30.
- Дион Кассий. Римская история LXIII 5, 2.
- de Jong 1997, p. 33.
- Псевдо-Клементины 6.10 (de Jong 1997, p. 286).
- Плутарх. Об Исиде и Осирисе 46.
- de Jong 1997, p. 171.
- Яшт XI 14.
- ср. Бойс 2003, с. 113.
- Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 351; МНМ. Т. 2. С. 156.
- de Jong 1997, p. 174.
- Юлиан. К Царю Солнцу 148а-b.
- см. также рассуждения о порядке светил у Анаксимандра (Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. СПб, 2007. С. 109—116).
- Ван-дер-Варден 1991, с.165-166; предисловие Т. Г. Сидаша (Юлиан. Сочинения. СПб, 2007. С. 92).
- Псевдо-Дионисий Ареопагит. Послание 7; de Jong 1997, p. 295; Схолии к Косьме Индикоплову III 59 (de Jong 1997, p. 376).
- Лукиан. Зевс трагический 8.
- Нонн. Деяния Диониса XXI 250
- Нонн. Деяния Диониса XXI 250; XL 410.
- Псевдо-Плутарх. О реках 23, 4—5.
- de Jong 1997, p. 290—294, ср. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. М., 2002. С. 271.
- Плутарх. Помпей 24; Ван-дер-Варден 1991, с. 164.
- (de Jong 1997, p.310; Ван-дер-Варден 1991, с.181)
- Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1. М., 2001. С. 292; Т. 2. М., 2002. С. 260.
- Иустин. Диалог с Трифоном 70.
- Юстин. Диалог с Трифоном 78.
- Стаций. Фиваида I 717—720.
- вероятно, речь идёт об афинском платонике III века (см. упоминание: Порфирий. Жизнь Плотина 15)
- Порфирий. О пещере нимф 6, ср. 20.
- Порфирий. О пещере нимф 24.
- Юстин. Первая апология 66.
- Порфирий. О пещере нимф 15.
- Иероним, письмо 107; Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. М., 2002. С. 273.
- Григорий. Против Юлиана I 70, 89 (Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Мн., 2000. С. 109, 122).
- Тертуллиан. О прескрипции против еретиков 40.
- Ориген. Против Цельса VI 22 (Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1990. С. 308—309).
- Клавдиан. Консульство Стилихона I 63 и комм. Шмаракова на с. 581.
- Юлиан. Гимн к Матери богов (Речи V 172d), см. комм. (Юлиан. Сочинения. СПб, 2007. С. 151).
- Юлиан. К Царю Солнцу (Речи IV 155b).
- Феофан. Хронография, 5794 год
- Лампридий. Коммод 9, 6.
- Сократ Схоластик. Церковная история III 2.
- Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. С. 272—273; Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 351.
- Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. С. 274—275.
- Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат). / Пер. и комм. Э. В. Ртвеладзе, А. Х. Саидова, Е. В. Абдуллаева. СПб, 2008. С. 166—167, со ссылкой на: Bivar A. D. H. Personalities of Mithra in Arcaeology and Literature. New York, 1998. P. 22, 32—38.
- David Ulansey . The Mithraic Mysteries (Scientific American, 1989, No. 12).
- Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 351 (оригинальное издание 1961 г.).
- Малый Бундахишн, гл. 30 (Зороастрийские тексты. М., 1997. С. 308); Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. С. 272—273.
- Мифы народов мира. Т. 2. С. 156.
- См. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. М., 2002. С. 45—49, со ссылкой на Епифания. Панарион 51, 22; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980. С. 398—399 (о рождении девой сына).
Литература
Энциклопедии и словари
- Крюкова В. Ю. Митра // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLV : « Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — С. 423—425. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-052-3 .
- Миллер В. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XIXa. — С. 515—517.
- Миллер В. Ф. , Ростовцев М. И. Мифра // / Под общ. ред. почётн. акад. К. К. Арсеньева . — Пг. : Изд. дело бывшее Брокгауз—Ефрон , 1915. — Т. 26: Мацеёвский — Молочная кислота. — Стб. 780—784.
- Митра / Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 154—157.
- Митра [др.-инд.] / Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 157—158.
Книги
- Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве / Пер. с фр. А. П. Саниной. — СПб.: Евразия, 2002. — 352 с.
