Interested Article - Ось мира

Иггдрасиль , ось мира в скандинавской мифологии

Ось мира ( лат. Axis mundi ) — в мифологии и религии ось, связывающая небо и землю. В культурах практически всех народов Земли существуют мифологемы и образы, соответствующие религиоведческому понятию «оси мира». Это может быть столб ( лат. universalis columna ), лестница, гора, дерево, лиана и др. Мировая ось проходит через середину мира сакральный мифологический центр вселенной, выполняющий гармонизирующую роль .

Ни один из образов оси мира не является статическим. Всё это места активного перехода, динамического союза, где существа различной природы (боги и люди) встречаются или даже становятся друг другом. Таким образом, ось мира представляет собой единство противоположностей. Так как axis mundi служит пересечением различных уровней мира, она почитается более других святых мест .

Часто считается, что посредством оси мира можно «связаться» с высшим существом с помощью экстатических техник ( шаманизм ).

Репрезентации

Образы оси мира различаются у разных народов в зависимости от мировоззрения, присущего конкретной культуре. Одно из наиболее частых представлений об оси мира — это священная гора , мифическая или реальная, которая считается высшей точкой Земли и центром мира. Иногда также считается, что на этой горе произошло творение мира . Известными примерами горы, как оси мира, являются Олимп в Греции , а также, как отмечает Мирча Элиаде , « Меру в Индии , Хараберецаити в Иране , мифическая „Гора Стран“ в Месопотамии , Геризим в Палестине , которая впоследствии была названа „ Пупом Земли “. Потому что Священная Гора это Axis mundi, связывающая Землю и Небо; она касается Неба и обозначает наивысшую точку Мира. Из этого следует, что прилегающая к горе территория, составляющая „наш мир“, расценивается как местность, расположенная ближе всего к небу» .

Axis mundi часто фигурирует в виде мирового дерева , соединяющее подземный мир, мир людей и мир богов . Классическим примером мирового дерева является Иггдрасиль из скандинавской мифологии . Это ясень, держащий небесный свод. Под ним ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: в мир людей ( Мидгард ), мир великанов- ётунов ( Ётунхейм ), и мир мёртвых ( Хельхейм ). У подножья древа бьют три источника (первоначально, видимо, один и тот же): источник судьбы, источник мудрости и источник всех земных рек.

Небесная, или космическая, колонна также может считаться осью мира. Этот мифологический сюжет можно найти у делаваров и в дохристианской румынской мифологии. Часто Млечный Путь представляется как космическая колонна, поддерживающая небеса и связывающая их с землёй .

Среди других образов axis mundi можно отметить города, особенно столицы, дворцы и храмы ( зиккураты ), лианы, свисающие с неба, священные лестницы (например, семиступенчатая лестница, описанная Оригеном ) .

Во многих культурах можно заметить стремление копировать ось мира в различных формах. Например, крест, представляющий аналог axis mundi в христианстве , постоянно воссоздаётся в форме украшений, орнаментов, планов архитектурных сооружений и т. п. В этом заметно стремление отождествить вселенную как единое целое с «полнотой», характерной для священного места .

Светское общество

Некоторые исследователи считают, что образ оси мира сохраняется и в секуляризованном обществе. Так, по их мнению, монумент Вашингтону в США или Эйфелева башня представляют собой оси мира, являющиеся демонстрацией не связи между мифологическими мирами, а простой власти. Однако перенос идеи axis mundi в контекст светского общества является спорным.

См. также

Примечания

  1. Рабинович Е. Г. от 4 сентября 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия . / Гл. ред. С. А. Токарев . М., 2008 ( Советская Энциклопедия , 1980). С. 910—911.
  2. Lawrence E. Sullivan. Axis Mundi // Encyclopedia of Religion, Second edition / Lindsay Jones, editor in chief. — 2005. — Т. 2 . — С. 713 . — ISBN 0-02-865735-7 .
  3. Lawrence E. Sullivan. Axis Mundi // Encyclopedia of Religion, Second edition / Lindsay Jones, editor in chief. — 2005. — Т. 2 . — С. 712 . — ISBN 0-02-865735-7 .
  4. Элиаде М. . (недоступная ссылка)
  5. Lawrence E. Sullivan. Axis Mundi // Encyclopedia of Religion, Second edition / Lindsay Jones, editor in chief. — 2005. — Т. 2 . — С. 713 . — ISBN 0-02-865735-7 . There is a tendency to replicate the image of the axis mundi in multiple forms. Such is the case with the cross—the cosmic tree of Christianity. Re-creating the image of the axis mundi in the form of village sites, house plans, ritual furnishings, personal ornaments, and even kitchen items tends to identify the universe as a whole with the fullness of being characteristic of action at that sacred place. It ensures that contact with the fullness of reality is everywhere possible.

Литература

  • Schama, Simon. . — N. Y. , 1995.
  • Элиаде М. Образы и символы. — Нью-Йорк, 1961.
Источник —

Same as Ось мира