- Кюмон Ф. Мистерии Митры / Пер. с фр. С. О. Цветковой. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
- Митра — владыка рассвета. — Мн. : Астра, 2000. — 512 с. — ISBN 978-985-6623-01-4 .
- Ревилль Ж. Религия в Риме при Северах. — М.: Кн. дело, 1898. — X, 320 с.
- Элиаде М. Возвеличение бога Митры // История веры и религиозных идей. — М. : Критерион, 2001. — Т. I. От каменного века до элевсинских мистерий. — С. 296—297. — 464 с. — 1,000 экз. — ISBN 5-901337-03-4 .
- Oldenberg H. Die Religion des Veda. — Берлин, 1894. S. 185 и сл.
- Кузнецов Б. И. Бон и маздаизм . — СПб. : Евразия, 2001. — 224 с. — ISBN 5-8071-0074-3 .
Статьи
- Бивар А. Д. Х. Митра и Серапис // Вестн. древ. истории. — 1991. — № 3. — С. 52—63.
- Бивар А. Д. Х. Платон и митраизм // Вестн. древ. истории. — 1998. — № 2. — С. 3—18.
- Бонгард-Левин Г. М., Гаибов В. А., Кошеленко Г. А. Открытие митреума в Дура-Европос и современная митраистика /// Вестн. древ. истории. — 2004. — № 1. — С. 125—157.
- Зуевский Р. Римский митраизм. Ч. 1 // Scriptorium: История древ. мира и сред. веков. — Минск, 2009. — № 3 (3). — С. 18—26.
- Зуевский Р. Римский митраизм (окончание) // Scriptorium: История древ. мира и сред. веков. — Минск, 2009. — № 4 (4). — С. 22—38.
- Иванов П. В. Митраизм в Остии: (О роли вост. культов в жизни рим. города) // Политика и идеология в древнем мире. — М., 1993. — С. 80—94.
- Иванов П. В. Мифологические представления италийских митраистов: (Опыт реконструкции и интерпретации по данным иконографии и эпиграфики) // Вестн. / Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. — Тамбов, 1998. — Вып. 1. — С. 76—83.
- Иванов П. В. // Серия «Symposium», Образ рая: От мифа к утопии: Сб. ст. и материалов конф. — СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2003. — C. 83—86. — (Symposim; Вып. 31).
- Кошеленко Г. А. Ранние этапы развития культа Мифры // Древний Восток и античный мир: Сб. ст., посвящ. проф. В. И. Авдиеву. — М.: МГУ. 1972. — С. 75—84.
- Маргарян Е. Г. Трансформация митраизма в эллинистическую эпоху: (Иран, Армения, Коммагена, Рим) // Иран-наме. — 2011. — № 3. — С. 78—109.
- Мостовщикова Е. А. Сакрализация власти в Римской империи и культ Солнца // Вестн. / Ленингр. гос. ун-та. — СПб., 2009. — Т. 2, № 3. — С. 186—193.
- Найденова В. П. Культ Митры в Нижней Мезии и Фракии // Проблемы античной культуры. — М., 1986. — С. 56—60.
- Сердитых З. В. Об одном из вариантов иконографии Митры // Проблемы античной культуры. — М., 1986. — С. 279—282.
- Чередниченко А .Г., Шенцов М. Е. К вопросу о причинах нравственного прогресса в идеологии римского митраизма в IV—V вв. // Пробл. истории, филологии, культуры. — 2010. — № 2 (28). — С. 11—22.
- Чередниченко А. Г., Шенцов М. Е. // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология : журнал. — Белгород: БелГУ , 2009. — Т. 12 , № 15 (70) . — ISSN .
Прочее
- Бурлинова А. Ю. Распространение культа Митры в европейских провинциях Римской империи: Автореф. … к. ист. н. — М., 1999.
- Иванов П. В. Восточные культы в духовной жизни Италии: (Распространение митраизма): Автореф. дис. … канд. наук. — М., 1996. — 27 с.
- Шенцов М. Е. Культ Митры в Риме III в. и религиозная политика императора Аврелиана. Автореф. дис. … к. ист. н. — Белгород: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. — 23 с.
-
Hillebrandt:
- «Varuna und Mitra»;
- «Vedische Mythologie» (I, 53 5).
- Жан Батист Лажар :
Ссылки
- // Мифологический словарь
- Амфитеатров А. В.
- 2020-02-25
- 1